Файл: 10. Состав правоотношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


д) их реализация обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.

2. Отличия указаны в табл. 3.

Таблица 3

Отличия нормативного правового акта от правоприменительного акта



 Структура правоприменительного акта:

1.

Вводная часть – содержит указание на правоприменительный орган, место и дату принятия решения.

2.

Описательная часть – содержит описание существа дела, т.е. сведения о фактических обстоятельствах.




3.

Мотивировочная часть – содержит обоснование выносимого решения.

4.

Резолютивная (постановляющая) часть – содержит выносимое решение.

 Виды правоприменительных актов:

1. По субъектам принятия:



принятые государственными органами (например, органами законодательной, исполнительной и судебной власти);



иными уполномоченными органами (например, органами местного самоуправления);






принятые должностными лицами (например, ректором вуза).

2. По наименованию:



указы (например, Указ Президента РФ о награждении гражданина А. орденом Дружбы);



распоряжения (например, распоряжение губернатора области о назначении гражданина Б. на должность начальника отдела);






приказы (например, приказ ректора о назначении гражданина В. на должность преподавателя);



определения (например, частное определение суда);







решения (например, решение суда о расторжении брака);



приговоры (например, обвинительный приговор суда).

3. По функциям права:



регулятивные (например, приказ о назначении на должность или об увольнении по собственному желанию);



охранительные (например, приказ о увольнении за совершение прогула).

4. По юридической природе:



основные (содержат конечное решение дела, например обвинительный или оправдательный приговор суда).



вспомогательные (не содержат конечного решения дела, а подготавливают принятие основных актов, например постановление о возбуждении уголовного дела);

5. По правовым последствиям:



правообразующие (влекут возникновение правоотношения, например, приказ о назначении на должность);



правоизменяющие (влекут изменение правоотношения, например, приказ о переводе с одной должности на другую);






правопрекращающие (влекут прекращение правоотношения, например приказ об увольнении).

6. По порядку принятия:



принимаемые единоначально (например, Указ Президента, приказ директора учреждения, решение мирового судьи);



принимаемые коллегиально (например, решение Совета Федерации о назначении гражданина А. на должность судьи Конституционного Суда РФ, решение суда о разделе имущества).


3.9.4. Пробелы в праве: понятие, причины, виды, способы устранения и преодоления

 В правоприменительной деятельности иногда возникает ситуации, когда требующий юридического решения вопрос не урегулирован нормой права. В этом случае правоприменитель сталкивается с пробелом в праве – полным или частичным отсутствием правовых норм, необходимых для правового регулирования общественных отношений.

 При установлении пробелов в праве необходимо учитывать два признака пробела:

1.

Данное общественное отношение находится в сфере правового регулирования, т.е. оно должно быть урегулировано конкретной нормой права.

2.

Отсутствует конкретная норма права, необходимая для регулирования этого общественного отношения.

 Причины пробелов в праве:

1.

объективные (отставание права от развивающихся общественных отношений);

2.

субъективные (недостатки юридической техники, недостаточный уровень правосознания и правовой культуры субъектов правотворчества).

 Виды пробелов в праве:

1. По причинам образования:



образовавшиеся по объективным причинам;



образовавшиеся по субъективным причинам.

2. По времени образования:



первоначальные (образуются при принятии нормативного правового акта);



последующие (образуются после принятия и введения в действие нормативного правового акта в результате развития общественных отношений).

3. По объему:



полные (выражаются в полном отсутствии правовых норм, необходимых для регулирования общественного отношения);



частичные (выражаются в частичном отсутствии правовых норм, необходимых для правового регулирования, в их содержательной неполноте).

 Пробелы в праве – явление нежелательное, поэтому они должны своевременно выявляться и устраняться.

 Устранить пробел можно в ходе правотворческой деятельности путем принятия нормы права. Преодолеть пробел (пока он не устранен) можно в ходе правоприменительной деятельности путем применения права по аналогии.

 Существуют два вида аналогии в правоприменении:

 Аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основе нормы права, рассчитанной не на данное, а на сходное общественное отношение.

 Аналогия права – решение конкретного юридического дела на основе общих принципов права и смысла законодательства.

 Требования к применению права по аналогии:

1.

Решение дела по аналогии возможно только в случае полного отсутствия нормы права или ее неполноты.

2.

Сходство анализируемых общественных отношений и отношений, урегулированных нормой права, должно быть существенным.




3.

Принятое в результате применения аналогии решение не должно противоречить нормам права.

4.

Решение по аналогии предполагает поиск нормы права сначала в нормативном правом акте той же отрасли права и только за неимением таковой – в другой, родственной отрасли права, а затем – обращение к общим принципам права и смыслу законодательства.




5.

Решение дела по аналогии недопустимо, если это прямо запрещено законом или если закон связывает наступление правовых последствий именно с наличием конкретных норм права, рассчитанных на данное общественное отношение.





 

 13. Толкование норм права: понятие, способы, виды, необходимость и значение


Реализация норм права невозможна без предварительного установления их содержания. Поэтому толкование норм права представляет собой необходимый и важнейший элемент процесса реализации права.

 Реализация права – деятельность субъектов, направленная на установление содержания правовых норм. Объектом толкования является норма права, в которой выражена воля субъекта правотворчества. Цель толкования – установление (выявление) содержания толкуемой нормы права.

Способы толкования норм права (совокупность приемов, правил, используемых для уяснения содержания нормы права):

1.

Грамматический (языковой, филологический, текстовой, словесный). Он основан на уяснении содержания нормы права путем анализа ее словесной формулировки. Выражается в установлении значения отдельных слов, связи слов в предложении, в установлении значения союзов, знаков препинания.

2.

Логический. Основан на использовании законов и правил формальной логики.




3.

Систематический. Основан на установлении связи толкуемой нормы права с другими нормами права.

4.

Историко-политический. Основан на анализе исторических условий принятия нормы права.




5.

Телеологический. Основан на установлении целей принятия нормы права.

6.

Специально-юридический. Основан на использовании специальных юридических знаний. Способы толкования используются, как правило, в комплексе, а не изолированно. Однако они имеют разное значение в процессе толкования. Первая (обязательная) ступень толкования – анализ словесной формулировки нормы права. Поэтому грамматический способ толкования является обязательным и важнейшим.

 На практике во многих случаях этого бывает достаточно для уяснения содержания нормы права. Но и в этом случае не следует исключать и другие способы толкования, которые позволят либо подтвердить, либо опровергнуть выводы, полученные в результате грамматического толкования.


 После использования грамматического способа, как правило, совсем не требуется соблюдение очередности в использовании других способов толкования. Они часто переплетаются, т.е. происходит возвращение к уже использованным способам. В итоге, умелое использование различных способов толкования приводит к установлению содержания нормы права.

 Виды толкования норм права:

По объему толкования:

1.

буквальное (содержание нормы права полностью совпадает с ее словесной формулировкой);

2.

ограничительное (содержание нормы права уже ее словесной формулировки);




3.

распространительное (содержание нормы права шире ее словесной формулировки).

 (Абсолютное большинство правовых норм сформулированы таким образом, что они должны толковаться буквально.)

 

Акты толкования норм права: понятие, признаки, виды


Акт толкования – официальный правовой документ, принятый уполномоченным субъектом в ходе интерпретационной деятельности и содержащий официальное разъяснение нормы права. Является одним из видов правовых актов.

 Признаки акта толкования:

1.

Принимается уполномоченным субъектом.

2.

Принимается в ходе интерпретационной деятельности.




3.

Принимается в порядке, предусмотренном нормами права.

4.

Имеет государственно-властный характер.




5.

Оформляется в виде официального правового документа, имеет установленную форму и реквизиты.

6.

Содержит официальное разъяснение нормы права (он не устанавливает, не изменяет и не отменяет норм права, а содержит разъяснение содержания толкуемой нормы права и порядка ее применения).