Файл: Детонационная стойкость бензина что такое, как оценивается, способы повышения.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Детонационная стойкость бензина: что такое, как оценивается, способы повышения


Министерство образования и науки РФ Бирский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» Факультет биологии и химии Кафедра биологии, экологии и химии

Выполнила: студентка 13 группы

факультета биологии и химии

Хаяхова И.И.

Проверила: Сивкова Г.А. к.х.н. доцент

Детонационная стойкость бензина

  • Детонационная стойкость бензина – это величина, которая характеризует сопротивляемость горючей смеси самовозгоранию в рабочей камере автомобильного моторного механизма. Это один из ключевых параметров, по которому определяется качество бензина и его пригодность для заливки в различные модели легкового и грузового транспорта.

Детонационная стойкость бензина

  • Бензин – продукт переработки нефти, который обладает температурой самовоспламенения от +250 градусов по Цельсию. При этом температура вспышки состава (процесс, при котором объем топлива может возгореться при соприкосновении с искрой, но без продолжения устойчивого горения) составляет всего -43 градуса. Это значит, что бензин может быстро воспламениться даже в холоде, что уж говорить о камере сгорания транспортного средства, внутри которой температура может составлять сотни градусов выше нуля.
  • Контакт молекул бензина между собой, особенно во время движения автомобиля, соприкосновение с различными внутренними поверхностями и действие случайного статического электричества могут привести к самовоспламенению жидкости.

Детонационная стойкость бензина

  • Периодическая детонация состава мешает его плавному и сбалансированному сгоранию в камере силового узла автомашины. ТВС формируется непропорционально, в ее составе повышается количество окислительных соединений, которые под воздействием высоких температур распадаются в виде взрыва и провоцируют большее количество самодетонаций.
  • Если бензин обладает слабой детонационной стойкостью, то мотор находится в режиме постоянного перегрева, его КПД резко падает, а из-под капота могут послышаться характерные постукивания и шумы во время движения. Внутренние конструкции изнашиваются и быстро приходят в негодность, а те, которые не успели сломаться, покрываются углеродистыми отложениями и продуктами теплового взрыва. Постоянное воздействие детонационных горячих волн на мотор в конце концов может полностью его разрушить. Все это приводит к дорогостоящему ремонту автомобиля.

Детонационная стойкость бензина: как оценивается

  • Для определения сопротивляемости различных марок топлива к самовоспламенению используется октановое число. Этот параметр указывает на соотношение изомера октана и н-гептана в стандартной субстанции, принимаемой за эталон. Чем больше изооктана в жидкости, тем выше детонационная стойкость. Детонационная стойкость смеси с определенным объемом изооктана при этом соотносится с сопротивляемостью возгоранию в объеме испытуемого образца бензина.
  • По каким параметрам оценивается детонационная стойкость автомобильных бензинов для массового применения? Методы оценки стойкости состава к детонации являются лабораторными. Октановое число может быт определено исследовательским либо моторным методом. Разница – в конструкции установки для тестирования. При исследовательском методе частота обращения коленвала составляет 600 оборотов в минуту, при моторном – 900 оборотов за 60 секунд. В последнем методе бензин также подогревается до почти +150 градусов.
  • Итак, согласно вышесказанному, названия всем известных марок бензина АИ-92 и выше отражают фактическое октановое число смеси, полученное в результате проведения исследовательского тестирования.
  • Условная характеристика детонационной стойкости бензина, используемого для питания большинства легковых и грузовых транспортных средств, варьируется от 92 до 100 пунктов с шагом в несколько единиц. Высокооктановыми бензинами считаются марки АИ-98 и АИ-100, но из-за большой нагрузки на двигатель заливать их можно только в топливные отсеки машин премиум-класса и спорткаров.
  • При выборе марки бензина лучше ориентировать на паспортную документацию конкретной марки автомобиля. Если производитель рекомендует лить АИ-95, то стоит послушаться и не экспериментировать с намеренным понижением или повышением ОЧ.
  • Детонационная стойкость бензина в 95 единиц, определенная исследовательским методом, равна стойкости в 86 единиц, определенной моторным способом.
Чтобы повысить октановое число обработанного нефтяного сырья и улучшить его эксплуатационные качества, в него добавляются специальные октаноповышающие присадки. С использованием добавок можно добиться повышения ОЧ свыше 100 пунктов, но применяться такое горючее будет только в жестком перечне случаев (например, питание гоночных болидов). Состав присадочных компонентов менялся на протяжении последних десятилетий. Распространенный тетраэтилсвинец, обеспечивающий быстрое повышение ОЧ сразу на несколько пунктов, теперь запрещен во всех развитых странах из-за токсичности элемента. Ему на смену приходят более экологически

безопасные компоненты на основе марганца, ароматических соединений с аминокислотной группой или железа в допустимой концентрации.

Спасибо за внимание!!!