Файл: В подобной ситуации я считаю актуальным создание программы для обучения основам синтаксиса и семантики языка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, данные о шаблонах клиентской части системы (форма отображения интерфейса), переменные в которых хранится информация о директории размещения системы и корневой директории.

Конфигурационный файл (template.php).

В этом файле собраны функции и методы (вплывающих окон, стилей шрифта, полей, таблиц и т.д.) которые формируют верхнюю часть (так называемая шапка) и нижнюю часть (подвал) интерфейса пользователя.
Дерево вызова модулей показано на рисунке 7.



Рисунок 7 - Дерево вызова программных модулей
Технологическое обеспечение проекта автоматизации включает в себя следующие процессы:

  • получение первичной информации,

  • обработка информации,

  • выдача результатной информации (формирование и передача).

В состав операций, выполняемых при получении первичной информации, входят :

1) Съем первичной информации – процесс получения количественного значения показателя, характеризующего объекты и процессы предприятия. На вход решаемой задачи поступает первичная информация со слов заказчика о желаемых услугах, на основании которой рассчитываются все необходимые параметры: количество, цена, и прочее.

2) Регистрация первичной информации – внесение всех количественных характеристик на какой-либо носитель. В процессе решения поставленной задачи автоматизации регистрация осуществляется механическим способом, то есть вводится с клавиатуры в экранные формы.

3) Сбор информации – операция получения пакета сообщений, набора первичных документов или файла на машинном носителе для последующей передачи и обработки. Эта операция в рамках решаемой задачи автоматизации происходит автоматическим способом, централизовано – то есть сбор информации происходит по мере ее возникновения в источниках.

При сборе первичной информации получаются документы, данные из которых используются для корректировки нормативно-справочной информации и документы, представляющие оперативную информацию, используемую для расчетов.

При этом важно уделить внимание контролю входной информации следующими способами:

  • визуальный контроль на экране дисплея,

  • метод верификации, при котором осуществляется сверка ранее введенных и сохраненных в БД данных и данных первичных документов, вводимых оператором.

4) Передача информации на обработку – формальная технологическая процедура, поскольку все операции по регистрации и сбору первичной информации производятся на одном рабочем месте.


Технологический процесс обработки информации – это определенный комплекс операций, выполняемых в строго регламентированной последовательности с использованием определенных методов обработки данных и инструментальных средств.

В процессе создания и ведения БД используются следующие режимы обработки :

  • пакетный – для задач со слабой разветвленностью алгоритма, отсутствием необходимости вмешательства пользователя в процесс решения экономической задачи, с большим объемом исходных данных, длительным временем решения и получения результатов,

  • диалоговый (интерактивный) – для выполнения функций управления диалогом, информирования пользователей, вывода информационных сообщений, обработки с их помощью прикладных программ и выдачи результатов.

  • смешанный.

Пакетный режим обработки данных предполагает предварительный сбор пакета документов или подготовку входного файла первичной информации, с которых осуществляется наполнение основных файлов первичной информации или его обновление. Пакетный режим используется для работы с файлами оперативной информации в тех случаях, когда требуется ведение централизованной БД из локальных источников первичной информации при невозможности подключения этих источников к ИС. Применение пакетного режима позволяет уменьшить вмешательство оператора в процесс решения задачи, требует только предварительного ввода данных, исключает возможность вмешательства пользователя и, таким образом, изменения последовательности выполняемых действий. Однако за счет этого появляется более полная загрузка оборудования, которое начинает работать по жесткому графику. В некоторых случаях для решения задачи выполняется и параллельная обработка данных. Пакетный режим более тесно связан с бумажной технологией.

Диалоговый режим предполагает активное вмешательство пользователя в процесс работы комплекса и ориентацию на безбумажную технологию. В ходе его выполнения отсутствует заранее установленная последовательность операций обработки данных и дополнительного их ввода. Особенностью диалогового режима обработки данных является ввод или обновление отдельных записей файлов по мере необходимости.

С учетом специфики разрабатываемой проблемной области и предметной технологии решения задачи, выбор смешанного режима обработки обоснован следующими положениями:

  • источники первичной информации подключены к ИС, однако имеет место бумажная технология сбора первичной информации,

  • обработка информации начинается по мере поступления данных, хотя отчетные формы начинают составляться в момент получения всего объема данных за отчетный период,

  • существует четкая последовательность технологических операций обработки информации, однако вмешательство пользователя в процесс обработки данных допускается.


Технологический процесс выдачи результатной информации происходит в двух направлениях:

  1. вывод результатных документов на печать,

  2. вывод результатных документов на экран.

Оба этих технологических направлений выдачи результатов решения поставленной задачи не исключают сохранения результатных данных в информационной базе. Таким образом, происходит ее пополнение, сохраненные данные являются исходными для решения аналогичных задач последующих периодов.

Модуль «подключения к БД».

Модуль оказывает функцию подключения к серверу с БД, а так же выбор указанной БД.

В случае успешного подключения к серверу с БД, происходит выбор указанной БД, что позволяет обеспечить дальнейшую работу системы.

В противном случае, выдается сообщение о том, что «Соединение не установлено» и/или «База данных не найдена», и работа системы останавливается до устранения ошибки подключения.
Алгоритм модуля подключения к БД представлен на рисунке 8


Рисунок 8 - Алгоритм модуля подключения к БД
Модуль авторизации отвечает за проверку доступа пользователей
к системе. Так же как и в ядре системы, в модуле происходит инициализация механизма сессий и загрузка конфигурационного файла (conf.php).

Далее происходит проверка, были ли введены данные (логин и пароль).

Если данные введены небыли, показывается форма для их ввода, в противном случае выполняется запрос к БД. В случае успешного выполнения запроса (о том, что пользователь существует и данные верны) пользователь перенаправляется на главную страницу системы. В противном случае в форму авторизации предлагается ввести логин/пароль еще раз.

Алгоритм модуля авторизации представлен на рисунке 9


Рисунок 9- Алгоритм модуля авторизации

Модуль «управления пользователями».

Данный модуль относится к типу административных и позволяется проводить манипуляции с пользователями системы: создание, редактирование, блокировка и активация.

Во время создания нового пользователя, вводить его ФИО, логин, пароль, адрес электронной почты, группы к которым будет принадлежать пользователь и дата создания (заполняется автоматически).

В случае редактирования данных пользователя, редактированию подвергаются все данные, кроме пароля и даты создания, которые остаются неизменными. В случае утери пароля, пароль восстанавливается через интерфейс доступа к БД вне зависимости от системы.


Блокировка пользователя происходит без удаления его из системы, заблокированный пользователь не может войти в систему, даже если данные логин и пароль верны.

Активация заблокированных пользователей происходит нажатием соответствующей кнопки, без изменения каких либо данных.

Принцип работы модуля следующий.

Во-первых, с помощью функции разграничения прав доступа происходит проверка на доступ к модулю. Если доступ к модулю разрешен, то с помощью запроса к базе данных и языка разметки HTML формируется таблица со всеми существующими пользователями в системе, а так же кнопки заблокировать, активировать и редактировать напротив каждого пользователя.

Во-вторых, на основе запросов к базе данных создаются функции блокировки, активирования, добавления и редактирования пользователя. В зависимости от нажатия на соответствующую кнопку происходит проверка на ее нажатие и выполняется нужная функция.

В-третьих, создаются функции для отображения формы добавления/редактирования пользователя, которая вызывается соответствующей кнопкой. В этих функциях, в зависимости от того создается (добавляется) новый пользователь или происходит изменение его данных, обнуляются переменные или заносятся данные в поля формы, а так же название, изменяется название кнопки «добавить или редактировать пользователя».

Аналогично происходит работа с руководителем и администратором.

Алгоритм проведения авторизации пользователя при запуске системы приведен на рисунке 10



Рисунок 10 - Алгоритм авторизации

Алгоритм работы со справочниками системы приведен на рисунке 11



Рисунок 11- Алгоритм работы со справочниками системы


Алгоритм получения отчетных документов приведен на рисунке 12



Рисунок 12- Алгоритм получения отчетных документов

2.1.3 Описание Web-интерфейса



Интерфейс пользователя - эта та часть программы, которая находится у всех на виду. Некоторые программисты склонны оставлять дизайн интерфейса пользователя на потом, считая, что реальное достоинство приложения - его программный код, который и требует большего внимания. Однако часто возникает недовольство пользователей из-за неудачно подобранных шрифтов, непонятного содержимого экрана и скорости его прорисовывания, поэтому работу над интерфейсом также нужно воспринимать серьезно. Пользователь не видит программного кода, зато интерфейс (хороший или плохой) всегда перед ним.


Формы - это строительные блоки интерфейса пользователя. Хороший дизайн форм включает нечто большее, чем просто добавление элементов управления и программирование процедур обработки событии.

Особый вид форм - формы, предназначенные для ввода данных. Они позволяют пользователю идти в нужном ему темпе, не оглядываясь на программиста. Общий смысл и основное правы: если пользователь собирается ввести в базу данных 10000 записей, вероятно, он не хочет подтверждать ввод каждой записи. В форме ввода данных необходимо максимально использовать свободное пространство, поскольку открытие и закрытие дополнительных форм существенно замедляет работу. При разработке форм ввода данных основное внимание следует уделить скорости их работы.

В ходе проектирования пользовательского интерфейса разработаны макеты экранных форм. Для администраторской части выбрано следующее расположение элементов форм (рисунок 13):

  • Сверху по центру – заголовок и служебная информация;

  • Ниже – меню;

  • Еще ниже - основная часть.




Рисунок 13 - Макет экранной формы для администратора
Для корректной работы администратора в системе разработано меню, которое всегда находится в средней части страницы и представляет собой строку с выпадающими списками (для администратора).

Макет пользовательской части страницы представлен на рисунке 14



Рисунок 14- Макет экранной формы для пользователя
Меню пользователя системы спроектировано в виде блока, располагающегося слева от основной части страницы. Меню реализовано в виде дерева, которое может сворачивать отдельные участки, в этом случае пользователь может видеть все меню сразу, либо настроить его вид так, как удобно.

Для корректного ввода информации в автоматизированную систему используются формы, не позволяющие ввести излишнюю или неправильную информацию в систему.

В разрабатываемой системе необходимо применять следующие виды форм:

- форма регистрации студентов;

- форма авторизации;

-форма ввода данных;

- форма поиска;

- форма получения результатных данных.
Эскизы форм представлены на рисунках ниже.