ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Термин «социальная сеть» был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», которая вошла в сборник «Человеческие отношения». Он развил и дополнил изобретенный в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм, то есть визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними — в виде линий.
Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно. Однако многие пользователи не понимают, что информация, размещённая ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями, а следовательно, эта среда далеко не всегда безопасна. В связи с этим актуальность изучения данного вопроса очевидна и этим обусловлен выбор данной темы.
Для того, чтобы обеспечить безопасность использования подростками социальных сетей, важно выявить основные проблемы, связанные с их использованием. Это определило цель нашего исследования: выявить основные риски взаимодействия подростков в социальных сетях.
Цель: выявить угрозы для молодёжи при активном использовании социальных сетей и разработать рекомендации по борьбе с ними.
Задачи исследования:
- изучить историю возникновения социальных сетей;
- рассмотреть проблему зависимости подростков от социальных сетей;
- познакомиться с угрозами, с которыми подростки могут столкнуться в Интернете;
- предложить пути их решения.
Объектом является взаимодействие подростков в социальных сетях.
Предмет – безопасность взаимодействия в социальных сетях
История возникновения социальных сетей
Термин «Социальная сеть» был введён задолго до появления Интернета и собственно современных интернет-сетей, ещё в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом.
Предпосылки возникновения: гостевые книги (web-приложения, состоящие из списка сообщений, которые может оставить каждый посетитель), форумы (сообщения группируются тематически, каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу).
Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться социальные сети, отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками.
Во второй половине 20 века социальные сети стали активно развиваться как научная концепция, сначала они стали популярны на западе, чуть позже пришли и к нам.
И вот в 1995 году появилась первая, приближенная к современным, социальная сеть Classmates.com, которую создал Рэнди Конрад, владелец компании Classmates Online, Inc. Сеть помогала зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками и другими знакомыми людьми. Сейчас в ней зарегистрировано более 40 миллионов людей, преимущественно из США и Канады.
Основные понятия и характеристики социальных сетей.
Социальная сеть (от англ. social networking service) — платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы. Наполнением социальной сети занимаются сами участники этого сервиса.
Характерными особенностями социальной сети являются:
- создание личных профилей (публичных или полупубличных), в которых зачастую требуется указать реальные персональные данные и другую информации о себе (место учёбы и работы, хобби, жизненные принципы и др.);
- предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (размещение фотографий, видео-записей, размещение текстовых записей (в режиме блогов или микроблогов), организация тематических сообществ, обмен личными сообщениями и т. п.);
- возможность задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у него имеются некоторые отношения (например, дружбы, родства, деловых и рабочих связей и т. п.)
Популярны социальные сети в мире,в России
На сегодняшний день в мире можно выделить четыре самые популярные социальные сети: YouTube, WhatsApp ,ВКонтакте,Instagram,TikTok
На рисунке1 представлены популярные социальные сети в мире по данным 2022-23 года.
Рисунок 1.Популярные социальные сети в мире на 2022-2023год.
В России социальные сети начали приобретать широкую популярность позже, чем в Америке и Европе. В 2006 году были запущены сразу два сервиса: Одноклассники и ВКонтакте.
На рисунке 1 представлены популярные социальные сети в России по данным 2022-2023года.
Рисунок 2. Популярные социальные сети в России за 2022-2023 год.
Опасность интернет сообществ
Социальные сети позволяют подросткам общаться, узнавать интересную и полезную информацию, находить паблики по учебе, обсуждать свои увлечения (фильмы, музыка, танцы, пение, спорт, игры) и многое другое. Социальные сети для подростов – неотъемлемая часть их социализации. Но, не смотря на очевидную привлекательность, необходимо осознавать и опасности использования социальных сетей в этом возрасте. Известно, что у детей планка критичного отношения к новостям, видео и сообщениям ниже, чем у взрослых. Дети более доверчивые, а значит они удобный «объект» для воздействий.
Ввиду еще несформировавшейся психики наиболее опасными для подростков являются так называемые суицидальные группы, группы анорексиков, группы вербовки в запрещенные организации, общение с мошенниками, кибербуллинг (травля) и так далее.
Суицидальные группы
В 2015 году в социальных сетях стали массово появляться группы, где детей склоняют к суициду в режиме онлайн. В них детей заставляют покончить с собой, транслируя видео этого в сеть Интернет. По мнению правоохранительных органов в таких группах работают профессиональные психологи, которые методично доводят детей и подростков до самоубийства.
Модераторы групп смерти часто сами находят подростков, которые уже и так страдают от депрессии и не скрывают своих суицидальных мыслей на личной странице (слушают специфическую музыку, размещают фотографии с изображением смерти, интересуются субкультурой «эмо»). Далее в ход идет жесткое манипулятивное воздействие на психику подростков.
По данным Новой газеты только за полгода (с апреля 2016-го по апрель 2017-го) из-за таких групп покончили с собой 130 подростков.
Больше 9000 страниц и сайтов, пропагандирующих самоубийства, уже заблокировал в сети Роскомнадзор. Но на месте одной закрытой тут же, мгновенно, возникают другие.
Раньше «группы смерти» чётко атрибутировались по названию, хештегам («Море Китов», «Тихий Дом», «F57» и пр.). Сейчас же, после введения поправок в Уголовный Кодекс РФ (статьи 110 с примечаниями) и активизации борьбы с противоправным контентом, появились новые суицидальные движения, которые легко "обходят" Российское законодательство и маскируются в сети Интернет. Из социальных сетей и открытых групп (сообществ), они переходят в мессенджеры, приватные беседки, ТОР. Ввиду этого, «группы смерти» более корректно именовать как «суицидальные течения / группы / сообщества / движения».
Теперь, на вопрос родителей: "как определить, что мой ребенок в группах смерти?", ответ следующий: по названию - никак, только по содержанию групп, сообществ, беседок, чатов, в которых ребенок проявляет активность.
Распространены следующие суицидальные течения:
- построенные на основе идеологии сатанизма (подтечений), идеализирующие смерть, загробную жизнь.
- продвигающие депрессивные и панические идеи, шутки про смерть, неоднозначно интерпретируемые цитаты из поэм и стихов. При этом, информация может дробиться на части (парелляция), контекст подаваться с различной смысловой нагрузкой.
- продвигающие бесцельность существования;
- методом повторения в депрессивном ключе освещающие многоэтажные дома, виселицы (петли), лезвия, таблетки, море, океан, полеты с высоты, погружение в воду, кровь, самоповреждение (селфхарм). Иногда многократно упоминаются слова "смерть", "умру", "повешусь" и пр. Наиболее часто встречающийся метод. Ребенок, продолжительно просматривающий такой контент, "программируется" на совершение деструктивных действий.
- с применением привлекательных медийных персонажей, в частности, «кровавое» аниме;
- разгадыванием суицидальных фраз, образов (игровая составляющая);
В случае, если большинство подписок и (или) друзей ребенка, структура постов содержат подобный контент, это повод для беспокойства. Кроме того, при оценке виртуальной жизни ребенка, следует обращать внимание абсолютно на всё: аватар, псевдоним, фамилия, статус, группы, друзья, активность внешняя активность и тд. Как проводить сетевую аналитику, автор расскажет буквально на днях в отдельной статье.
Группы по похудению, приводящие к анорексии
В социальной сети «ВКонтакте» есть сотни сообществ, где принято хвастаться своей худобой. Девочки-подростки ненавидят свое тело, стремятся к идеалу веса в 35 килограммов.
У самой популярной группы 4,5 млн. подписчиков, а ее экс-администратор несколько лет назад умерла от анорексии.
Сообщества для экстремальных похудений популярны в «ВКонтакте», так как именно в этой сети зависают девочки-подростки. Сегодня по запросу «Анорексия» можно найти больше 1700 сообществ, и это не считая некоторых групп с «зашифрованными» названиями, закрытых от посторонних.
Подростков подсаживаются на различные диеты и пропагандируют свой образ жизни среди своих знакомых. Тем самых количество «худышек» быстро растёт. Для них это, как наркотик, который также может привести к смерти.
В описании тематических групп, как правило, указано, что в них не пропагандируют психические и пищевые расстройства, никого не призывают худеть и не несут ответственности за действия подписчиков. Правда, грань между публикацией фотографий истощенных девушек для вдохновения, наслаждения и любования «тем, что вы считаете поистине прекрасным», и пропагандой очень зыбкая.
Большинство публикаций в этих группах посвящены тому, чтобы «не срываться». То есть не начинать есть после затяжной (или не очень затяжной) диеты.
Затяжная, а возможно, и бесконечная диета — норма жизни для активных подписчиц сообществ. Голодание периодически прерываются приступами переедания, когда за короткий срок сброшенный вес возвращается. После этого девушки вновь начинают голодать.
«У меня до сих пор идет замкнутая цепь. Я то худею, то набираю все килограммы обратно. Мое похудение зависит не от меня, моим мозгом управляют пищевые расстройства. Будет анорексия — будут отвесы. Булимия — сомнительное похудение. Переедание — набор веса», — рассказала «Известиям» подписчица многих групп по похудению Аделина.
После набора веса девушки садятся, как правило, на «питьку», или питьевую диету. В самой щадящей форме человек просто отказывается от твердой пищи. Разрешены молочные и кисломолочные продукты, бульоны, соки, минеральная вода, чай, какао и кофе. Но есть и ЖП, или «жесткая питьевая». На ней разрешены только энергетики, кофе и чай. «А есть еще жестче, где, например, в первый день можно выпить только 0,5 минералки», — сказала в разговоре с «Известиями» Ольга, также подписанная на несколько десятков групп, посвященных жестким способам похудения.
Фотографии обтянутых кожей ребер и впалых щек с мотивирующими подписями — не единственная помощь, которую оказывают администраторы групп тем, кто хочет удержаться без твердой или вообще еды. Они публикуют и сами производят разнообразный контент.
Фотографии в группах выкладывают и сами подписчицы. Альбомы для этого делятся на «похвалите меня» и «поругайте меня». В зависимости от типа альбома, а не от того, как выглядит фигура девушки на снимке, в комментариях напишут «ты прекрасно выглядишь», «ты умница» или «какая же ты жирная», «ноги толстоваты».
Анорексички, которые еще не достигли идеала, носят красную нить на правом запястье, а так называемые про-аны (профессиональные анорексички, достигшие своего идеала) — на левой. Булимички носят синюю или голубую ниточку