Файл: Курсовая работа риск в предпринимательстве Выполнил обучающийся гр. Тбу19 Фатьянова Е. И.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специфика управления рисками



Риски неизбежны в работе любой организации. При этом риск может исчисляться в финансовых категориях, а значит, воздействовать на риски можно с помощью финансовых инструментов. Риск-менеджмент является совокупностью стратегических и финансовых приемов, применяемых в организации с целью снижения риска.

В его основе лежит поиск и организация работ по снижению рисков в условиях неопределенной внешней среды. Конечная цель риск-менеджмента – получить наибольшую прибыль при оптимальном соотношении дохода и рисков.

В целом, риск-менеджмент является разработанной системой управленческих мер по снижению рисков. Он осуществляется на стратегическом и тактическом уровнях управления. Объектом управления в риск-менеджменте становятся риски, рисковые вложения капитала и отношения между организациями в процессе рисковой ситуации (страхователь – страховщик, заемщик – кредитор и т.д.).

Управление рисками (риск-менеджмент) – последовательность мер, позволяющая наблюдать разумную комбинацию рисков и выгод с проектами. Целью управления рисками является снижение проектных рисков.

На практике риск-менеджментом занимается особая группа людей в организации (финансовые менеджеры, специалисты по страхованию, аквизиторы, актуарии, андеррайтеры и т.д.).

Обеспечение эффективного риск-менеджмента базируется на своевременной и полноценной информации о ситуации и хорошей циркуляции информации внутри организации.

Информационное обеспечение риск-менеджмента включает в себя: статистические данные; экономическую информацию; коммерческие данные; финансовые показатели.

Качественная оценка рисков – это процесс представления качественного анализа выявления рисков и выявления рисков, которые требуют быстрого реагирования. Такая оценка риска определяет степень значимости риска и выбирает метод реагирования [20, с.156].

Количественная оценка рисков определяет вероятность возникновения рисков и последствия рисков в проекте, что помогает группе управления проектом правильно принимать решения и избегать неопределенностей. Количественная оценка рисков позволяет решить:

  1. Вероятность достижения конечной цели проекта.

  2. Степень подверженности риску для проекта и сумма непредвиденных затрат и материалов, которые могут понадобиться.

  3. Риски, которые требуют быстрого реагирования и большего внимания, а также последствия их воздействия на проект.

  4. Фактические затраты, предполагаемые даты окончания.


Рассмотрим основные методы анализа рисков, представленных в научной литературе.(Рисунок 1.5)



Рисунок 1.5 - Группы методов анализа рисков [9, с.56]

Проведем сравнительный анализ исследуемых методов, результаты исследования сгруппируем в аналитической таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Сравнительная характеристика методов оценки риска [20, с.202]

Метод

Простота

Универсальность

применения

Точность

Частота применения банками

Метод вероятности исполнения

-

+

-

+++

Метод анализа вероятностных распределений потока

-

+

-

-

Имитационное моделирование







+

+

Метод корректировки нормы дисконта

+

+




+

Метод достоверных эквивалентов

+







++

Анализ сценариев

+







++

Экспертный метод оценки

+

+




+


Основой для управления рисками является их анализ, на основе которого принимаются решения по управлению данными.

Наиболее сложным в использовании методом является метод реализации вероятности, самый простой метод экспертной оценки.

Количественная и количественная оценка риска могут использоваться отдельно или вместе, в зависимости от времени и бюджета, необходимости количественной или качественной оценки риска.

Идентификация риска может быть выполнена с помощью одного из методов или их комплекса:

1. Проверка на типичные риски.

2. Выполните SWOT-анализ проекта.

3. Анализ факторов неопределенности и предположений для плана проекта.

Существуют следующие типы рисков в соответствии с этапом проекта, на котором они возникают (типичные риски):



1. На этапе инвестирования: риск превышения расчетной стоимости проекта, риск задержки доставки товара, риск некачественной работы.

2. На этапе производства:

- Производственные риски (технические, ведущие, поставки сырья и энергии, транспортные риски).

- коммерческие риски (риски по продаже проектной продукции)

- Экологические риски и другие риски гражданской ответственности

- финансовые риски (кредитный риск, риск изменения процентной ставки, валютный риск, риск перевода доходов за границу, риск изменения обменного курса).

3. На заключительном этапе: риск финансирования и рефинансирования, риск финансирования и рефинансирования работ при заключении проекта, риски гражданской ответственности (окружающая среда и др.) [11, с. 54].

Анализ сильных и слабых сторон проекта выполняется так же, как SWOT-анализ компании. Особенностью является то, что для проекта существует две внешние среды: непосредственная среда проекта (это внутренняя среда компании) и удаленная среда проекта (это внешняя среда компании) [9, с.153].

Анализ рисков проекта позволяет:

а) выбрать проект с критерием минимум риска

б) сравнить вероятность получения выгод для всех участников проекта и сравнить величины дохода и риска по принципу – чем больше риск, тем больше доход

c) Разработка документов, поддерживающих проект, например, для сравнения преимуществ различных типов контрактов: контракта на обслуживание, контракта с постоянной долей продуктов, контракта с изменяющейся гаммой продуктов, контракта с фиксированной оплатой за единицу продукции и т. д.

Общий подход к оценке эффективности проекта на этапе анализа риска состоит в том, чтобы гарантировать, что значение приведенной стоимости в целом или в качестве крайней меры остается положительным значением для большинства возможных изменений исходной информации проекта. В международной практике разработано три метода анализа проектных рисков:


а) анализ чувствительности;

б) анализ сценария;

в) анализ рисков Монте-Карло или модельный анализ.

Смягчение последствий является одной из целей разрабатываемого бизнес-плана. Все меры по минимизации рисков в проекте сводятся к следующим основным методам управления рисками: страхование, резервирование, избежание и предотвращение [11, с.89].

Грамотный риск-менеджмент подразумевает, что менеджер четко представляет себе цель и имеет возможность влиять на те составляющие рисков, которые могут помешать достижению цели. Формулировка цели управления является достаточно проблематичной областью, так как у рисков много разных характеристик, которые могут меняться в зависимости от области деятельности организации.

Риск-менеджмент – динамичный вид менеджмента. Его эффективность часто определяется быстротой реакции на изменение условий внешней среды. Поэтому он базируется на стандартных приемах управления рисками, на быстрой реакции, опыте и интуиции менеджера.

  1. 1   2   3   4   5   6

Расчёт экономических показателей структурного подразделения




    1. Расчёт статей калькуляции. Смета затрат по экономическим элементам




Смета затрат - это группировка затрат по экономическим элементам.

Включает в себя следующие элементы:

  • сырье, основные материалы (за исключением отходов), полуфабрикаты, комплектующие изделия;

  • вспомогательные и прочие материалы;

  • топливо на технологические цели со стороны;

  • энергия со стороны;

  • основная и дополнительная заработная плата;

  • отчисления на социальные нужды;

  • амортизация основных фондов;

  • прочие денежные расходы.

Смета затрат позволяет определить общий объем потребляемых ресурсов. По смете затрат определяется себестоимость валовой продукции, изменение остатка незавершенного производства, списание затрат на непроизводственные счета. Недостатки сметы затрат:

-нельзя определить конкретное направление и место использования затрат;

-невозможно определить себестоимость единицы продукции в разрезе всего ассортимента, а также каждого наименования, группы, вида. Эти затраты рассчитывают по статьям калькуляции.

Классификация затрат по статьям калькуляции позволяет определить себестоимость единицы продукции, установить объем расходов по каждому виду работ, производственному подразделению, аппарата управления и выявить резервы снижения затрат.

При группировке по статьям калькуляции затраты объединяются по направлению их использования, по месту их возникновения: непосредственно в процессе изготовления продукции, в управлении предприятием. Статьи калькуляции:

  1. сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов, полуфабрикаты, комплектующие изделия;

  2. вспомогательные материалы;

  3. энергия на технологические цели со стороны;

  4. топливо на технологические цели;

  5. основная заработная плата производственных рабочих;

  6. дополнительная заработная плата производственных рабочих;

  7. отчисления на социальные нужды по заработной плате производственных рабочих;

  8. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

  9. расходы на подготовку и освоение нового производства

  10. цеховые расходы.