Файл: Педсовет Педсовет Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Педсовет

Педсовет

Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе

Адольф Дистервег

Три важных момента:

Три важных момента:

Причиной выбора является следующее:

Критерии:

Технологии активного обучения

Активные методы обучения

Эвристическое обучение

подразумевает не передачу учащимся опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции ориентированной на конструирование будущего.

Проблемное обучение

Технология коллективного взаимообучения

Технология «учебные портфолио»

Технология учебные портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».

Цель: выявить и зафиксировать дидактический эффект по:

Технология обучения в сотрудничестве

Технология решения исследовательских (изобретательских)задач

Игровая технология

Информационные технологии

Тренинговые технологии

-Дискуссии: диспут;конференция;дискуссии в печати ,по радио,по телевидению;прогрессивная дискуссия.

-Используемые методы:вопрос,ответ;метод контрольных вопросов;обсуждение в полголоса;методика «лабиринта»;методика эстафеты;свободно плавающая дискуссия; «аквариум».

Педагогические мастерские-

специально организованное педагогом развивающее пространство,которое позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению нового знания.

Этапы:

-индуктор;социализация –работа с материалом,информацией;

-обработка информации в виде коллективного творческогопродукта;

-представление своих открытий,проектов;

-рефлексия-общий анализ пережитого,открытого в себе.

Технология организации активных лекционных форм:

Лекция –визуализация(содержание представлено в образе:рисунок,графика,схема.

Лекция вдвоем-проблематизация происходит за счет формы и содержания.

Лекция –пресс конференция.

Лекция – консультация.

Лекция –провокация.

Лекция – диалог.

Лекция с применением дидактических методов: «мозговой атаки», «метод конкретных ситуаций»

Деловая игра.

Цель: сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе,выработка стиля поведения.

Условия:

проигрываются реальные события;

приводимые факты должны быть интересными;

ситуации – проблемными.

Технология деловой игры

Этап подготовки : 

-разработка сценария - плана деловой игры - общее описание игры - содержание инструктажа - подготовка материального обеспечения.    

-Ввод в игру - постановка проблемной цели - условия, инструктаж - регламент ,правила - распределение ролей - формирование групп -  консультации.  

-Этап проведения.   Групповая работа над заданием   - работа с источником - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником    

-Межгрупповая дискуссия   - выступления групп - защита результата - правила дискуссии - работа экспертов.  

-Этап анализа и обобщения   - вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка - выводы и обобщения – рекомендации.

Дебаты.

Цель:сформировать логическое и критическое мышление,навыки организации своих мыслей,уверенность в себе,способность работать в команде,эмпатию,толерантность.

Этапы:

-подготовка к игре(тема,тезис,которые провоцируют интерес,затрагивают значимые проблемы).

-работа с информацией по теме(активизация знаний,поиск информации,составление кейсов).

-выступления(задача склонить судей и зрителей к своей точке зрения).

Методы:речь спикера,перекрестные вопросы,тайм-аут,свободные дебаты,симпозиум,эспресс-дебаты и т.д.

Кейс технология.

Цель:научить слушателей анализировать информацию,выявлять ключевые проблемы,выбирать альтернативные пути решения,оценивать их и принимать оптимальное решение,формировать программу действий.

Этапы:

-изучение текста с описанием ситуации,самостоятельно выясняется суть проблемы и определяется собственная позиция по оценке ситуации;

-работа в небольших группах,обмен мнениями по кругу проблем;

-общегрупповое обсуждение под руководством учителя;

Особенностью обсуждения является то,что учитель не дает качественной оценки ответов. Любое высказывание воспринимается как допустимое.

Технология развивающего обучения

«ПУСТЬ ПОЖЕЛАНИЯ»

«ПУСТЬ ПОЖЕЛАНИЯ»

Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.

Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.

Выполнил студент 153 группы

Педсовет

Педсовет

Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе

Адольф Дистервег

…Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». (Концепция модернизации российского образования)

Три важных момента:

Три важных момента:

  • школа является важнейшим фактором развития личности;
  • школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
  • систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

Причиной выбора является следующее:

  • в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам;
  • образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
  • педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
  • они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
  • обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
  • отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
  • четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
  • Технология обучения (педагогическая технология) – новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.
  • Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Критерии:

  • однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
  • отбор и структура содержания (что);
  • оптимальная организация учебного процесса (как);
  • методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
  • а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
  • и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

развивающее обучение;

проблемное обучение;

кейс технология;

коллективную систему обучения (КСО);

Технология активного обучения, эвристическое обучение, дискуссионные технологии, педагогическая студия, педагогические мастерские, деловая игра и др

исследовательские методы в обучении;

проектные методы обучения;

технологию «дебаты»;

технологию тренингового обучения

лекционно-семинарско-зачетную систему обучения

технологию развития «критического мышления»;

технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии

систему инновационной оценки «портфолио» и др;

технологию дистанционного обучения и др.

К числу

современных

образовательных

технологий

можно отнести:

Технологии активного обучения

совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности .

Активные методы обучения

  • методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер;
  • методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящегося на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы (Мирежиков В.А.).
  • Интерактивные* методы обучения - специальная форма организации познавательной деятельности, направленная на диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
  • *Интерактивный - способный действовать или находиться в режиме диалога, беседы.


Эвристическое обучение

подразумевает не передачу учащимся опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции ориентированной на конструирование будущего.

Проблемное обучение

  • Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что учитель не сообщает готовых знаний, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
  • В результате последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач и последовательного их разрешения, обучающие активно усваивают знания, развивая при этом познавательную активность и творческую самостоятельность.

Технология коллективного взаимообучения

  • Парная работа используется в трех видах:
  • статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями («учитель» - «ученик»); так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
  • динамическая пара: четверо учащихся готовят одно задание, но имеющее четыре части: после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды (с каждым партнером), причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарища;
  • вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его. анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Технология позволяет развивать навыки мыследеятельности, совершенствовать логическое мышление и понимание, способствует более прочному усвоению знаний через активную познавательную деятельность

Технология «учебные портфолио»

Технология учебные портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».

Цель: выявить и зафиксировать дидактический эффект по:

  • конечным результатам;
  • материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности;
  • приложенным усилиям.
  • В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:
  • первый - папка достижений (грамота, благодарственные письма, табель успеваемости и т.д.)
  • второй - рефлексивное портфолио (творческие работы учащегося: рисунки,поделки, видеокассеты)
  • третий - проблемно-исследовательский (доклады, выступления, сообщения);
  • четвертый - тематический (создание материалов в процессе изучения какой-либо большой темы).
  • Портфолио могут представляется как в бумажном, так и в электронном виде. Данная технология прекрасное средство для развития интеллектуальных способностей, углубления и формирования познавательных интересов, формирования мотивации достижения.

Технология обучения в сотрудничестве

  • Цель технологии обучения в сотрудничестве (обучениие в малых группах) - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
  • Идея обучения в сотрудничестве:
  • учиться вместе, а не просто что-то вместе выполнять.
  • учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.
  • В организации обучения в сотрудничестве необходимо выполнение следующих условий:
  • формирование групп происходит до начала занятий учителем, с учетом психологической совместности;
  • группа получает одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками;
  • оценивается работа не одного ученика, а всей
  • группы;

  • учитель сам выбирает ученика, который
  • отчитывается за задание.

Исследовательская технология. Обучение учащихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы).
  • Знакомство учащихся с работой со справочной литературой и другими способами получения информации
  • Формирование навыков пользования различными источниками информации. Обучение различным способам работы с текстом и другими источниками информации
  • Формирование способности
  • самостоятельно создать и

    защитить учебно-исследовательскую

    работу

Технология решения исследовательских (изобретательских)задач

  • Сущность технологии состоит в том, чтобы построить учебное познание как систему задач и разработать средства (предписания, приемы) для того, чтобы помочь учащимся в осознание проблемности, для нахождения способов разрешениия проблемных ситуации, научить видеть и анализировать их, выяснять проблемы и задачи. Основой решения творческо-поисковых задач является сочетание логического анализа и интуиции.
  • Структура деятельности для решения задач.
  • Анализ состава задачи (осознание задачи, актуализация и организация знания, перекодирование, переформулирование задачи)
  • Осознание проблемности (формулировка проблемы)
  • Поиск плана решения (гипотеза, доказательство)
  • Осуществление решения ( реализация последовательности шагов плана)
  • Ретроспективный анализ задачи (рефлексия)


Цель ТКМ: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни ( умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д. )
  • Разбивка на кластеры
  • Синквейн
  • Знаем/Хотим узнать/Узнали З-Х-У
  • Взаимообучение
  • Разработки для самостоятельных занятий
  • Двойные дневники
  • Оставьте за мной последнее слово
  • Пятиминутное эссе
  • Модельные уроки:

  • - Чтение со стопами

    - 6 шляп критического мышления

    - Зигзаг и т.д.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТКМ

Игровая технология

  • Технология игровой деятельности (игровая технология) - представляет собой определенную последовательность действий, операций специалиста (педагога, психолога, игротехника и т.д.) по отбору материала, разработке и подготовке игры, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и содержательных результатов.

Информационные технологии

  • Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
  • активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  • достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
  • снижению дидактических затруднений у учащихся;
  • повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;
  • приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Тренинговые технологии

  • Тренинговые технологии - это система деятельности обучаемых по отработке определенных решений.
  • Тренинг - это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки.
  • Принципы построения:
  • диалогизация;
  • постоянная обратная связь;
  • самодиагностика;
  • добровольное участие;
  • конфиденциальность.
  • В основе тренинга лежат упражнения, которые предполагают при их организации: четкую постановку цели, контроль за правильностью выполнения, детальный анализ ситуации, возможность высказать свою точку зрения, поделится своими ощущениями и переживаниями, контроль за эмоциональным состоянием.
  • Виды тренингов: психологические; тренировочные; интеллектуального развития; решения управленческой задачи; решения ситуации; общения; креативности и др.