Файл: Ответы 1мнгообразие подходов к определению государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8- Форма государственного устройства


Государственно-территориальное устройство - это элемент формы государства, который показывает, на какие составные части делится территория государства, какой вид власти осуществляется в них, сколько уровней органов государственной власти и уровней законодательства функционирует в государстве.

История государства выделяет две формы государственно-территориального устройства – унитарную и федеративную.

1. Унитарное государство: территория состоит из муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, существует единая система органов государственной власти и один уровень законодательства (Франция).

Унитарное государство может иметь в своем составе автономные территориальные образования, которые имеют относительную самостоятельность в решении вопросов языка, национальной культуры, религии, форм осуществления местного самоуправления (Шотландия, Ирландия, Уэльс в Великобритании).

Унитарное государство может быть однонациональным (Иран, Вьетнам) и многонациональным (Франция, Великобритания).

2. Федеративное государство: сложное государство, состоит из субъектов федерации, в которых осуществляется государственная власть; функционируют два уровня органов государственной власти (федеральные органы и органы субъектов федерации) и два уровня законодательства (Россия, США, ФРГ); предметы ведения и полномочия разграничены между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации.

Виды федераций можно выделять по различным основаниям:

А) по принципу формирования субъектов федерации:

национальные федерации: территории субъектов федерации определяется с учетом проживания представителей определенной национальности или с учетом языка (Индия, Бельгия);

территориальные федерации: территории субъектов федерации определяются с учетом исторически сложившихся экономических и территориальных связей, либо по географическим ориентирам (ФРГ, Австрия, США);

смешанные (национально-территориаль­ные) федерации: территории субъектов одной федерации определяются обоими вышеуказанными способами (Россия).


Б) по разграничению предметов ведения и полномочий:

кооперативные федерации: имеют три сферы предметов ведения и полномочий - сферу исключительных предметов ведения и полномочий федерации, сферу исключительных предметов ведения и полномочий субъектов федерации и сферу совместных предметов ведения и полномочий (ФРГ, Россия);

дуалистические федерации: не имеют сферы совместных предметов ведения и полномочий (США).

В) по роли федерального центра:

относительно-централизованные федерации имеют сильный федеральный центр - большинство политических решений принимается центральной властью (США, Россия);

относительно-децентрализованные федерации имеют слабый федеральный центр - большинство политических решений принимается властями субъектов федерации (Канада).

Г) по статусу субъектов федерации:

симметричные федерации: субъекты федерации равноправны (Бразилия, Австралия);

асимметричные федерации: субъекты федерации не равноправны, некоторые из них обладают особым правовым статусом (Канада де-юре, Россия де-факто).

Конфедерация не является формой государственного устройства, так как имеет в своем составе суверенные государства. Это форма межгосударственного союза.

9-Политический режим


Политический (государственно‑правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

Существуют следующие виды политического режима:

  1. Авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

  2. Переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

  3. Демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству;


Признаки авторитарного политического режима:

  1. Происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

  2. Государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

  3. Происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

  4. Реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно ‑ полицейского аппарата;

  5. Доминирование противоправных решений;

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

  1. Деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

  2. Тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

  3. Тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения, органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

  4. Конституционно ‑ авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы;

Признаки демократического политического режима:

  1. Осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

  2. Реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

  3. Полное подчинение государства праву;

  4. Провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы;

Выделяют также следующие виды демократического политического режима:

  1. Демократия участия (участие в управлении страной всего населения);

  2. Демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы;

  3. Демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально ‑ религиозная, культурная самостоятельность;


10-понятие права с точки зрения естественно-правовой теирии

Ее приверженцы противопоставляют законы, устанавливаемые государством, естественному праву. Концепция естественного права подразумевает, что каждый человек с момента рождения наделен определенными неотъемлемыми правами. Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов. Данная теория имеет много общего с теологической. Она несет идеи социальной справедливости и гуманизма. Вопросы, связанные с происхождением права, естественно-правовая теория не рассматривает, поскольку предполагается, что определенными правами люди всегда обладали с рождения. Эти взгляды разделяли Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк. Начиная с XVII в. под лозунгами, провозглашавшими необходимость построения новых государств, в которых естественные права человека будут приоритетными, прошли многие акции революционеров. – материал взят с сайта Студворк

11-понятие права с точки зрения юридического позитивизма

Предпосылки его формирования:

  1. Формировался в Западной Европе в абсолютических государствах XVI-XVII веков.

  2. XIX век – кодификация национальных законодательств. Государство является единственным монополистом в создании права.

Легистская традиция правопонимания – право создания государства. Надо отличать от юридического позитивизма + не имеет собственного метода.

Юридический позитивизм возник в первой половине XIX века когда у него появилась собственная методология исследования права.

В его основе лежит философский позитивизм (он стал методологической основой формирования юридического позитивизма).

Философский позитивизм: Огюст Конт, 30-е годы XIX века.

Образцом научного знания является естественная наука. Научное знание – знание опытное, эмпирическое.

Отказ от использования знаний, которые не получены опытным путем. Конт полагал, что человеческий разум неспособен проникать в сущность вещей, не может претендовать на раскрытие сущности явлений. Разум должен заниматься наблюдением, описанием и систематизацией явлений.


Юридический позитивизм:

  • Формировался как противоположность естественно-правовому подходу (главное отличие – метод). Рационалистический и опытный – индуктивный (индуктивный метод = догматический метод).

  • Опытным материалом были установлены государством нормы права.

Право с точки зрения юридического позитивизма есть совокупность норм, установленных государством, и защищенных государственным принуждением.

Признаки права с т.з. юридического позитивизма:

  1. Формальная определенность (нормы права существуют в установленных государством формах (закон)).

  2. Принудительный характер (без принуждения права не существует).

Сторонники – И. Бентам, Дж. Остин, К. Бергмон, Шершеневич.

По Ленину: право – возведенная в закон воля государства.

Теория права строится как догма права. Предмет теории права сужается до знаний, установленных в государственных нормах.

Метафизическое – не научное.

Теория права – наука опытная, описательная и систематизирующая. Естественнонаучный подход – не научный. Государство возникает до права, государство сообщает праву все необходимые ему свойства.