Файл: Ответы 1мнгообразие подходов к определению государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.
4-теирия элит, технократическая теория,марксистский и общесоциальный подход в определении сущности государства
Теория элит. Теория элит возникла в начале ХХ века (работы В. Парето, Г. Моски). Смысл этой теории в том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества – его элитой. Элиты формируются по различным признакам (происхождение, образование, опыт, способности), при этом они могут пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьбы за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.
Технократическая теория. Эта теория возникла в 20-х годах ХХ века и получила значительное распространение. Ее сторонниками были Т. Веблен, Г. Саймон, Д. Белл. по сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей технократической теории, управлять обществом должны менеджеры. Именно они способны определять действительные потребности общества, оптимальные пути его развития. В результате управления становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества.
1. Марксистский подход к сущности государства (классовый подход).
Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.
Вместе с тем, марксистское понимание государства нуждается в критическом переосмыслении. В частности, следует признать ошибочной общепринятую в советской юридической, философской и политической литературе трактовку государства исключительно с классовых позиций.
Государство в соответствии с такой трактовкой рассматривалось как организация политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры; машина для подавления одного класса другим.
2. Общесоциальный, общечеловеческий подход к сущности государства.
Почти все многочисленные немарксистские учения о государстве (Коркунов, Чичерин, Шершеневич) сходятся в понимании государства как института социального компромисса и достижения общего блага. Однако при всей своей привлекательности такого подхода он тоже односторонен: тогда как марксизм сводит суть понимания государства к его классово-насильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают в государстве лишь другую его сторону – общесоциальную, общечеловеческую.
5-Государственная власть и идеология
Государственная власть, опирающаяся только на насилие и принуждение, непрочна и недолговечна, поскольку порождает в обществе растущее противодействие. Поэтому она объективно нуждается в идеологии, т. е. системе идей, тесно связанных с интересами властвующего субъекта. С помощью идеологии власть объясняет и оправдывает свои цели и задачи, методы и способы их достижения, выполнения. Идеология обеспечивает власти определенный авторитет, доказывает тождественность ее целей народным интересам и целям. В зависимости от того, насколько совпадают интересы и цели властвующих и подвластных, государственная идеология бывает популистской, мифической и лживой.
Существуют два главных вида и множество разновидностей идеологий государственной власти. Первый вид – это религиозная идеология, основанная на религиозных учениях и мифах. Она стремится придать власти таинственный, мистический и сакральный характер, внушает мысль о божественном ее происхождении и предназначении. Второй вид – светская идеология, которая опирается на господствующие в обществе теории, нравы и нацелена на достижение определенных, нередко мифических идеалов. Например, мифы о скоропалительном построении светлого коммунистического будущего или процветающего капитализма американского образца обеспечивали и обеспечивают власти поддержку хотя бы части общества.
Особенно велика роль идеологии там, где государственная власть реализуется через антидемократические тоталитарные, диктаторские режимы. Здесь лживая идеология обычно направлена на восхваление роли «вождя», диктатора, на оправдание любых решений и действий. Под воздействием такой идеологии создаются и поддерживаются культы личности – слепое, бездумное преклонение перед мифическими суперличностями, их обожествление. Культовая идеология неизбежно отчуждает, отторгает народ от власти.
6-Типы государства: формационный и цивилизационный подходы
1) формационныйподход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;
2) цивилизационныйподход.
Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:
1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;
2) класс, инструментом власти которого становится государство;
3) социальное назначение государства.
Формационный подход выделяет следующие типы государств:
1) рабовладельческий;
2) феодальный;
3) буржуазный;
4) социалистический.
По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.
Формационный подход имеет следующие достоинства:
1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;
2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.
Недостатки:1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.
В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:
1) современных и древних;
2) западных, восточных, православных и др.
В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.
С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.
Положительные черты цивилизационного подхода:
1) выделение духовных, культурных факторов;
2) более четкая типология государств.
Недостатки:
1) низкая оценка социально-экономического фактора;
2) преобладание типологии общества над типологией государства.
7-Форма правления
Форма правления - это элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть; как она передается; существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.
История государства выделяет два вида формы правления – монархию и республику.
1. Монархия: верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передается по наследству, разделения властей не существует, монарх не несет политической ответственности перед народом.
Виды монархий:
- абсолютная: вся полнота власти сосредоточена в руках монарха; нет разделения властей; монарх никем и ничем не ограничен, конституция и парламент отсутствуют (Франция при Людовике XIV);
- сословно-представительная: при монархе существует совещательный орган, в котором представлены сословия и классы (Россия при Алексее Михайловиче Романове);
- дуалистическая: власть находится в руках и монарха, и представительного или исполнительного органа, которые борются за полноту власти (Думская монархия в России при Николае II 1905 – 1906 гг.) Она характерна для переходных периодов от абсолютной монархии к ограниченной, существует непродолжительное время;
- ограниченная - конституционная и парламентарная: монарх является номинальной фигурой, не обладает реальной властью, существует разделение властей, не ответственен перед народом (современные европейские монархии – Великобритания, Испания, Голландия).
2. Республика – государственная власть принадлежит народу, передается представителям народачерез выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.
Виды республик
:
- президентская: президент избирается всенародно, является главой государства и исполнительной власти, формирует правительство, которое ему подотчетно (США);
- парламентская: парламент избирает президента, формирует правительство, которое подотчетно парламенту (ФРГ, Италия);
- смешанная: содержит элементы парламентарной и президентской республик (Россия);
- суперпрезидентская: президент избирается всенародно, формирует правительство, которое ему подотчетно, не входит в систему исполнительной власти и является самостоятельной ветвью власти, имеет при себе самостоятельную систему органов (Аргентина);
*советская – отсутствует разделение властей (СССР).
Таким образом, существуют различные виды монархий и республики
4-теирия элит, технократическая теория,марксистский и общесоциальный подход в определении сущности государства
Теория элит. Теория элит возникла в начале ХХ века (работы В. Парето, Г. Моски). Смысл этой теории в том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества – его элитой. Элиты формируются по различным признакам (происхождение, образование, опыт, способности), при этом они могут пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьбы за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.
Технократическая теория. Эта теория возникла в 20-х годах ХХ века и получила значительное распространение. Ее сторонниками были Т. Веблен, Г. Саймон, Д. Белл. по сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей технократической теории, управлять обществом должны менеджеры. Именно они способны определять действительные потребности общества, оптимальные пути его развития. В результате управления становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества.
1. Марксистский подход к сущности государства (классовый подход).
Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.
Вместе с тем, марксистское понимание государства нуждается в критическом переосмыслении. В частности, следует признать ошибочной общепринятую в советской юридической, философской и политической литературе трактовку государства исключительно с классовых позиций.
Государство в соответствии с такой трактовкой рассматривалось как организация политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры; машина для подавления одного класса другим.
2. Общесоциальный, общечеловеческий подход к сущности государства.
Почти все многочисленные немарксистские учения о государстве (Коркунов, Чичерин, Шершеневич) сходятся в понимании государства как института социального компромисса и достижения общего блага. Однако при всей своей привлекательности такого подхода он тоже односторонен: тогда как марксизм сводит суть понимания государства к его классово-насильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают в государстве лишь другую его сторону – общесоциальную, общечеловеческую.
5-Государственная власть и идеология
Государственная власть, опирающаяся только на насилие и принуждение, непрочна и недолговечна, поскольку порождает в обществе растущее противодействие. Поэтому она объективно нуждается в идеологии, т. е. системе идей, тесно связанных с интересами властвующего субъекта. С помощью идеологии власть объясняет и оправдывает свои цели и задачи, методы и способы их достижения, выполнения. Идеология обеспечивает власти определенный авторитет, доказывает тождественность ее целей народным интересам и целям. В зависимости от того, насколько совпадают интересы и цели властвующих и подвластных, государственная идеология бывает популистской, мифической и лживой.
Существуют два главных вида и множество разновидностей идеологий государственной власти. Первый вид – это религиозная идеология, основанная на религиозных учениях и мифах. Она стремится придать власти таинственный, мистический и сакральный характер, внушает мысль о божественном ее происхождении и предназначении. Второй вид – светская идеология, которая опирается на господствующие в обществе теории, нравы и нацелена на достижение определенных, нередко мифических идеалов. Например, мифы о скоропалительном построении светлого коммунистического будущего или процветающего капитализма американского образца обеспечивали и обеспечивают власти поддержку хотя бы части общества.
Особенно велика роль идеологии там, где государственная власть реализуется через антидемократические тоталитарные, диктаторские режимы. Здесь лживая идеология обычно направлена на восхваление роли «вождя», диктатора, на оправдание любых решений и действий. Под воздействием такой идеологии создаются и поддерживаются культы личности – слепое, бездумное преклонение перед мифическими суперличностями, их обожествление. Культовая идеология неизбежно отчуждает, отторгает народ от власти.
6-Типы государства: формационный и цивилизационный подходы
1) формационныйподход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;
2) цивилизационныйподход.
Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:
1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;
2) класс, инструментом власти которого становится государство;
3) социальное назначение государства.
Формационный подход выделяет следующие типы государств:
1) рабовладельческий;
2) феодальный;
3) буржуазный;
4) социалистический.
По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.
Формационный подход имеет следующие достоинства:
1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;
2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.
Недостатки:1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.
В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:
1) современных и древних;
2) западных, восточных, православных и др.
В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.
С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.
Положительные черты цивилизационного подхода:
1) выделение духовных, культурных факторов;
2) более четкая типология государств.
Недостатки:
1) низкая оценка социально-экономического фактора;
2) преобладание типологии общества над типологией государства.
7-Форма правления
Форма правления - это элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть; как она передается; существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.
История государства выделяет два вида формы правления – монархию и республику.
1. Монархия: верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передается по наследству, разделения властей не существует, монарх не несет политической ответственности перед народом.
Виды монархий:
- абсолютная: вся полнота власти сосредоточена в руках монарха; нет разделения властей; монарх никем и ничем не ограничен, конституция и парламент отсутствуют (Франция при Людовике XIV);
- сословно-представительная: при монархе существует совещательный орган, в котором представлены сословия и классы (Россия при Алексее Михайловиче Романове);
- дуалистическая: власть находится в руках и монарха, и представительного или исполнительного органа, которые борются за полноту власти (Думская монархия в России при Николае II 1905 – 1906 гг.) Она характерна для переходных периодов от абсолютной монархии к ограниченной, существует непродолжительное время;
- ограниченная - конституционная и парламентарная: монарх является номинальной фигурой, не обладает реальной властью, существует разделение властей, не ответственен перед народом (современные европейские монархии – Великобритания, Испания, Голландия).
2. Республика – государственная власть принадлежит народу, передается представителям народачерез выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.
Виды республик
:
- президентская: президент избирается всенародно, является главой государства и исполнительной власти, формирует правительство, которое ему подотчетно (США);
- парламентская: парламент избирает президента, формирует правительство, которое подотчетно парламенту (ФРГ, Италия);
- смешанная: содержит элементы парламентарной и президентской республик (Россия);
- суперпрезидентская: президент избирается всенародно, формирует правительство, которое ему подотчетно, не входит в систему исполнительной власти и является самостоятельной ветвью власти, имеет при себе самостоятельную систему органов (Аргентина);
*советская – отсутствует разделение властей (СССР).
Таким образом, существуют различные виды монархий и республики