Файл: Ответы 1мнгообразие подходов к определению государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ответы:

1-мнгообразие подходов к определению государства

Все многообразие определений государства можно свести к трем ключевым подходам:

1) классический подход определяет государство как совокупность народа, власти и территории;

2) юридический подход представляет государство в качестве правовой организации и деятельности власти;

3) социологический подход характеризует государство как политическую организацию общества, разделенного на классы или иные социальные группы.

Следует учесть и такое мнение, высказывавшееся разными учеными (например, В. Вильсоном, Ж. Сселем): универсальное определение государству дать невозможно, можно лишь описать его фактические характерные признаки исторического, политического, психологического и иного свойства.

Описательный подход свойственен современной отечественной юридической литературе, в которой понятие государства определяется через перечисление его признаков. Например:

«Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом» (В.Н. Хропанюк[15])

или

«государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок» (В.М. Корельский[16]).

2-основные признаки государства

  1. публичная власть - наличие особой системы органов и учреждений (механизм государства), осуществляющих функций управления и принуждения (аппарат чиновников, суды, армия, полиция и т.д.);

  2. государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри и вне страны и возможность свободно и самостоятельно выполнять стоящие перед ним задачи;

  3. территория государства делится на собственно территорию (суша внутри государственных границ, территориальные воды – 12 морских миль от линии максимального отлива; воздушное пространство на высоте 100 км, недра) и квазитерриторию (территория посольств и консульств государства за рубежом, военные морские и воздушные суда, гражданские морские и воздушные суда в нейтральном пространстве, запущенные с собственно территории космические объекты, территория военных баз).

  4. национальная правовая система - наличие системы права как главного инструмента управления обществом, т.е. созданных или одобренных государством норм социального поведения, исполнение которых обеспечивается, в частности, государственным принуждением;

  5. система налогов и сборов – регулярно взимаемые с населения материальные средства, установленные законом и необходимые для функционирования государства;

  6. возможность легализованного принуждения; государство вправе применять насилие на территории государства по отношению ко всем лицам, находящимся на ней.


Дополнительные признаки государства: государственная символика (герб, гимн, флаг, столица), единое экономическое пространство, единые системы мер и весов, единая валюта, единая транспортная и энергетическая системы и т. д.

3-основные теории происхождения государства

Охарактеризуйте основные теории происхождения государства и снабдите их историческими примерами. Основные теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная) выступают наиболее распространенными учениями о конкретных доминирующих способах и процессе появления такого социального института, как государство. Они включают в себя системы взглядов, аргументирующие в качестве главной ту или иную причину возникновения государственности. Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах ученого-богослова Ф. Аквинского; в XX в. ее развил неотомист Ж. Маритен и др. По мнению представителей данной доктрины, государство – продукт Божественной воли и Божественного разума, который управляет миром. Божественный разум лежит в основе природы, общества, миропорядка и каждого отдельного государства. Государственная власть незыблема и обязана защищать религию, от которой зависит жизнь вечная. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Придавая государству и государям как представителям и выразителям божественных велений ореол святости, идеологи теории поднимали их престиж, способствовали утверждению в обществе порядка, согласия и духовности. Особое место здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью – церкви и религиозным организациям. В то же время данная доктрина умаляет влияние социальноэкономических и иных отношений на государство. Патриархальная теория – представители дневнегреческий философ Аристотель, английский правовед Р. Филмер, российский ученый Н.К. Михайловский и др. Теория обосновывают, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа семей приводит, в конечном итоге, к образованию государства. Т.е. государство понимается как продукт разросшейся семьи, своеобразная большая семья. Власть государя трактуется как продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.д.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как в семье отец, так и государстве монарх не выбирается, а назначается, и не смещается подданными, ибо последние – его дети. 2 Известная аналогия государства с семьей конечно возможна, т.к. структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые действительно вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория способствует формированию уважения к государственности власти, «родственности» всех в единой стране. Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства. Понятие «семья» экстраполируется на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи» и др. необоснованно отождествляются с категориями «государь» и «подданные». К тому же семья как социальный институт возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя и отождествлять эти понятия неверно. Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо, А. Радищева и др. По мнению ее теоретиков, государство

возникает как продукт сознательного творчества, результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «единственном», первобытном состоянии. Само догосударственное состояние основоположники этой теории оценивали по-разному. Так, по мнению А. Радищева государство с самого начала создается по договору между всеми людьми и для «блаженства всех». Руссо же полагал, что государство является результатом плана богатых и создается в целях оправдания и защиты их интересов и их самих. По словам Гоббса, государству предшествовала «война всех против всех». Государство, согласно взглядам сторонником договорной теории, это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы государству и превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а также ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., оно обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителя властью они могут расторгнуть договор с ним даже путем его свержения. Договорная теория была шагом вперед в познании государства, т.к. порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания. Она явилась обоснованием буржуазных революций в странах Европы. Между тем слабым звеном этой теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, 3 якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителем. Очевидна недооценка объективных, прежде всего, социально-экономических, военно-политических и др., факторов и преувеличение факторов субъективных. Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении или общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Представители данной доктрины трактовали государство как «естественно» (т.е. путем насилия) возникшую организацию властвования одних племен над другими. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Государство трактовалось не как итог внутреннего развития общества, а как навязанная ему извне сила. С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского). С другой стороны степень использования насилия в данном процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим факторам. Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, А. Вормса и др. В эту эпоху наука, в т.ч. гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвиным. По мнению представителей данной доктрины, государство – это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Т.е. государство является продуктом социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений – подданных. Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом. 4 Отрицать влияние биологических
факторов на происхождение государства неправильно, т.к. люди – существа не только социальные, но и биологические. Вместе с тем, нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собою, но разные уровни жизни. Они подчиняются разным закономерностям и имеют в основе своей различные причины возникновения. Материалистическая теория происхождения государства. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. Ленин (представители). Они объясняют происхождение государственности, прежде всего, социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда – отделение от земледелия скотоводства и ремесла, обособление класса людей, занятых обменом. Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру – государство, которое, прежде всего, служит инструментом проведения воли имущих классов. Таким образом, государство, согласно материалистической теории, возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также для обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма. В данной теории заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Материалистическая теория являлась официальной доктриной в советском государствоведении. Психологическая теория (представители – Л. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд и др.) связывает появление государства с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать. Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) созда- 5 вали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная. Вместе с тем, всегда существуют люди, которые не согласны с властью и проявляют агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство. Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании,
повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства - психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство представители данной теории трактуют как продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, составляют важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты. С другой стороны, роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно как лишь моменты государствообразования, т.к. сама человеческая личность формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий. Патримониальная теория происхождения государства. Яркий представитель – К.Л. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя, т.е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего исконного права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники – в виде приказчиков правителей. В соотношении понятий «власть-собственность» представители данной теории отдают приоритет собственности. Владение собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства. Право собственности на землю является первоосновой господства над территорией. Государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в т.ч. и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государ- 6 ственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства государя, князя. Однако в период своего возникновения государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху было не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государства преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно-политических, национальных, религиозных и иных факторов. Ирригационная (гидравлическая) теория. Яркий представитель – современный немецкий ученый К. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государства с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных традиционных аграрных обществах. Это сопровождается большим ростом чиновничества, обеспечивающего эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан – негосподствующие слои. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жесткую централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяя, учитывая и подчиняя. Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию «менеджериальнобюрократического класса», порабощающего общество, к формированию «агроменеджериальной» цивилизации. Действительно процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городовгосударств в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидны связи этих процессов с формирование многочисленного слоя управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих под ним судоходство (А.Б. Венгеров). Бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных») условий на ход происхождения государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм. Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как базовые и основные. Между тем, ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Представители этой