Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1848
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и содержательная характеристика субъекта административного права
1.2. Особенности административной процессуальной правосубъектности
2.1. Граждане РФ как субъекты административного права
2.2. Общественные объединения как субъекты административного права
2.3. Органы исполнительной власти как субъекты административного права
По мнению К. В. Гусарова, «гражданская процессуальная правосубъектность определяется как специфический элемент механизма правового регулирования гражданских процессуальных правоотношений и как таковой, что обеспечивает «переход» нормативности гражданского процессуального права в сферу осуществления правосудия и реализацию права на судебную защиту. Гражданская процессуальная правосубъектность должна толковаться не только как общее условие возникновения разных гражданских процессуальных правоотношений, но и как содержательная характеристика реализации данных прав всеми субъектами процессуальной деятельности при осуществлении правосудия»6.
Таким образом, в научной литературе преимущественно предлагается обобщенное понимание правосубъектности как способности лица иметь и осуществлять предоставленные ему нормами права субъективные права и обязанности. Обычно такая трактовка не позволяет определить объем прав субъектов процессуальной деятельности, их участия в процессуальных отношениях, поэтому целесообразно рассмотреть особенности административной процессуальной правосубъектности в целях определения правового статуса субъектов административного процесса. Кроме того, следует учитывать доктринальное отличие между административным процессом и гражданским процессом, поскольку последний предусматривает реализацию субъектами своих процессуальных прав исключительно в рамках судебного процесса и на основании материальных норм гражданского, трудового, семейного права и др. Соответственно, административный процесс содержит в себе значительную по объему часть управленческой деятельности, у которой нет общих признаков с судебной деятельностью. Поэтому специфика правового статуса субъектов этих правоотношений разная и понимание правосубъектности в целом и процессуальной правосубъектности в частности неодинаково, хотя в своей юридической конструкции обычно имеет единое происхождение — из исследований теории права, юридического процесса и отдельных видов судебных процессов. В этом и определена онтологическая составляющая административной процессуальной правосубъектности, поскольку административный процесс в чисто судебном административном процессе или процессуальной деятельности уполномоченных органов государственной власти, их должностных и служебных лиц находит научные подтверждения доктринальных подходов представителей общей теории юридического процесса
7.
Г. И. Петров утверждал, что административно-процессуальная правосубъектность возможна, если она определяется соответствующими решениями государственных органов. Основой правосубъектности является воля государства, которая выражается в соответствующих актах государственной власти.
Учитывая большое количество административных законов в правовых и подзаконных актах, можно сказать, что административно-процессуальная правосубъектность является общим понятием, которое не всегда равнозначно правам и обязанностям субъекта, учитывая возможность реализации последних прав в различных сферах административного регулирования. Процессуальная правосубъектность включает в себя процессуальную правоспособность и правоспособность. Кроме того, процессуальная правосубъектность" обеспечивает множественные процессуальные правовые возможности".
Рассматривая административно-процессуальную правосубъектность субъекта власти, В. М. Бевзенко отмечает, что особенностью административно-процессуальной правосубъектности субъекта власти является то, что первая полученная при вступлении в административный процесс не всегда является постоянной. Данная процессуальная категория изменчива и, следовательно, правосубъектность, возникшая в начале процесса, может приобрести новое содержание в ходе дальнейшего рассмотрения и решения Административным судом публично-правовых споров. Также предлагается различать общие и специальные административно-процессуальные юридические лица. Первое присуще в одинаковой мере не только субъектам власти, но и другим участникам административных дел. Второй предусматривает определенный объем прав и обязанностей, определенных процессуальным законом, которые закрепляются лишь за ограниченным, четко определенным кругом участников административных дел. В административном судопроизводстве такая процессуальная правосубъектность закрепляется за сторонами, третьими лицами, процессуальными представителями, объединениями и лицами, имеющими законное право на защиту прав, свобод и интересов других лиц, иных участников административного процесса (свидетелей, специалистов). Административно-процессуальная правосубъектность этих субъектов является особой, поскольку обеспечивает осуществление исключительной процессуальной роли при рассмотрении и разрешении конкретного административного дела
8.
Преимуществом процессуальной правосубъектности в административном процессе считается строгая интеграция в законодательство процессуальных прав участников административно-процессуальных отношений (административно-процессуальная правоспособность) и возможности их реализации (административно-процессуальная дееспособность). Это нормативный подход к определению процессуальной правосубъектности субъекта административного процесса.
В. Д. Сорокин выделил нормы, определяющие важнейшие аспекты административно - процессуальной личности:
Норма, регулирующая материальную и территориальную подсудность субъекта, которая способна определять административные дела. Прежде всего, это относится к административным органам федерального и регионального уровней, к нормам, регулирующим административно-процессуальное право, - и к правоспособности сторон, то есть тех, чьи законные интересы или обязанности затрагиваются в процессе производства, а также тех, к которым относятся юридические лица, могут требовать соответствующих действий административных органов в связи с необходимостью исполнения их законных интересов или обязанностей.
В. К. Колпаков имеет права и обязанности в сфере административного (административная дееспособность), а потенциальная возможность их реализации в сфере административного (административная дееспособность) показывает, что наличие субъективных прав и обязанностей в сфере административных функций формирует административно-правовой статус субъекта и является составной частью административного права.
Объем прав и обязанностей субъекта административно-процессуальных правоотношений зависит от законодательного регулирования правоотношений, обусловленного характером отдельных видов административно-процессуальных правоотношений.
В возможностях современных исследований: а) возможность персонализации, индивидуализации и идентификации; б) способность выступать в качестве конечного правового органа, способность принимать правовые решения; в) способность человека быть носителем правовых идей, взглядов, убеждений и т. д. ж) способность субъекта осуществлять правовую деятельность, способность быть субъектом этой деятельности, то есть способность осуществлять правовую волю в форме органа-исполнителя; д) способность лица участвовать в правоотношениях, обеспечивающая волю, правосознание и способность быть субъектом правовой деятельности. Мероприятия Соответствующие функции присущи и правоспособности административного судопроизводства: способность иметь права и обязанности административного судопроизводства, способность заключать правоотношения административного судопроизводства, определять сферу действия в рамках определенного вида деятельности административного судопроизводства, защищать свои права и интересы с помощью процессуальных средств
9.
Правоспособность в ее структурно-правовом смысле включает в себя основные полномочия правового статуса лица: осуществление, приобретение, осуществление, охрану, использование и др. В науке гражданского права существуют и другие подходы, но в административно-процессуальных правоотношениях административно-процессуальная правосубъектность выражается не в самих процессуальных правоотношениях, а в правовом положении субъектов этих отношений в системе административных процессов, объеме полномочий, установленных законом, лице, принимающем окончательное правовое решение по делу.
Административно-процессуальная правосубъектность, сочетающая в себе полномочия процессуальной и правоспособности, является общей и специальной мерой действий субъектов административно-процессуальных правоотношений.
Конечно, когда говорят о компетенции, то имеют в виду полномочия субъекта власти, суда и других участников процессуальных правоотношений. Компетенция определяет пределы допустимости властно - управленческой или процессуальной деятельности государственных учреждений, отдельных должностных лиц и должностных лиц10.
2. Характеристика субъектов административного права
2.1. Граждане РФ как субъекты административного права
В качестве одного из субъектов административного права выступают физические лица, в том числе граждане, иностранцы и лица без гражданства. Лица этой категории характеризуются рядом особенностей в своем правовом статусе. Граждане Российской Федерации характеризуются правовой связью с российским государством, иностранные граждане с соответствующим иностранным государством, лица без гражданства имеют такую правовую связь.
Конечно, граждане имеют широкий спектр прав в сфере управления, по сравнению с иностранцами и лицами без гражданства. Лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, не имеет некоторых обязанностей и прав, которыми обладают граждане Российской Федерации.
Таким образом, гражданин как субъект административного права является участником общественных отношений, в которых он выступает носителем определенных прав и обязанностей, содержащихся в нормативных правовых актах.
В контексте устойчивого гражданского общества и правового статуса правовое регулирование статуса индивидов и лиц должно быть на первом месте, здесь права и государственные институты и должностные лица призваны быть на службе общества и его членов. Главной особенностью гражданина как участника административных правоотношений является то, что он выступает как лицо, осуществляющее личные гражданские права и обязанности в пределах административной власти.
Основные права и обязанности граждан Российской Федерации в сфере исполнительной власти являются частью закрепленных в Конституции Российской Федерации обязанностей и свобод, регулируемых законами и иными нормативными правовыми актами. 11.
Граждане имеют равные административные возможности. Однако по состоянию здоровья он стал привязываться к некоторым или всем признанным как часть этого места. Компетентным гражданином может быть сторона, осуществляющая субъективные права и обязанности путем заключения определенных административных правоотношений и обязанная выполнять требования административных органов или осуществлять принадлежащие ей права. Определенные административно-правовые отношения возникают как по инициативе граждан, так и при одностороннем волеизъявлении других сторон, наделенных определенными полномочиями. Статья 18 Конституции Российской Федерации определяет, что непосредственно применяются свободы и права человека и гражданина. Общий вопрос контроля за исполнением правоприменительного законодательства четко не определен в нормативных правовых актах12.
Таким образом, лица, выступающие в качестве субъектов административного права, могут участвовать в общественных отношениях, а граждане-активно участвовать в управлении государственными делами. Основой деятельности государственных служащих является приоритет гражданских свобод и прав.
Административные полномочия, обязанности и юридическая ответственность, содержащиеся в структуре административно-правового статуса отдельных субъектов, могут осуществляться этими лицами только при наличии у них административной правосубъектности.
Кроме того, рассмотрим компоненты административной правосубъектности (правоспособность, правоспособность и деликтная дееспособность), связанные с отдельными субъектами.
Общая управленческая способность отдельного субъекта, то есть способность иметь общий контроль и выполнять общие управленческие обязанности, возникает с момента рождения этого субъекта и заканчивается его смертью. Таким образом, с момента рождения гражданин Российской Федерации освобождается от медицинской помощи в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, получает образование и воспитание в дошкольных образовательных учреждениях, а по мере роста гражданина от государства увеличивается объем его общей административной правоспособности. Поэтому при поступлении в образовательное учреждение основного общего образования граждане имеют не только права, но и права, связанные с порядком, установленным в этом учреждении, учебной дисциплиной, соблюдением правил дорожного движения.