Файл: Классификация Субъектов административного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1850

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общая административная правоспособность прекращается только со смертью физического лица.

Особая административная дееспособность отдельного субъекта, то есть способность иметь специальное административное право и выполнять специальные административные обязанности, возникает в результате проявления особого административно-правового статуса, например назначения лица на должность государственной службы, не с момента рождения субъекта, а с момента поступления в высшее учебное заведение.

Специальная административная правоспособность может быть получена с момента утраты отдельными субъектами своего специального административно-правового статуса, например, с момента увольнения с государственной службы, с момента окончания высшего учебного заведения и т. д13.

Общая управленческая способность отдельного субъекта, то есть способность самостоятельно осуществлять общее управление и выполнять общие управленческие обязанности собственными действиями, полностью возникает с момента достижения этим субъектом 18-летнего возраста. Например, несовершеннолетние имеют право осуществлять в административной публичной сфере такие права, как право самостоятельно исполнять обязанности государственного регистра образования, медицинского обслуживания, брака (16 лет), мотоциклов (16 лет), правил внутреннего распорядка образовательных учреждений, правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и др. Есть.

При этом определенные права и обязанности в административно-общественной сфере могут осуществляться гражданами только с момента достижения ими совершеннолетия. К таким правам и обязанностям относятся, например, право на приобретение и применение огнестрельного оружия, право на вождение автомобиля, право на поступление на государственную службу и обязанность нести военную службу.

Специальная административная дееспособность отдельных субъектов, то есть способность самостоятельно осуществлять собственные действия по осуществлению специальных административных полномочий и выполнению специальных административных обязанностей, является предметом, поскольку ей придается особый административно-правовой статус, то есть в порядке, установленном законом с момента возникновения специальной административной дееспособности. Например, специальная административная дееспособность, которой обладает сотрудник полиции, возникает у гражданина с момента назначения на соответствующую должность органа внутренних дел.


Общеадминистративная преступность, то есть способность принимать на себя административную и дисциплинарную ответственность, предусмотренную нормами административного права за преступления, совершенные в административно-публичной сфере, возникает у отдельных субъектов с момента достижения ими 16-летнего возраста. При этом отдельные субъекты могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности даже до достижения ими 16-летнего возраста. В частности, учащиеся как общеобразовательных, так и профессиональных учебных заведений, нарушившие учебную дисциплину, подлежат уведомлению, выговору или уведомлению от соответствующего учебного заведения администрацией этих учреждений.

Специальные административные подзаконные акты, то есть возможность нести в соответствии с нормами административного права За преступления в административной публичной сфере в особом порядке привлечение к этим видам ответственности иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом, например, на государственной гражданской службе, военной службе, в органах МВД, уголовно-исполнительной системе, органах юстиции и прокуратуры, существует специальное административное наказание. Перечисленные лица подлежат дисциплинарной и административной ответственности за дисциплинарные и административные преступления, совершенные ими по особым поручениям, в соответствии со специальными процедурами.

Они являются наиболее общими основаниями административно-правового статуса отдельных субъектов административного права и обозначаются как специальные нормативные правовые акты, регулирующие отдельные виды административно-правовых отношений14.

2.2. Общественные объединения как субъекты административного права



Конституция Российской Федерации устанавливает право граждан на объединение, которое подразумевает право добровольно создавать общественные организации для достижения и защиты своих интересов и целей, вступать в существующие общественные организации или воздерживаться от вступления в них. Содержание этого права граждан, государственные гарантии свободы деятельности общественных организаций, особенности правового статуса отдельных видов объединений, порядок их создания, ликвидации и реорганизации. В соответствии с Федеральным Законом общественное объединение – это автономная, добровольная, некоммерческая организация, созданная по инициативе граждан для объединения на основе общих интересов, в целях достижения общих целей, предусмотренных Уставом общественного объединения, способствующих реализации законных интересов и прав граждан

15.

Добровольное образование является важнейшей особенностью общественных организаций, граждане имеют полное право создавать отдельные общественные организации без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления и участвовать в таких общественных организациях в соответствии с их нормами и законами.

Правоспособность объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации общественного объединения в органах юстиции. Судебные органы будут включать их в единый государственный реестр юридических лиц. Сфера административной правоспособности государственных органов различна. В некоторых случаях общественными организациями могут быть организации, осуществляющие управленческую деятельность полностью и самостоятельно. Общественные организации могут участвовать в осуществлении определенных административных функций. Судебный орган, осуществляющий регистрацию общественных организаций, может осуществлять контроль за соблюдением деятельности в целях, предусмотренных Уставом. Денежно - кредитный орган контролирует источник доходов общественных организаций, объем получаемых ими средств, уплату налогов. Деятельность общественных организаций определяется решением суда в случае нарушения Конституции Российской Федерации, Устава субъекта (Конституции), закона и осуществления действий, не соответствующих целям, отраженным в Уставе.

Ликвидация общественных объединений осуществляется на основании решения Парламента или Общего собрания, либо в судебном порядке. Решение о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, направляется лицу, зарегистрировавшему общественное объединение, в целях исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

2.3. Органы исполнительной власти как субъекты административного права


Государственное учреждение - это организация, функционирующая в составе государственной власти. Исполнительный орган имеет свою структуру, территориальную сферу деятельности и возможности. Следует отметить, что органы государственной власти формируются в соответствии с действующим законодательством и имеют право действовать от имени государства. Исполнительный орган обязан осуществлять повседневное управление социально-культурной, экономической, административно-политической сферами, а также осуществлять межотраслевое управление в порядке административно-распорядительной деятельности.


Административно-правовая дееспособность исполнительного органа возникает одновременно с его формированием и определением компетенции, а прекращение деятельности связано с упразднением исполнительного органа. Классификация административных органов осуществляется в соответствии с территориальными особенностями, масштабом деятельности и характером их возможностей. С учетом территориального масштаба деятельности административные органы могут функционировать на двух уровнях: федеральном и федеральном. Система административных органов включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Правовой статус Президента Российской Федерации определяется в соответствии с главой 4 Конституции Российской Федерации. Президент действует как глава государства, но не как глава исполнительной власти. Как глава государства, Президент координирует функции и взаимодействие всех ветвей государственной власти–исполнительной, законодательной, судебной, а также принимает меры по защите суверенитета страны, ее независимости и целостности государства, выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина16.

Правовой статус федеральных министерств и иных федеральных органов определяется их положениями. Исполнительная власть субъектов формируется самими субъектами Федерации (в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации). Субъект Федерации определяет правовой статус исполнительного органа. Помимо системы органов исполнительной власти Российской Федерации, существуют различные представительства, дополняющие эту систему.

Каждый исполнительный орган имеет структуру и штат, определенные соответствующими нормативными правовыми актами, подчиняющимися закону. Организационная структура предполагает вертикальную связь между подчиненными административными органами и внутренней структурой отдельных организаций. Как и проекты структуры, государство разрабатывает заинтересованными административными органами и утверждает компетентными должностными лицами.

Заключение



Поскольку отечественная система административного права находится в процессе совершенствования, многие аспекты деятельности субъекта административного права не имеют четкой и ясной научной основы и правового регулирования. Институты, формируемые государством и действующими правовыми актами, еще не обладают достаточным уровнем устойчивости в изменяющейся реальности. В то же время, несмотря на усиление правотворческого процесса в рамках административного права, развитие статуса субъекта административного права все еще не завершено. Развитию этого процесса препятствуют такие факторы, как недооценка процесса управления на всех уровнях и высокие ожидания в области саморегулирования.


В данной курсовой работе анализируется феномен субъекта административного права и показано, что субъектом административного права является лицо (организация и физическое лицо), которое в соответствии с действующим законодательством является участником административно-правовых отношений и может стать носителем административных полномочий и обязанностей. Правоспособность вступать в административные правоотношения, становиться носителем определенных прав и обязанностей связана с существованием такого правового качества, как правосубъектность.

Каждая тема административного права имеет определенный административно-правовой статус. Основные полномочия, обязанности и права закреплены в соответствующих правовых актах, нормативных актах и уставах. В рамках административно-правового статуса коллективного субъекта административного права существуют различия. Разница заключается в том, входит ли субъект в состав администрации или является самостоятельным субъектом, включенным в более сложную организационную структуру, а административно-правовой статус государственного учреждения определяется его компетенцией, то есть системой полномочий над субъектом его компетенции. Элементы административно-правового статуса включают в себя юридически определенные задачи, цели и функции.

Административное право характеризуется большим количеством субъектов, обладающих различными полномочиями с точки зрения его структуры, сферы применения и правовых характеристик. Такая ситуация обусловлена значительной частью сферы административно-правового регулирования, особенно в сфере управления.

Список использованной литературы


Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 1-ФКЗ)

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с ред. от 05.04.2021)

  3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 14.07.2020)

Научная и учебная литература

  1. Административное право Российской Федерации: Учебник / Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. — М.; Зерцало-М, 2016. С 347.

  2. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2019. С. 210

  3. Бахрах Д. Н. Субъекты административного права // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. Сборник статей. М.: Юристъ, 2019. С. 72−89.

  4. Бахрах Д. Н. Россинский Б. В. Старилов Ю. Н. Административное право: учебник — 3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма. 2018. — 816 с.

  5. Безуглов А. А., Солдатов С. А. Конституционное право России. В 2-х т. Т. 2. — М.: ООО «Профобразование», 2016. — 906 с (https://referat.bookap.info, 10).

  6. Васильев А. Л., Малышев Е. А. Некоторые особенности административно-правового статуса иностранного гражданина // Вестник Калининградского юридического института МВД России. № 1 (17). Калининград: Изд-во Калинингр. ЮИ МВД России, 2019. С. 12−15.

  7. Григорьева Е. А. Эволюция развития юридических механизмов обеспечения гарантий прав и свобод граждан в науке административного права // Административное и муниципальное право. 2016. № 7.

  8. Дмитриев Ю. А., Полянский И. А., Трофимов Е. В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - М.: Феникс. 2018. —461 с.

  9. Конин Н. М. Административное право России в вопросах и ответах: учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Проспект. 2017. — 256с.

  10. Костенников М. В., Куракин А. В. Нормы административного права // Право и политика. 2017. № 6. С. 11-15

  11. Лазарев Б. Н. Административное право: учебник. М.: изд — во БЕК. — 2018. С. 25-30

  12. Макарова Т. Б. О статусе субъекта административного права // Административное право и процесс. 2019. №  4. С. 83-89

  13. Марьян А. В. Государственный гражданский служащий как субъект административного права // Право и политика. — 2016. — № 5. С. 51-62

  14. Некрасов С. И. Конституционное право Российской Федерации: краткий курс лекций / С. И. Некрасов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.:Издательство Юрайт, 2016. — 171 с.

  15. Поленина С В. Законотворчество в Российской Федерации. — М.: Институт государства и права РАН, 2016. — 386 с.

  16. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Административное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Проспект. 2016. — 752 с.

  17. Талапина Э. Новые субъекты административного права России // Юрист. № 1. 2016. С. 49-52