Файл: Классификация Субъектов административного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1855

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральное государственное казённое образовательное
учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский университет
Министерства Внутренних Дел Российской Федерации»

Кафедра административного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Классификация Субъектов административного права»
К защите____________________________

Дата защиты: ____________ Оценка:_____________

Содержание


Введение 3

1. Понятие и специфика субъектов административного права 5

1.1. Понятие и содержательная характеристика субъекта административного права 5

1.2. Особенности административной процессуальной правосубъектности 7

2. Характеристика субъектов административного права 16

2.1. Граждане РФ как субъекты административного права 16

2.2. Общественные объединения как субъекты административного права 20

2.3. Органы исполнительной власти как субъекты административного права 22

Заключение 25

Список использованной литературы 27



Введение



Административное право сегодня является наиболее активной, крупнейшей и мощной подсистемой государственного аппарата, то есть правовой основой построения и функционирования исполнительной власти.

Административное право, без сомнения, является важнейшей отраслью правовой системы любого государства. В России особенно важна роль административного права, в котором такие факторы, как большая территория, большой объем государственной собственности, многонациональный состав населения, исторические и суверенные традиции определяют значение административной власти в жизни общества и государства. Эта отрасль публичного права устанавливает не только основные права и обязанности граждан, но и других общественных организаций, в отношении представителей административной системы и полномочий административных органов, администраций, организационных основ и отдельных структурных подразделений, принципов, форм и методов деятельности.


Актуальность рассмотрения вопроса о предмете административного права определяется тем, что без предмета административного права не могут осуществляться правоотношения. Субъект административного права является фактическим участником административно-правовых отношений. Субъект административного права имеет административно-правовой статус и активно участвует в деятельности государственных муниципальных и государственных административных организаций, как в самой административной деятельности, так и в отдельных административных процедурах. В условиях нестабильности функционирования современного общества, характеризующейся ослаблением законности, возникновением негативных социальных явлений, вопрос обеспечения общественного порядка и безопасности является приоритетным направлением деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации.

Целью курсовой работы является формирование целостного представления о предмете административного права и его административно-правовом статусе.

Объект – общественные отношения в области административного права.

Предмет – субъекты административного права.

Задачи:

1. Определить понятие и осуществить содержательную характеристику субъектов административного права.

2. Определить особенности административной процессуальной правосубъектности.

3. Охарактеризовать особенности некоторых субъектов административного права.

В данной курсовой работе освящается понятие субъектов административного права, определяется тип субъектов, определяется административно - правовой статус. Таким образом, практическая значимость курсовой работы заключается в системном анализе права и формировании общего представления о правовом положении отдельных субъектов административного права. Данная деятельность позволяет выявить существующие проблемы права, а также определить пути дальнейшего реформирования данного института в административной системе.

Структура курсовой работы: состоит из введения, 2-х глав, каждая из которых разделена на подглавы, заключения и списка литературы

1. Понятие и специфика субъектов административного права

1.1. Понятие и содержательная характеристика субъекта административного права



Вопрос о субъектах административного права может рассматриваться как один из наиболее важных, так как в данном случае речь идет об участниках административно-правовых отношений, которые решают задачи и осуществляющих функции исполнительной власти, распорядительные, координирующие, а также контрольно-надзорные функции в области государственного и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях в различных сферах общественной жизни.



Традиционно в качестве субъектов административного права рассматривают как физические, так и юридические лица, которые в соответствии с действующим законодательство участвуют в осуществлении публичного управления, а также реализации отдельных функций исполнительной власти1.

Субъектом административного права является конкретный участник административно-правовых отношений, в которых он вступает по собственному усмотрению или же в силу обязанностей, которые возложены на него специальной нормой права.

Права и обязанности субъектов административного права формируют в совокупности правовой статус. Правовой статус является комплексной категорией, которая отражает взаимоотношения общества и личности, государства и гражданина, коллектива и индивида.

В специальной литературе выделяются коллективные и индивидуальные субъекты административного права. В рамках теории административного права индивидуальным субъектом права называют лицо, которое признается способным вступать в правоотношения в качестве носителя определенных социальных функций, которые связаны с его позицией в коллективном общественном образовании2. Субъект правоотношений является конкретным, то есть субъекты – это конкретные участники, стороны правоотношений, которые наделены обязанностями и правами в сфере исполнительной власти, а также имеющие возможности для их осуществления.

Субъекты административного права могут выступать в качестве субъектов административных правоотношений при соблюдении трех условий:

1. Наличие административно-правовых норм, закрепляющих права и обязанности субъекта.

2. Административно - правовая компетенция субъекта.

3. Возникновение, изменение или прекращение правоотношений, то есть основание для существования юридических фактов.

Под управленческой дееспособностью понимается способность конкретного субъекта осуществлять надлежащее управление правовыми отношениями, которое считается установленным и охраняемым государством, а под управленческой дееспособностью-способность субъектов своих действий приобретать права и создавать для себя правовые обязанности и осуществлять их реализацию в конкретных управленческих отношениях.

Отдельными субъектами являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранцы. Эти лица не имеют стабильных и непрерывных организационных связей с административными органами и административными органами.


Круги отдельных субъектов административного права формируются также государственными служащими и должностными лицами. Эти категории граждан занимают государственные должности в государственных учреждениях и находятся в стабильных и непрерывных отношениях. Статус отдельных субъектов регулируется системой нормативных правовых актов, формирующих дееспособность органов государственной власти. Эти люди действуют и принимают решения от имени государственных органов.

Коллективные субъекты, граждане, государство и Общество духовными и материальными потребностями обеспечивают выполнение социокультурных, экономических и иных функций, правовой статус которых отличается организацией их правового статуса, прежде всего определяемого Гражданским кодексом.

Таким образом, исходя из краткой характеристики предмета административного права, можно сделать вывод о том, что он обладает особым административно-правовым статусом, установленным действующим административным законодательством3.

1.2. Особенности административной процессуальной правосубъектности



Административный процесс- это одно из сложных и противоречивых явлений административного права. Это связано не с отсутствием единой концепции административных процессов (научной доктрины), а с необходимостью нового развития сферы государственного регулирования, проникновения публично - правовых элементов в сферу частного права и наоборот.

В предмете административного права выделяются административно-процессуальные правоотношения, но отечественная наука административного права не имеет полноценного обоснования для обоснования его сущности4.

Важную роль в обеспечении законности в сфере административных процессов играет исполнение прав, обязанностей и предупреждение злоупотреблений правами субъектов административного права. Таким образом, одним из важных элементов правоотношений, в том числе административных процедур, является изучение правового статуса субъектов этих отношений, изучение правосубъектности и объема полномочий.

Правовая природа административно-процессуальных отношений обязательно предусматривает наличие в таких отношениях группы уполномоченных субъектов, то есть носителя публичной власти. В отдельных видах административно-процессуальных правоотношений государственные органы не могут играть непосредственную административную роль в отношении физических и юридических лиц (например, при обжаловании решения государственных органов в суд) или при отсутствии административного производства (например, при производстве по делам об административных правонарушениях, по которым суд принимает решение о привлечении к административной ответственности). Следует учитывать, что решение не может быть принято ни в каких правоотношениях
5.

Субъекту административно-процессуальных правоотношений придается определенный общий административно-правовой статус, то есть даже вступая в отношения процессуального характера, реализуются права, установленные нормами материального административного права. Процессуальный статус субъекта административно-процессуальных правоотношений вытекает из общего административно-правового статуса, который предусматривает реализацию процессуальных прав и исполнение процессуальных обязанностей в процессе возникновения, изменения или прекращения административно-процессуальных правоотношений.

Вопрос об общей правосубъектности и процессуальной правосубъектности в частности рассмотрен не только в научных трудах по административному праву и процессу, но и в исследованиях по теории права, гражданскому процессу и др. Так, С. С. Алексеев отмечал, что правосубъектность как способность предоставляют лицам в соответствии с правовыми нормами. Правосубъектность является первичным звеном конкретизации юридических норм, которой определяется правовое положение лица: субъекты занимают определенное отношение друг к другу.

А. В. Венедиктов объединял понятия правоспособности и дееспособности: правосубъектность можно рассматривать как общую (способность быть носителем прав и обязанностей в разных сферах правоотношений) и отраслевую — административную, гражданскую, трудовую (способность быть носителем прав и обязанностей в сфере определенных правоотношений). При этом общая правосубъектность лица проявляется в отраслевой правосубъектности.

С. Н. Братусь различал понятия правоспособности и правосубъектности. По его мнению, правоспособность — это лишь суммарное общее выражение возможных проявлений субъективных прав и общая основа, без которой невозможны конкретные полномочия.

О. С. Иоффе отмечал, что гражданская правосубъектность лица порождает необходимую предпосылку появления у него гражданских прав и обязанностей. При этом гражданская правосубъектность дает право личности иметь не только те права, которыми данное лицо владеет, но и любые другие права, владение которыми ему разрешено законом .

В гражданском процессе процессуальной правосубъектности присуща структурно-содержательная характеристика — возможность иметь права и обязанности (правоспособность) и осуществлять их в суде и поручать ведение дела представителю (дееспособность). В большинстве случаев процессуальная правоспособность находится в неразрывной связи с процессуальной дееспособностью. Правоспособность и дееспособность в составе правосубъектности участников процесса имеет специальный, а не общий характер и, соответственно, не отображает общих свойств всех субъектов процессуального права.