Файл: Реферат Менеджмент персонала как подсистема системы управления организацией. студент 2 курса группы 13 Гаркуша М. В. Проверил.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Менеджмент персонала: понятие, сущность, задачи, функции
1.1 Понятие менеджмент персонала, его сущность
1.2 Функции и задачи менеджмента персонала
2.1 Принципы управления персоналом
2.2 Методы и инструменты для управления персоналом
Также среди важнейших функций управления персоналом обучение персонала является одной из главных. Необходимость обучения персонала вызвана следующими факторами:
-
Рост коммуникационных возможностей, внедрение новых технологий. -
Мир в настоящее время напоминает рынок. Здесь лидируют страны, которые обладают более развитыми технологиями, программами непрерывного образования и системой инженерного труда. -
Постоянные изменения в технологиях. -
Для любой фирмы оптимальным вариантом является повышение имеющихся сотрудников, чем подбор новых – это и отличная мотивация для персонала, и сохранение денежных средств компании.
Существует 3 вида обучения:
-
Подготовка персонала – организованное обучение и выпуск квалифицированных сотрудников всех областей деятельности человека. -
Повышение квалификации – обучение персонала в целях усовершенствования их работы, а значит, повышения уровня успешности самой компании. -
Переподготовка персонала – обучение сотрудников с целью освоения ими новых знаний.
Функции управления персоналом нельзя представить без разработанной системы для создания комфортных социальных условий. Важность создания комфортных социальных условий в коллективе должен понимать каждый работодатель, ведь именно от коллектива и его восприятия того или иного сотрудника зависит работа последнего.
Так, если новичок «не прижился» в коллективе, то надеяться на его успешную работу, какими бы профессиональными навыками он ни обладал, не приходится – коллектив оказывает на человека очень сильное влияние.
Как определить, насколько комфортны социальные условия в коллективе? Можно руководствоваться следующими факторами:
-
уровень текучести кадров, -
производительность труда, -
качество продукции, -
количество опозданий, прогулов, -
количество претензий и жалоб, которые поступают либо от сотрудников, либо от клиентов (или от тех, и других), -
выполнение работы несвоевременно, -
чрезмерная аккуратность или чрезмерная небрежность в обращении с рабочим оборудованием, -
частота перерывов на работе.
II. Принципы, инструменты и методы для управления персоналом, современные стратегии и подходы к управлению персоналом
2.1 Принципы управления персоналом
Основные принципы управления персоналом носят универсальный характер. Применяются в любых компаниях. Являются обязательными к исполнению. К ним относят:
-
Целенаправленность управления.
Подразумевает чёткую постановку целей внутри организации, её структурных единиц. Основная цель определяется, исходя из миссии компании. Сопутствующие цели должны быть сложными, но достижимыми, иметь корректную формулировку. Это поможет мобилизовать усилия персонала для их достижения, сделает его работу прозрачной и понятной. Цели должны соответствовать ресурсам, имеющимся в распоряжении компании. При этом важно на раннем этапе выявить и устранить слабое звено, которое может помешать реализации поставленных целей.
-
Системность.
В соответствии с данным принципом любая компания представляет собой единую систему, объединяющую всех сотрудников, взаимодействующих друг с другом и окружающей средой.
-
Разделение труда.
Основан на разделении уровней управления, специализации работников. На каждом уровне решаются собственные задачи. На производственных предприятиях мастера не выполняют задачи директора, а директор не касается вопросов, входящих в компетенцию мастеров. Каждый сотрудник выполняет работу в соответствии со своими функциональными обязанностями.
-
Равные возможности для всех участников рабочего процесса.
Данного принципа стоит придерживаться, начиная с отбора персонала. Людей не делят по полу, возрасту, национальности, внешности или другим качествам. Значение имеют лишь их профессиональные качества и возможность адаптироваться в коллективе.
-
Ответственность.
Базируется на внедрении системы поощрений и наказаний за невыполненные задания. Меры наказания выбирают в соответствии с уровнем полномочий сотрудника. Чем выше должность – тем больше ответственность. Руководитель не просто должен раздавать поручения подчинённым, но иметь для этого соответствующий авторитет.
-
Компетентность.
Руководитель должен хорошо разбираться в сфере деятельности компании, которой он управляет. Данный принцип работает совместно с горизонтальным сотрудничеством, связанным с делегированием полномочий менеджерам низших уровней.
-
Дисциплина.
Важнейший принцип управления персоналом, который должен присутствовать в любых компаниях. Это – чёткое исполнение служебных обязанностей, приказов руководства или требований директивной документации. Строгая дисциплина в рабочем коллективе положительно влияет на культуру управления персоналом. При этом контроль над соблюдением должностных обязанностей не должен мешать сотрудникам в реализации их творческих возможностей.
-
Стимулирование.
Мотивация сотрудников при помощи материальных, моральных ресурсов. Работник должен быть экономически заинтересован в результатах труда, получать от своей деятельности психологическое и эмоциональное удовлетворение. Добиться этого можно, грамотно используя рычаги воздействия на персонал. Одним из непременных элементов принципа стимулирования также является справедливое отношение к работникам.
-
Иерархичность.
Представляет собой вертикальное разделение труда, в котором низшие звенья подчиняются высшим. Данный принцип используется при построении структуры управления организацией.
-
Подчинение общим интересам.
Каждый участник рабочего коллектива вносит свой вклад в развитие компании. Благодаря этому повышается её прибыльность, сотрудники получают обещанное вознаграждение, другие материальные и духовные блага.
Все перечисленные правила связаны друг с другом. Добиться эффективного функционирования системы управления персоналом можно только при их совместном использовании.
Современный кадровый менеджмент ориентируется на частные принципы управления кадрами. К ним относят:
-
Внимание к людям, их инициативе и потребностям. -
Делегирование обязанностей сотрудникам, совместное принятие решений, привлечение к общественной жизни коллектива. -
Абсолютное доверие между руководством и работниками. -
Сплочение коллектива, создание единой команды, в которой каждый участник берёт на себя ответственность за результаты своего труда. -
Совершенствование методов поощрения и стимуляции сотрудников.
Подбор специалистов в компанию осуществляется на основе индивидуальных способностей, образования, индивидуальных характеристик соискателей. При отборе кандидатур также учитываются их профессиональные умения и опыт. Приглашённые сотрудники должны обладать необходимыми навыками и способностями для выполнения общих задач компании, уметь работать в команде.
При этом интересы руководящего звена и исполнителей не должны противоречить друг другу. Для этого проводятся регулярные мониторинги, позволяющие определить, насколько работники довольны своей работой, условиями труда, что думают по поводу дальнейшего развития компании.
2.2 Методы и инструменты для управления персоналом
Стоит различать принципы и методы управления персоналом. Первые требуют постоянного и неукоснительного применения. Это – нормы, правила, которые стоит соблюдать при формировании и управлении кадровой системой компании. Методы – более гибкая категория, представляющая собой набор инструментов, помогающих достичь поставленных целей.
Они различаются:
-
по содержанию; -
способу воздействия; -
направленности влияния; -
имеют организационную форму.
По характеру воздействия методы управления персоналом бывают:
-
Организационно-распорядительными или административными.
Основаны на поддержке дисциплины в компании, формировании у сотрудников чувства долга и ответственности за свою работу. Все нормативные акты, издаваемые руководством компании, исполняются в обязательном порядке.
-
Экономическими.
Основаны на материальном стимулировании или санкциях в отношении сотрудников.
-
Социально-психологическими.
Подразумевают моральное воздействие на персонал компании, создание благоприятной обстановки внутри коллектива.
Административные методы имеют прямой характер воздействия. Базируются на поддержании чувства долга, ответственности у сотрудников, соблюдении дисциплины, распорядка рабочего времени.
Делятся на следующие виды:
-
Организационные.
Это штатное расписание, устав, трудовой распорядок компании. В данную группу также входят правила организации рабочих мест, положения, договора с сотрудниками.
-
Распорядительные.
К ним относят приказы по предприятию, инструкции, контроль исполнения задач. При неисполнении приказов персоналом, применяются соответствующие санкции.
-
Материальные.
Если сотрудник причинил ущерб компании, руководство вправе востребовать с него сумму ущерба или удержать эту сумму из премии.
-
Дисциплинарные.
К ним относят предупреждения и взыскания, понижение в должности или увольнение.
Благодаря применению административных методов управления персоналом обеспечивается чёткое исполнение приказов руководства. Они помогают поддерживать строгую дисциплину в компании, положительно влияющую на результативность, производительность труда. На основе административных приёмов разрабатываются системы поощрений персонала.
К экономическим методам относят инструменты материального стимулирования работников, а также финансовые санкции, предъявляемые к персоналу при невыполнении порученных ему обязательств. Выбор подходящего метода осуществляется, исходя из формы собственности предприятия, выбранной им системы вознаграждения, налоговой и кредитной системы, в которой функционирует компания. Применение данных методов позволяет достичь следующих результатов:
-
Составить план экономического развития с разработкой долгосрочных целей, расчётом объёмов услуг. -
Получить стабильные, прогнозируемые результаты. -
Увеличивать фонд заработной платы благодаря формированию дополнительных выплат сотрудникам.
Экономические методы применяют с учётом их окупаемости. То есть инвестирование денежных средств в материальное обеспечение работников должны приносить прибыль в результате повышения их эффективности и продуктивности.
Социально-психологические методы управления персоналом подразумевают организацию взаимоотношений между сотрудниками и руководством, поддержании благоприятной атмосферы внутри коллектива. Для воздействия на отдельных работников применяют психологические методики воздействия, на коллектив – социологические. Они помогают определить место каждого работника в коллективе, выявить лидеров команды, устранить конфликты на производственной почве.
К ним относят:
-
привлечение сотрудников к процессам управления; -
поддержку социальных, этических норм управления компанией; -
организацию групп в соответствии с интересами, увлечениями, должностями работников; -
удовлетворение духовных, моральных потребностей персонала; -
поддержание чувства собственной значимости, ценности у сотрудников.
Также в данную группу входит социальная поддержка работников, включающая соцпакеты, льготы на транспорт, оплату мобильной связи и другие бонусы от компании.
Психологические методы управления носят персонифицированный характер. Направлены на оздоровление рабочей атмосферы в компании. Помогают создать оптимальные условия для развития сотрудников.
Включают:
-
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в коллективе; -
Анализ мотивации персонала; -
Разрешение конфликтных ситуаций; -
Повышение квалификации сотрудников, развитие профессиональных навыков; -
Формирование корпоративной культуры в компании.
Данные методы реализуются при помощи опросов и анкетирования работников, проведения социальных экспериментов на рабочих местах. Одно из главных преимуществ применения социально-психологического воздействия на сотрудников: минимизация конфликтов на рабочих местах, улучшение их мотивации, эмоционального состояния.