ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О РАБОТЕ
Конспект
Под функцией управления понимают форму проявления вида управленческой деятельности, выделившуюся в процессе специализации управленческого труда. К функциям управления относятся планирование, организация, оперативное управление, информационное взаимодействие и работа с кадрами. Названные функции являются общими, поскольку осуществляются в каждой производственной системе и на каждом уровне управления. Общие функции управления (кроме работы с кадрами) отражают отдельные стадии развития процесса организационного управления во времени.
Планирование – вид управленческой деятельности по определению перспектив развития управляемой системы: разработке на этой основе заданий на определенный промежуток времени и организационному их оформлению в качестве показателей деятельности, по которым осуществляются контроль и оценка.
Планирование как вид управленческой деятельности пронизывает всю систему управления сверху донизу и осуществляется на уровне управления национальным хозяйством в целом, на уровне отрасли и отдельного предприятия. Функция планирования заключается в научно обоснованном предвидении и проектировании процессов производства; с ее помощью посредством использования различных методов, форм, режимов и условий и добиваются их равномерности, эффективности и ритмичности, координируют внешние и внутренние техни- ческие, технологические, организационные и экономические связи.
Функция планирования включает прогнозирование, составление стратегического (долгосрочного) плана и на его основе перспективного (среднесрочного), текущего и оперативно-
производственного планов.
Для экономической и производственной систем любого типа большое значение имеют организация производства, организация труда и организация управления. Таким образом, в процессе управления функция организации реализуется как одна из его основных функций, главным назначением которой является синхронизация всех управляемых и управляющих процессов в рамках объекта управления. В этой связи организация исполнительской деятельности является одним из необходимых элементов организации как процесса и включает следующие стадии:
-
доведение управленческого решения (плана) до сведения исполнителей, разъяснение целей и значения планируемых мероприятий; -
декомпозиция функций на подфункции, на задачи и задания; -
формирование технологических схем и должностных инструкций; -
подбор, расстановка и обучение кадров, обеспечение необходимыми материалами и обору- дованием; -
использование системы мер экономического и морального стимулирования; -
проверка исполнения.
Оперативное управление – функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках параметров, заданных текущим планом, программой,
регламентом. Оперативное управление как функция основано на получении информации (чаще всего об отклонениях), поступающей от управляемого объекта, и используется в целях устранения отклонений, компенсации возмущающих воздействий. С его помощью достигается также предупреждение возможных отклонений.
Оперативное управление включает в качестве вспомогательной функции контроль, который состоит в наблюдении
за течением процессов на объекте управления, сравнении величин контролируемых параметров с заданными планом (программой), выявлении отклонений, их места, времени, причин и характера. Существуют две основные формы контроля – активный и пассивный.
Пассивный контроль осуществляется дискретно, по окончании какого-либо процесса. При активном контроле во время всего процесса на управляемый объект оказывается воздействие через функцию оперативного управления, что позволяет устранять отклонения и компенсировать возмущающее воздействие с минимумом потерь в качестве функционирования объекта.
Функция информационного взаимодействия предназначена для реализации процесса восприятия, преобразования и передачи информации в организационных системах. Центральным моментом этого процесса является акт принятия решения, состоящий в выборе одного из множества возможных способов действий. Принятие решений порождает управляющую информацию, которая доводится до исполнителей в форме планов, заданий, нормативов, команд и служит для них импульсом к целенаправленным и координированным действиям. В то же время само принятие решений во многом зависит от полноты, достоверности и своевременности входной информации.
Работа с кадрами – важная сторона управленческой деятельности в любой системе орга- низационного управления, органичная ее часть, выделяемая как одна из основных функций управления. Работа с кадрами включает продуманный набор и расстановку кадров руководителей и специалистов, создание кадрового резерва, целенаправленное формирование (с использованием соответствующих
методов) мотивации сплоченного управленческого коллектива с учетом динамики движения управляющих кадров. Реализация этой функции включает в себя следующие этапы: планирование трудовых ресурсов; набор персонала; определение заработной платы и льгот; профориентацию, обучение и адаптацию; оценку трудовой деятельности; перемещение работников по должностям; подготовку руководящих кадров и их резерва.
К числу функций управления могут быть отнесены функции управления снабжением, технологической и технической подготовкой производства, производственным процессом, финансовой деятельностью, маркетингом и сбытом и др.
Приведенная классификация не исчерпывает состава специфических функций управления. Во-первых, в отдельных отраслях народного хозяйства данные функции имеют свою конкретную специфику и закрепляются за соответствующими подразделениями. Во-вторых, в процессе развития материального производства как объекта управления возникают новые конкретные функции, последовательная реализация которых позволяет повысить эффективность управ- ленческой деятельности.
Применение информационных технологий позволяет в ряде случаев при сравнительно небольших затратах получать ценные управленческие решения. Составление экономико- математических моделей и проведение расчетов с помощью компьютера позволяют быстро и относительно недорого проводить разработку и сравнение многочисленных вариантов планов и управленческих решений.
Трудности практического внедрения экономико-математических методов связаны со многими объективными и субъективными причинами. Они
прежде всего обусловлены сложностью экономических процессов и явлений, невозможностью расчленения больших систем на обозримые части с целью их автономного рассмотрения, а также необходимостью учитывать наряду с технологическими аспектами и поведение людей, их индивидуально принимаемые решения.
Приемлемым путем, позволяющим в известной мере использовать потенциал экономико- математических методов, является включение компьютерных решений конкретных типовых задач в процесс принятия управленческих решений руководителем. При этом оказывается возможным сочетать опыт и трудноформализуемые знания руководителя, хорошо знающего производст- венную и хозяйственную стороны управленческой деятельности, с производительностью и много- вариантностью математических методов.
В настоящее время разработаны методы решения типовых задач по организации и плани- рованию производства, для которых могут быть применены информационные технологии. Эти задачи можно классифицировать следующим образом:
-
задачи в области организации производства. К ним относятся, например задачи организации проектирования, труда, ремонта машин, транспорта и складского хозяйства, задачи управления качеством производства, расчета потребности в ресурсах (трудовых, материальных, технических) с распределением во времени на основе календарного плана производства; -
задачи планирования производства. К ним относятся, например задачи планирования производства товарной продукции, технического развития и повышения эффективности произ- водства, труда и заработной платы, механизации и материально-технического обеспечения производства, задачи анализа производственно-хозяйственной деятельности и т.п.
Такие отработанные решения