ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технология проблемного мониторинга – информационная технология, предназначенная для постоянного слежения за ситуацией с целью текущего информирования руководителей органи- зации (предприятия), а в случае необходимости – акцентирования их внимания на актуальных и настораживающих событиях.
Стимулирование или мотивационная функция предполагает разработку и применение различных методов стимулирования труда подчиненных работников:
-
финансовые стимулы – зарплата, премия, акции, повышение в должности и т.д.; -
психологические стимулы – благодарности, звания, степени и т.д.
В сфере управления все активнее стали применяться понятие “принятие решения” и связан- ные с этим понятием системы, методы, средства поддержки принятия решений.
Принятие решения – акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе ситуации, определении цели, разработке программы достижения этой цели.
Наиболее характерным и специфичным для системы принятия решений является чрезвы- чайный режим работы.
Чрезвычайный режим работы – такой режим принятия решений, когда предварительная подготовка материала и информации для принятия решений сведена к минимуму, а состав информации, необходимой для обсуждения непредвиденно возникшей проблемы, определяется в процессе обсуждения.
Структура управления любой организации традиционно делится на три уровня: опера- ционный, функциональный и стратегический.
Уровни управления (вид управленческой деятельности) определяются сложностью решаемых задач. Чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления требуется для ее решения. При
этом следует понимать, что более простых задач, требующих немедленного (оперативного) решения, возникает значительно большее количество, а значит, и уровень управления для них нужен другой – более низкий, где принимаются решения оперативно. При управлении необходимо также учитывать динамику реализации принимаемых решений, что позволяет рассматривать управление под углом временного фактора.
На рис. 1.1 отображены три уровня управления, которые соотнесены с такими факторами, как степень возрастания власти, ответственности, сложности решаемых задач, а также динамика принятия решений по реализации задач.
Рис. 1.1. Пирамида уровней управления
Операционный (нижний) уровень управления обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Этот уровень управления часто называют оперативным из-за необходимости быстрого реагирования на изменение ситуации. На уровне оперативного (операционного) управления большой объем занимают учетные задачи.
Примеры некоторых учетных задач:
-
учет количества проданной продукции; -
учет затрат времени, сырья и материалов при выполнении отдельных производственных операций; -
учет произведенной продукции; -
бухгалтерский учет и т.д.
Функциональный (тактический) уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа
информации, подготовленной на первом уровне. На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда удается выработать нужное решение оперативно, требуется дополнительное время на анализ, осмысление, сбор недостающих сведений и т.п. Управление связано с некоторой задержкой от момента поступления информации до принятия решений и их реализации, а также от момента реализации решений до получения реакции на них.
Стратегический уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Поскольку результаты принимаемых решений проявляются спустя длительное время, особое значение на этом уровне имеет такая функция управления, как стратегическое планирование. Прочие функции управления на этом уровне в настоящее время разработаны недостаточно полно. Часто стратегический уровень управления называют стратегическим или долгосрочным планированием. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена спустя достаточно длительное время. Ответственность за принятие управленческих решений чрезвычайно велика и определяется не только результатами анализа с использованием математического и специального аппарата, но и профессиональной интуицией менеджеров.
-
Корпоративные информационные системы
В настоящее время наибольшее внимание уделяется корпоративным информационным системам (КИС) – системам, используемым для управления основной деятельностью конкретных
производственных структур. Предназначены для решения широкого круга информационно- управленческих задач, причем во многих, часто удаленных подразделениях, на самых разных уровнях управления предприятием, объединением или отраслью.
Принцип работы корпоративных информационных систем совершенно иной, чем АСУ. Современная информационная система должна быть ориентирована не на задачи, а на реализацию бизнес-процессов соответствующей организационно-штатной структурой с помощью стандартной
системы документооборота. Отсюда следуют отличительные черты корпоративных инфор- мационных систем:
-
ориентация на создание и эффективное применение корпоративных распределенных процессов формирования вариантов решений для руководящего состава предприятия; -
автоматизированная поддержка применения методического обеспечения анализа, оценки и прогноза деятельности предприятия; -
информационная преемственность с базами данных и файловыми системами «старых» АСУ; -
обеспечение достоверности и целостности данных в случае информационного обмена не только внутри предприятия, но и при выходе на внешних абонентов; -
легкость стыковки с информационными системами других производителей; -
обеспечение высокого уровня надежности данных при круглосуточной работе; -
высокая гибкость; -
мобильность; -
возможность распределять функции между серверами и рабочими станциями клиентов.
Таким образом, корпоративная информационная система – это человеко-машинная система, непосредственно осуществляющая организационную, управленческую и производствен-
ную деятельность предприятия, а не являющаяся вспомогательной или сервисной прослойкой. Другими словами, корпоративная информационная система – это информационно-управляющая система, в которой используются современные информационные и компьютерные технологии.
Любая организация – это совокупность взаимодействующих элементов (подразделений), каждый из которых может иметь свою структуру. Элементы связаны между собой функционально, т.е. они выполняют отдельные виды работ в рамках единого процесса, обмениваясь документами, факсами, письменными и устными распоряжениями и т.д. Кроме того, эти элементы взаимо- действуют с внешними системами, причем их взаимодействие также может быть как информационным, так и функциональным. И эта ситуация справедлива практически для всех организаций, каким бы видом деятельности они не занимались – для правительственного учреждения, банка, промышленного предприятия, коммерческой фирмы и т.д.
Проектирование таких информационных систем всегда содержало декларации о включении человека в эти системы. Если для некоторой информационно-справочной системы общего назначения ее пользователь мог рассматриваться как предмет, внешний по отношению к системе, то рассматриваемые информационные системы по своей сути – человеко-машинные информационно-управляющие системы. Этот факт часто упускается уже при стратегическом анализе и построении общей архитектуры информационной системы, затем – на этапах детального анализа и собственно программирования. Необходимо исходить из того, что в виде инфор- мационной