ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
системы проектируется часть предприятия, непосредственно осуществляющая
«бизнес», т.е. организационно-производственную деятельность.
Методы проектирования должны определяться и рассматриваться на том уровне, на котором сохраняется интеграция аспектов информационных технологий, бизнес-аспектов и аспектов человеческого фактора. Так, например должны рассматриваться методы разработки управляющих функций системы, а не только методы программирования и отладки прикладных комплексов. Последние так же, как методы управления размещением БД и т.п. – вопрос или чистой обработки данных, или инструкций к конкретной системе программирования, или СУБД.
Разработка структуры корпоративной информационной системы предполагает:
Информационное обследование
Информационная система нужна организации для того, чтобы обеспечивать информационно- коммуникационную поддержку ее основной и вспомогательной деятельности. Поэтому прежде, чем вести речь о структуре и функциональном наполнении информационной системы, необходимо разобраться в целях и задачах самой организации, чтобы понять, что же нужно автоматизировать.
Какова миссия компании, т.е. для чего компания создана, и к чему она стремится в своей
деятельности? Каковы направления ее деятельности? Какова структура компании, какие функции выполняют ее подразделения и как они взаимодействуют между собой? Только ответив на все эти вопросы, можно переходить к обсуждению того, какие функции должна выполнять корпоративная информационная система, какие аппаратные и программные средства должны быть включены в нее, чтобы автоматизировать функции, выполняемые подразделениями компании, и т.д.
Ответы на поставленные вопросы можно получить только после детального информа- ционного обследования компании, целями которого являются:
Результатом обследования являются модели деятельности компании и ее информационной инфраструктуры, на базе которых разрабатываются проект корпоративной информационной системы, требования
к программно-аппаратным средствам и спецификации на разработку прикладного программного обеспечения, если в этом есть необходимость.
В идеальной ситуации обследование должны проводить профессиональные аналитики совместно с представителями обследуемой компании. Это позволяет сократить время обсле- дования, не потеряв качества, и научить представителей компании-клиента, что и как необходимо делать в процессе обследования, с тем чтобы в дальнейшем они смогли бы выполнять эту работу самостоятельно.
Важно правильно выбрать инструментальные программные средства для проведения обследования. Они должны базироваться на методологиях, которые позволяют строить модели деятельности компании, а также формально описывать информационное пространство, в котором работает компания. Среди этих средств необходимо отметить Design/IDEF (MetaSoft), S-Designor (Powersoft Corp.), PB Win и ER Win (Logic Works), Designer/2000 (Oracle Corp).
Модели работы компании, построенные в процессе обследования, позволяют не только спроектировать информационную систему, но и провести анализ деятельности с организационной и структурной точек зрения.
Процесс обследования может также включать этап оценки эффективности предлагаемых решений. Какой выигрыш даст внедрение новых информационных технологий и связанных с ними технических решений? Как скоро могут окупиться вложенные средства? На этот и подобные вопросы можно ответить, проведя стоимостной анализ и получив соответствующие оценки с помощью специальных методологий и программных средств.
При выборе описываемых средств необходимо обратить внимание на то, чтобы работа с ними была бы доступна не только профессиональным финансистам и экономистам,
но и более широкому классу аналитиков, менеджерам среднего и верхнего звена. Именно они вырабатывают решения по рабочим вопросам, связанным с созданием проекта корпоративной информационной системы и ее реализацией.
Архитектура системы
По результатам обследования необходимо выбрать архитектуру системы. Для корпоративных систем рекомендуется архитектура клиент/сервер. Из 300 американских компаний, работающих в среде клиент/сервер, на вопрос "Почему вы перешли на эту архитектуру" 67% ответили: "Архитектура клиент/сервер предоставляет технологию доступа конечного пользователя к инфор- мации в масштабах предприятия". Таким образом, архитектура клиент/сервер позволяет создать единое информационное пространство, в котором конечный пользователь имеет своевременный и беспрепятственный (но санкционированный) доступ к корпоративной информации.
Информационное обследование позволяет выбрать аппаратно-программную реализацию системы. Касаясь операционной среды для серверной части системы, наиболее предпочтительной считается UNIX – это именно та операционная система, на базе которой можно и нужно строить крупномасштабные информационные комплексы. На клиентских местах могут быть как алфавитно-цифровые и/или X-терминалы, так и PC в среде MS Windows.
Выбор СУБД
Выбор системы управления для корпоративной базы данных – один из ключевых моментов в разработке информационной системы. Вопрос, какую СУБД использовать, можно решить только по результатам предварительного обследования и получения информационных моделей деятельности компании.
Рекомендуемый набор
средств разработки приложений, которые ориентированы как на конкретные СУБД, так и могут быть использованы в различных средах: Developer/2000 для Oracle, NewEra для Informix и т.д. В качестве примера таких универсальных инструментальных средств можно также назвать PowerBuilder Enterprise (PowerSoft Corp.), Gupta SQLWindows (Gupta Corp.), Delphi (Borland Int.), Enterprise Developer (Symantec).
Выбор системы автоматизации документооборота
Неразбериха с документами (их задержки, потери, дублирование, долгое перемещение от одного исполнителя к другому) – болезненная проблема для любой компании. Поэтому система автоматизации документооборота, которая позволяет автоматизировать ручные, рутинные операции, автоматически передавать и отслеживать перемещение документов внутри корпорации, контролировать выполнение поручений, связанных с документами, – одна из важнейших составляющих информационной системы.
Можно выделить два класса подобных систем:
Основное назначение систем обоих классов – автоматизация и поддержка коллективной работы в офисе, однако имеются некоторые различия в их идеологической направленности и, следовательно, в наборе реализуемых функций.
Системы класса groupware ориентированы на автоматизацию работы небольшого коллектива и поддерживают корректное разделение (т.е. совместное использование) информации группой пользователей.
Системы класса workflow ориентированы на автоматизацию работы корпорации и поддер- живают разделение работ, т.е. выполнение одной "большой" работы группой исполнителей.
Системы workflow и groupware (табл. 1.1) не конкурируют между собой, а скорее дополняют друг друга. Выбор одной из них, а также использование их в комбинации определяются задачами,
«бизнес», т.е. организационно-производственную деятельность.
Методы проектирования должны определяться и рассматриваться на том уровне, на котором сохраняется интеграция аспектов информационных технологий, бизнес-аспектов и аспектов человеческого фактора. Так, например должны рассматриваться методы разработки управляющих функций системы, а не только методы программирования и отладки прикладных комплексов. Последние так же, как методы управления размещением БД и т.п. – вопрос или чистой обработки данных, или инструкций к конкретной системе программирования, или СУБД.
-
Структура корпоративной информационной системы
Разработка структуры корпоративной информационной системы предполагает:
-
проведение информационного обследования организации; -
по результатам обследования выбор архитектуры системы и аппаратно-программных средств реализации: -
система управления корпоративной базой данных; -
система автоматизации деловых операций и документооборота; -
система управления электронными документами; -
специальные программные средства; -
системы поддержки принятия решений.
Информационное обследование
Информационная система нужна организации для того, чтобы обеспечивать информационно- коммуникационную поддержку ее основной и вспомогательной деятельности. Поэтому прежде, чем вести речь о структуре и функциональном наполнении информационной системы, необходимо разобраться в целях и задачах самой организации, чтобы понять, что же нужно автоматизировать.
Какова миссия компании, т.е. для чего компания создана, и к чему она стремится в своей
деятельности? Каковы направления ее деятельности? Какова структура компании, какие функции выполняют ее подразделения и как они взаимодействуют между собой? Только ответив на все эти вопросы, можно переходить к обсуждению того, какие функции должна выполнять корпоративная информационная система, какие аппаратные и программные средства должны быть включены в нее, чтобы автоматизировать функции, выполняемые подразделениями компании, и т.д.
Ответы на поставленные вопросы можно получить только после детального информа- ционного обследования компании, целями которого являются:
-
формулировка и описание функций каждого подразделения компании, а также решаемые ими задачи; -
описание технологии работы "как есть" каждого из подразделений компании и понимание, что необходимо автоматизировать и в какой последовательности; -
описание технологии работы "как надо" каждого из подразделений и связанных с ними информационных потоков, исходя из миссии и направлений деятельности компании; -
отображение технологии "как надо" на структуру компании, определение ее функциональ- ного состава и количества рабочих мест в каждом структурном подразделении компании, а также описание функций, которые выполняются (автоматизируются) на каждом рабочем месте; -
описание основных путей и алгоритмы прохождения входящих, внутренних и исходящих документов, а также технологии их обработки.
Результатом обследования являются модели деятельности компании и ее информационной инфраструктуры, на базе которых разрабатываются проект корпоративной информационной системы, требования
к программно-аппаратным средствам и спецификации на разработку прикладного программного обеспечения, если в этом есть необходимость.
В идеальной ситуации обследование должны проводить профессиональные аналитики совместно с представителями обследуемой компании. Это позволяет сократить время обсле- дования, не потеряв качества, и научить представителей компании-клиента, что и как необходимо делать в процессе обследования, с тем чтобы в дальнейшем они смогли бы выполнять эту работу самостоятельно.
Важно правильно выбрать инструментальные программные средства для проведения обследования. Они должны базироваться на методологиях, которые позволяют строить модели деятельности компании, а также формально описывать информационное пространство, в котором работает компания. Среди этих средств необходимо отметить Design/IDEF (MetaSoft), S-Designor (Powersoft Corp.), PB Win и ER Win (Logic Works), Designer/2000 (Oracle Corp).
Модели работы компании, построенные в процессе обследования, позволяют не только спроектировать информационную систему, но и провести анализ деятельности с организационной и структурной точек зрения.
Процесс обследования может также включать этап оценки эффективности предлагаемых решений. Какой выигрыш даст внедрение новых информационных технологий и связанных с ними технических решений? Как скоро могут окупиться вложенные средства? На этот и подобные вопросы можно ответить, проведя стоимостной анализ и получив соответствующие оценки с помощью специальных методологий и программных средств.
При выборе описываемых средств необходимо обратить внимание на то, чтобы работа с ними была бы доступна не только профессиональным финансистам и экономистам,
но и более широкому классу аналитиков, менеджерам среднего и верхнего звена. Именно они вырабатывают решения по рабочим вопросам, связанным с созданием проекта корпоративной информационной системы и ее реализацией.
Архитектура системы
По результатам обследования необходимо выбрать архитектуру системы. Для корпоративных систем рекомендуется архитектура клиент/сервер. Из 300 американских компаний, работающих в среде клиент/сервер, на вопрос "Почему вы перешли на эту архитектуру" 67% ответили: "Архитектура клиент/сервер предоставляет технологию доступа конечного пользователя к инфор- мации в масштабах предприятия". Таким образом, архитектура клиент/сервер позволяет создать единое информационное пространство, в котором конечный пользователь имеет своевременный и беспрепятственный (но санкционированный) доступ к корпоративной информации.
Информационное обследование позволяет выбрать аппаратно-программную реализацию системы. Касаясь операционной среды для серверной части системы, наиболее предпочтительной считается UNIX – это именно та операционная система, на базе которой можно и нужно строить крупномасштабные информационные комплексы. На клиентских местах могут быть как алфавитно-цифровые и/или X-терминалы, так и PC в среде MS Windows.
Выбор СУБД
Выбор системы управления для корпоративной базы данных – один из ключевых моментов в разработке информационной системы. Вопрос, какую СУБД использовать, можно решить только по результатам предварительного обследования и получения информационных моделей деятельности компании.
Рекомендуемый набор
средств разработки приложений, которые ориентированы как на конкретные СУБД, так и могут быть использованы в различных средах: Developer/2000 для Oracle, NewEra для Informix и т.д. В качестве примера таких универсальных инструментальных средств можно также назвать PowerBuilder Enterprise (PowerSoft Corp.), Gupta SQLWindows (Gupta Corp.), Delphi (Borland Int.), Enterprise Developer (Symantec).
Выбор системы автоматизации документооборота
Неразбериха с документами (их задержки, потери, дублирование, долгое перемещение от одного исполнителя к другому) – болезненная проблема для любой компании. Поэтому система автоматизации документооборота, которая позволяет автоматизировать ручные, рутинные операции, автоматически передавать и отслеживать перемещение документов внутри корпорации, контролировать выполнение поручений, связанных с документами, – одна из важнейших составляющих информационной системы.
Можно выделить два класса подобных систем:
-
системы workflow; -
системы groupware.
Основное назначение систем обоих классов – автоматизация и поддержка коллективной работы в офисе, однако имеются некоторые различия в их идеологической направленности и, следовательно, в наборе реализуемых функций.
Системы класса groupware ориентированы на автоматизацию работы небольшого коллектива и поддерживают корректное разделение (т.е. совместное использование) информации группой пользователей.
Системы класса workflow ориентированы на автоматизацию работы корпорации и поддер- живают разделение работ, т.е. выполнение одной "большой" работы группой исполнителей.
Системы workflow и groupware (табл. 1.1) не конкурируют между собой, а скорее дополняют друг друга. Выбор одной из них, а также использование их в комбинации определяются задачами,