Файл: 2 поперечный профиль земляного полотна и его основные элементы 1 Назначение и типы земляного полотна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 321

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если по варианту задана однопутная или трехпутная линия, то ось земляного полотна совпадает с осью первого главного пути; если линия двухпутная, то ось земляного полотна находится посередине между осями первого и второго путей..

  1. От точки пересечения оси пути с уровнем земли вертикально вверх (вниз) отмерить высоту насыпи (глубину выемки) и провести горизонтальную линию, обозначающую основную площадку.

  2. Начертить основную площадку земляного полотна в соответствии с требованиями, описанными в разделе 2.2. На ширину и форму основной площадки влияет количество путей, тип грунта и радиус кривой. Штрихпунктиром изобразить оси всех существующих путей.

Рекомендуется заранее рассчитать ширину основной площадки с учетом количества путей и припусков.
Для насыпи

  1. Начертить откосы насыпи до пересечения с уровнем земли. Крутизна откосов зависит от высоты насыпи и типа грунта и принимается по табл. 2.3.

  2. Изобразить бермы. Справа от насыпи ширина бермы по горизонтали должна быть не менее 3 м, слева при однопутной линии – не менее 8 м, при двухпутной и многопутной – также не менее 3 м. Для отвода воды уклон обеих берм должен быть направлен в сторону от насыпи. Уклон правой бермы равен уклону местности, а уклон левой должен составлять 0,02 – 0,04.

  3. Изобразить резервы или водоотводные канавы. Конкретные размеры водоотводных сооружений приведены в приложениях 4 и 5. При этом откос левого резерва (водоотводной канавы) продлевается вверх до пересечения с уровнем земли.

При поперечном уклоне местности круче 1:25 резервы и водоотводные канавы устраиваются только с одной (нагорной) стороны.

  1. Обозначить штрихпунктирной линией ось будущего второго главного пути (если, согласно исходным данным, линия была однопутной).


Для выемки

  1. Слева и справа от основной площадки изобразить кюветные канавы (кюветы). Конкретные размеры водоотводных сооружений приведены в приложениях 4 и 5.

  2. Начертить откосы выемки до пересечения с уровнем земли. Крутизна откосов принимается по табл. 2.4.

Если по заданию линия однопутная, то необходимо сразу наметить ось будущего пути, будущий кювет и откос будущей выемки пунктирной линией до пересечения с уровнем земли.

  1. Справа и слева от выемки располагаются водоотводные сооружения: кавальеры, банкет, забанкетная и нагорная канавы.


  • Справа от выемки ширина обреза (расстояние от бровки выемки до основания кавальера) составляет не менее 5 м.

  • Банкет сооружается слева от выемки на расстоянии не менее 1 м от существующей бровки.

  • Забанкетная канава располагается сразу за банкетом и имеет глубину 0,3 м, ширину дна не менее 0,3 м и уклон откосов 1:1,5 (приложение 4, 5).

  • Кавальер с нагорной стороны сооружается на расстоянии не менее 5 м от перспективной бровки.

  • Нагорная канава располагается на расстоянии 1,5 м от кавальера с нагорной стороны и имеет глубину 0,6 м, ширину дна не менее 0,6 м и крутизну откосов 1:1,5 (приложение 4, 5).

  1. Обозначить штрихпунктирной линией ось будущего второго главного пути (если, согласно исходным данным, линия была однопутной).

  2. Уровень земли между бровками выемки изображается пунктирной линией.




  1. Указать размеры всех элементов: высоту насыпи (глубину выемки), ширину основной площадки, ширину междупутья, уклон откосов, ширину бермы (обреза), параметры всех водоотводных сооружений, радиус кривой (если задан).

  2. Внизу чертежа в отдельных таблицах указать исходные данные и условные обозначения.


Важно! В указаниях по выполнению чертежа предполагается, что линия, обозначающая уровень земли, имеет уклон слева направо.

2.4 Контрольные вопросы


  1. Что такое земляное полотно?

  2. Назначение земляного полотна.

  3. Что такое поперечный профиль земляного полотна?

  4. Какие типы поперечного профиля земляного полотна существуют?

  5. Дайте определение типам поперечного профиля: насыпь, выемка, полунасыпь, полувыемка, полунасыпь-полувыемка, нулевое место.

  6. Что такое основная площадка земляного полотна?

  7. Что такое междупутье?

  8. Основные элементы насыпи.

  9. Основные элементы выемки.

  10. От чего зависит форма основной площадки?

  11. Какие формы может иметь основная площадка? В каких случаях?

  12. От чего зависит ширина основной площадки?

  13. От чего зависит крутизна откосов?

  14. Что относится к водоотводным сооружениям?

  15. Почему на однопутных участках ширина бермы с одной стороны больше, чем с другой?


Приложение 4


Поперечный профиль насыпи и выемки



Приложение 5


Нормы проектирования элементов земляного полотна


Элемент
земляного полотна

Нормы проектирования

Кювет


Ширина по дну 0,4 м и глубина 0,6 м. Крутизна откосов кюветов со стороны пути не более 1:1,5; полевые откосы имеют ту же крутизну, что и откосы выемки.

Продольный уклон кювета обычно равен уклону пути, но не менее 0,002, а в районах с суровым климатом и избыточным увлажнением – не менее 0,003. Если путь в выемке расположен на площадке или имеет уклон менее 0,002, то кювет устраивают с уклоном 0,002 в обе стороны от водораздела, где его глубину уменьшают на 0,2 м. На выходе из выемок кюветы плавно отводят от земляного полотна в лога или путевые резервы.



Бровка на насыпях при подходе к большим и средним мостам в пределах разлива вод, а также на насыпях вдоль рек иводохранилищ должна возвышаться над наивысшей отметкой наката волны с учетом подпора не менее чем на 0,5 м, бровка не затопляемых водой берм и регуляционных сооружений - не менее чем на 0,25 м. На подходах к малым мостам и трубам бровка находится выше наибольшего уровня высоких вод (с учетом подпора) не менее чем на 0,5 м.

Банкет


Банкет устраивают из расположенного вблизи грунта при разработке откоса выемки со скатом 0,01–0,02 в сторону от пути; откос в сторону выемки делается с уклоном 1:1 или 1:1,5. Между верхним ребром откоса выемки и подошвой откоса банкета оставляют полосу шириной не менее 1 м. При крутизне местности более 1:5 банкет не устраивается, так как в этом случае его трудно удержать от сползания или смыва водой.

Забанкетная канава



Глубина и ширина по дну забанкетной канавы составляет не менее 30 см; крутизна откосов в зависимости от грунта – 1:1 или 1:1,5; уклон дна устраивается по уклону местности, но не менее 0,005. Ввиду незначительного количества воды, протекающей по забанкетной канаве, ее откосы и дно не защищаются от размыва.

Кавальер



Кавальеры необходимо предусматривать в случаях непригодности или технико-экономической нецелесообразности использования грунта из выемки для насыпей, а также при отсутствии в непосредственной близости от выемки пониженных мест рельефа, которые могут быть использованы дня размещения непригодного или излишнего грунта. При проектировании кавальеров следует учитывать также необходимость соблюдения требований по максимально возможному сохранению окружающей среды, предусматривать срезку растительного слоя с площади, занимаемой кавальером.

Размещение грунта в кавальерах не допускается:

- на территории станционных площадок, населенных пунктов и промышленных предприятий;

- в местах, где кавальеры могут способствовать снежным или песчаным заносам пути, в том числе вдоль мелких выемок;

- с нагорной стороны полувыемок;

- в тех случаях, когда нагрузка от кавальера может вызвать нарушение общей устойчивости откосов выемки

Кавальеры следует проектировать и размещать в зависимости от поперечного уклона местности, с учетом условий заносимости снегом или песком, а также свойств и состояния грунта прорезаемой выемки и подлежащего укладке в кавальер.

Кавальеры устраивают с двух сторон выемки при поперечном уклоне местности меньше 1:5, а при более крутых уклонах – с одной (низовой) ее стороны. Откосы кавальеров имеют крутизну не более 1:1,5, верхняя поверхность, спланированная в полевую сторону, уклон 0,02-0,04 для стока поверхностных вод. Высота кавальеров обычно не превышает 3 м, что обеспечивает достаточную устойчивость откосов выемки под действием веса грунта. Кавальеры располагают параллельно бровкам выемки на расстоянии от них не менее 5 м (на однопутных линиях – от проектной бровки будущего второго пути). Поверхности между бровками и подошвами откосов кавальеров со стороны пути называются обрезами. С нагорной стороны кавальеры отсыпают за забанкетной канавой на расстоянии 0,5м. За кавальером с верховой стороны расположена нагорная канава, от которой его отделяет спланированнаяв полевую сторону берма.

Кавальеры с низовой стороны выемки должны иметь разрывы шириной не менее 3 м через каждые 50 м и в пониженных местах. Площадке между бровкой выемки и откосом кавальера придается уклон в сторону разрывов.

Нагорная канава



Размеры поперечного сечения нагорной канавы зависят от объема поступающей воды и определяются расчетом. Наименьшие глубина и ширина по дну канавы (после укрепления) составляют 0,6 м, крутизна откосов – не более 1:1,5. Бровка нагорной канавы с низовой стороны должна возвышаться над расчетным уровнем воды не менее чем на 0,2 м; продольный уклон зависит от рельефа местности, но должен быть не менее 0,005 (0,003 в трудных, например равнинных, условиях). Для укрепления нагорной канавы на откосах сеют траву, дно закрывают щебнем или железобетонными плитами, устанавливают полутрубы и лотки. При наличии в выемке кавальеров нагорная канава, как правило, устраивается за кавальером с верховой стороны. Наименьшее расстояние от бровки канавы до бровки выемки при отсутствии банкета и кавальера составляет 5 м, а до подошвы кавальера – 1-5 м в зависимости от вероятной толщины снежных отложений и фильтрационных свойств грунтов.

Резерв





Резервы, размещаемые вдоль насыпей, следует проектировать в случаях непригодности или нехватки для отсыпки насыпей грунта из смежных выемок и технико-экономической нецелесообразности использования выемок-карьеров или транспортирования грунта из других карьеров.

Не допускается размещать резервы в пределах раздельных пунктов с путевым развитием, населенных пунктов, в местах расположения путевых зданий и переездов, на участках развития карста, а также как правило, на поймах рек. Смежные участки резервов в пределах отдельных зданий и переездов следует соединять канавами, лотками или трубами.

Расположение резервов относительно проектируемой насыпи следует назначать с учетом поперечного уклона на местности. Расстояние между внешней бровкой резерва и границей полосы отвода должно быть не менее 1 м.

Между подошвой откоса насыпи и бровкой резерва необходимо оставлять берму шириной не менее 3 м. У насыпей высотой до 2 м на сухом основании ширину берм разрешается уменьшать до 1 м.

Со стороны будущего второго пути железных дорог I – III категорий ширину берм следует назначать равной 8,0 м.

Путевой резерв устраивают с двух сторон насыпи при поперечном уклоне местности меньше 1:10 или с одной нагорной стороны при уклонах от 1:10 до 1:5. При уклонах более 1:5 из-за опасности нарушения устойчивости резерв не делают. Путевой откос резерва должен иметь крутизну не более 1:1,5, а полевой – не более 1:1. Дно резерва профилируют с поперечным уклоном 0,02 от пути в полевую сторону, а при ширине путевого резерва более 10 м для лучшего стока воды дну придают двухскатное очертание с уклоном 0,02 от краев к середине. Продольный уклон дна должен быть не менее 0,002 в сторону ближайшего искусственного сооружения или ложбины.

Размеры путевого резерва определяют в зависимости от объема потребного грунта, параметров применяемых машин и механизмов, уклона стока и условий охраны окружающей среды. Расстояние между внешней бровкой резерва и границей полосы отвода должно быть не менее 1 м. В пределах ж.д. станций и населенных пунктов, в местах рас положения путевых зданий и переездов, а также на участках развития карста устройство путевого резерва не допускается.

Берма



Для быстрого стока вод берму всегда планируют с уклоном 0,02-0,04 от тела земляного полотна шириной у подошвы откосов насыпи обычно 3 м (при высоте насыпи до 2 м допускается уменьшение ширины бермы до 1 м). Если насыпь построена под один путь, то со стороны будущего второго пути делают уширение на 4,1 м (стандартное междупутное расстояние). Ширина бермы у подошвы кавальеров обычно составляет 1–5 м; в районах со снежными заносами устраивают берму увеличенной ширины.