Файл: Автоматика судовой обобщеннопредупредительной сигнализации была выбрана мной изза ее актуальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от конструкции и назначения ДВС в систему аварийно-предупредительной сигнализации могут быть включены и некоторые другие параметры.

Система аварийно-предупредительной сигнализации (АПС) является неотъемлемой частью любого транспортного судна. В ходе длительной эксплуатации системы корабля изнашиваются и требуют ремонта или модернизации. 



Рисунок 4 – принципиальная схема судовой ОАПС

Обобщенная аварийно-предупредительная сигнализация (ОАПС) На рис. 4 показана структурная схема обобщенной аварийно-предупредительной сигнализации, выполненной совместно на базе информационной и измерительной системы ИИС «Шипка», установленной на многих автоматизированных судах отечественной постройки.

В ЦПУ установлены пульт управления, секции измерения, контроля и сигнализации с мнемосхемами, органами манипулирования (кнопками, переключателями и др.) и устройствами, вырабатывающими сигналы для внутренней и внешней сигнализации. Вся информация за состоянием контролируемых параметров от датчиков через вторичные преобразователи поступает в ЦПУ на пульт управления, секции измерения, контроля и сигнализации.
    1. 1   2   3   4   5   6

Описание системы ОАПС, установленной на ТР «Сораксан»


На транспортном рефрижераторе «Сораксан» установлена система пожарной аварийной сигнализации «Кристалл-М».

Судовая пожарная сигнализация состоит из:

1. Датчиков автоматической пожарной сигнализации, устанавливаемых в различных помещениях судна.

2. Пожарных извещателей, приводимых в действие вручную при обнаружении признаков пожара. Из-за небольших размеров речных судов, пожарные извещатели могут не устанавливать, но на пассажирские суда и танкера устанавливают обязательно.

3. Пульта пожарной сигнализации, который устанавливается на ходовом мостике и куда приходят сигналы с датчиков и пожарных извещателей.

Автоматические датчик пожарной сигнализации – одна из основных частей системы, которая обеспечивает противопожарную безопасность. Именно степень безотказности датчика такой сигнализации определяет в целом эффективность системы, которая обеспечивает противопожарную безопасность.

Пожарные датчики делятся на четыре основных вида:

1) тепловые датчики

2) дымовые датчики

3) датчики пламени

4) комбинированные датчики

1) Тепловой датчик пожарной сигнализации реагирует на наличие перепадов температуры. С точки зрения устройства тепловые датчики делятся на:

а) пороговые - с заданным пределом температуры, после чего сработают датчики.

б) интегральные - реагируют на резкую скорость изменения температуры.

 Пороговые датчики - обладают сравнительно низкой эффективностью, что обусловлено порогом температуры, на котором датчик срабатывает, порядка 70 °С. А спрос на этот вид датчиков обусловливается исключительно невысокой ценой.

Интегральные пожарные датчики способны зарегистрировать пожар на ранних стадиях. Однако, поскольку в них применяются два термоэлемента (один в самой конструкции датчика, а другой выносится за пределы датчика), а в сам датчик встраивается система обработки сигнала, цена таких пожарных датчиков будет ощутимой.

Использовать тепловой датчики пожарной сигнализации следует только тогда, когда основной признак пожара - тепло.

2) Дымовые датчики пожарной сигнализации определяют наличие в воздухе дыма. Почти все производимые дымовые датчики работают в соответствии с принципом рассеяния на частицах дыма 

инфракрасного излучения. Минус такого датчика - он может сработать при большом количестве пара или пыли в помещении. Однако дымовой датчик также чрезвычайно распространен, хотя, разумеется, не используется в запыленных комнатах и курилках.

3) Датчик пламени подразумевает наличие тлеющего очага или открытого пламени. Датчики пламени следует устанавливать в тех помещениях, где вероятно появление пожара без предварительного дымовыделения. Они эффективнее двух предыдущих типов излучателей, поскольку обнаружение пламени осуществляется на начальном этапе, когда отсутствуют многие факторы – дым и значительный перепад температуры. А в некоторых производственных помещениях, которые характеризуются высоким уровнем запыленности или большим теплообменом, используются только пожарные датчики пламени.

4) Комбинированные датчики пожарной сигнализации сочетают в себе несколько способов определения признаков пожара. В большинстве случаев комбинированные датчики сочетают дымовой датчики вместе с тепловым. Это позволяет точнее определить присутствие признаков пожара, чтобы подать на пульт сигнал тревоги.

При пожаре на пульт пожарной сигнализации приходит сигнал, который может поступить как от датчика, так и от ручного пожарного извещателя. На индикаторе загорится лампочка, соответствующая какой-либо зоне на судне и прозвучит звуковой сигнал. Таким образом, вахтенный начальник будет знать, в какой части судна возник пожар и будет объявлена общесудовая тревога с указанием места возгорания.

Для передачи информации от датчика к центральному прибору используются линии связи – кабельные трассы, образующие лучи, к каждому из которых подключается несколько датчиков и ручных извещателей, рассоложенных в одном или близких друг к другу помещениях.

Сигнализация обнаружения пожара должна обеспечивать быстрое определение объекта, с которого принят сигнал, для чего предпочтительно применение мнемосхем (а на пассажирских судах – обязательно). При срабатывании извещателя должна срабатывать звуковая и визуальная сигнализация на пульте управления системы.

Если в течение 2 мин эти сигналы не привлекут внимания и не будет подтвержден их прием, во всех жилых помещениях экипажа, служебных, машинных помещениях, на постах управления автоматически подается сигнал тревоги.


В некоторых типах систем пожарной сигнализации предусмотрено не только определение луча, к которому подключен сработавший датчик, но и номера датчика. С этой целью параллельно к контактам датчика подключается балластное сопротивление или конденсатор. При срабатывании датчика его сопротивление отключается и образуется контур с оставшимися резисторами, измерение сопротивления в котором позволяет определить номер сработавшего датчика.



Рисунок 4 – состав аварийной пожарной сигнализации

Таблица 2 - Общие характеристики СПС «Кристалл-М»

Напряжение питания ПУС,  

Мощность потребления ПУС, не более, Вт

24

 

60

Номинальное напряжение питания шлейфа, В

24

Длина каждого шлейфа, м

до 1 000

Рекомендуемое сечение жилы шлейфа, мм кв

1,5

Габаритные размеры ППКП «ПУС»

400х400х200

Масса извещателя, не более, кг

0,3

Диапазон установки порогов срабатывания извещателей: 

– по температуре, °С

– по дыму, %/м

от +25 до +90 

от +80 до +140

от 2 до 50

Шаг настройки порогов:

 

– по температуре, °С

– по дыму, %/м

1

 

1

Режимы работы извещателей (по выбору оператора)

максимальный, максимально-дифференциальный, интерактивный

Масса ППКП «ПУС», кг

10

Встроенный журнал событий (записей)

10 000

Количество дополнительных

 

– входов

– выходов

4

 

4

Таблица 3 – описание устройств сигнализации и их режимов работы

Устройство

Описание



ИЗВЕЩАТЕЛЬ КОМБИНИРОВАННЫЙ

ИК1 (ИП101/212-01-P)

РЕЖИМЫ РАБОТЫ: максимальный; максимально-дифференциальный; интерактивный

 

Порог срабатывания по степени ослабления света: (2-50) %/м, с шагом 1 %/м

Порог срабатывания по температуре: (25-90) °С, с шагом 1 °С

Габариты: 85х85х85

Масса: 0,3 кг

Степень защиты оболочки IP22



ИЗВЕЩАТЕЛЬ КОМБИНИРОВАННЫЙ

ИК3 (ИП101/212-02-P)

РЕЖИМЫ РАБОТЫ

 

  • Максимальный

  • максимально-дифференциальный

  • интерактивный

Порог срабатывания по степени ослабления света:

(2-50) %/м, с шагом 1 %/м

Порог срабатывания по температуре:

(25-90) °С, с шагом 1 °С

Габариты: 85х85х85

Масса: 0,3 кг

Степень защиты оболочки IP55



ИЗВЕЩАТЕЛЬ ТЕПЛОВОЙ

ИТ1 (ИП101-01-P)

РЕЖИМЫ РАБОТЫ

 

  • максимальный

  • максимально-дифференциальный

  • интерактивный

Порог срабатывания по температуре:

(25-90) °С, с шагом 1 °С

Габариты: 85х85х85

Масса: 0,3 кг

Степень защиты оболочки IP22



ИЗВЕЩАТЕЛЬ ТЕПЛОВОЙ

ИТ2 (ИП101-02-P)

РЕЖИМЫ РАБОТЫ

 

  • максимальный

  • максимально-дифференциальный

  • интерактивный

Порог срабатывания по температуре:

(80-140) °С, с шагом 1 °С

Габариты: 85х85х51

Масса: 0,3 кг

Степень защиты оболочки IP55



ИЗВЕЩАТЕЛЬ ТЕПЛОВОЙ

ИТ3 (ИП101-03-P)

РЕЖИМЫ РАБОТЫ

 

●максимальный

●максимально-дифференциальный

●интерактивный

Порог срабатывания по температуре:

(25-90) °С, с шагом 1 °С

Габариты: 85х85х85

Масса: 0,3 кг

Степень защиты оболочки IP55



ИЗВЕЩАТЕЛЬ КОНТАКТНЫЙ

ИБК

РЕЖИМЫ РАБОТЫ

 

● при использовании только сигнала контактного устройства;

● при использовании только сигнала включения;

● при использовании обоих сигналов.

Габариты: 85х85х51

Масса: 0,3 кг

Степень защиты оболочки IP55



ИЗВЕЩАТЕЛЬ ПЛАМЕНИ

ИТИ1 (ИП313-01)

Угол обзора 120 градусов

 

Габариты: 85х85х60

Масса: 0,3 кг

Степень защиты оболочки IP55



ИЗВЕЩАТЕЛЬ ДЫМОВОЙ

ИДФ1 (ИП212-01)

РЕЖИМЫ РАБОТЫ

 

●максимальный

●максимально-дифференциальный

●интерактивный

Порог срабатывания по степени ослабления света:

(2-50) %/м, с шагом 1 %/м

Габариты: 85х85х85

Масса: 0,3 кг

Степень защиты оболочки IP22



ИЗВЕЩАТЕЛЬ ДЫМОВОЙ

ИДФ3 (ИП212-02)

РЕЖИМЫ РАБОТЫ

 

●максимальный

●максимально-дифференциальный

●интерактивный

Порог срабатывания по степени ослабления света:

(2-50) %/м, с шагом 1 %/м

Габариты: 85х85х85

Масса: 0,3 кг

Степень защиты оболочки IP55



ИЗВЕЩАТЕЛЬ РУЧНОЙ

ИР1 (ИП513-01)

Габариты: 85х85х70

 

Масса: 0,3 кг

Степень защиты оболочки IP55



ИЗВЕЩАТЕЛЬ РУЧНОЙ

ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫЙ

ИР2-В (ИП513-02)

Габариты: 85х85х70

 

Масса: 0,3 кг

Степень защиты оболочки IP56



ИЗВЕЩАТЕЛЬ ПЛАМЕНИ

ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫЙ

ИТИ2-В (ИП313-02)

Угол обзора 120 градусов

 

Габариты: 85х85х60

Масса: 0,3 кг

Степень защиты оболочки IP56



ИЗВЕЩАТЕЛЬ КОМБИНИРОВАННЫЙ

ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫЙ

ИК2-В (ИП101/212-03-P)

РЕЖИМЫ РАБОТЫ

 

●максимальный

●максимально-дифференциальный

●интерактивный

Порог срабатывания по степени ослабления света:

(2-50) %/м, с шагом 1 %/м

Порог срабатывания по температуре:

(25-90) °С, с шагом 1 °С

Габариты: 85х85х85

Масса: 0,3 кг

Степень защиты оболочки IP56



ПРИБОР УПРАВЛЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ

Габариты: 400х400х200

 

Масса: 10 кг

Степень защиты оболочки IP55

Электропитание:

Сеть постоянного тока напряжением 24 В

Потребляемая мощность: 60 Вт

длина шлейфа пожарной сигнализации:

до 1000 м

Количество устройств в одном шлейфе:

до 100 шт.

Схема шлейфа: кольцевой двухпроводный

(с автоматическим отсекателем поврежденного участка в каждом адресном устройстве)


Сеть авральной сигнализации выполнена с использованием звонков ЗВОФ24-70В1 М4 и светильников СС-328/1М с красным колпаком. Звонки и светильники устанавливаются в помещениях ГД и ДГ. На открытой палубе звонок установлен без светильника.



Рисунок 5 – звонок ЗВОФ24-70В1 М4

 Звонок на обрыв постоянного тока с фильтром ЗВОФ-24 - электроакусти-ческий сигнальный прибор, предназначенный для различных звуковых сигналов и оповещений в системах тревожной сигнализации. 

    Звонки ЗВОФ 24 изготавливаются в двух климатических исполнениях по ГОСТ 15150-69: исполнение О1 (общеклиматическое) и УХЛ5 (для эксплуатации в макроклиматических районах с умеренным и холодным климатом).

    Звонки ЗВОФ устойчиво работают при колебаниях напряжения постоянного тока в пределах от плюс 5 до минус 10% от номинального значения.

Технические характеристики 

1. Номинальное напряжение =24 В

2. Потребляемая мощность 5 Вт

3. Сила звука, не менее 86 дБ

4. Масса, не более 2,2 кг 

Звонки постоянного тока ЗВОФ одобрены Российским Морским Регистром Судоходства (РМРС) и пригодны для установки на различных судах и плавсооружениях.  

Питание, напряжением 24В постоянного тока, сеть авральной сигнализации получает от ПУС, замыкатель авральной сигнализации устанавливается на пульте ПУС.

Проектом предусмотрена аварийно-предупредительная сигнализация по:

- верхнему уровню (80% заполнения) в цистернах нефтесодержащих вод;

- наличию воды под настилом в помещениях ДГ и ГД;

- аварийному состоянию сопротивления кабельной сети.

В качестве прибора, предназначенного для приема и обработки сигналов от датчиков, используется прибор сигнализации судовых систем СС-24-18 пультового исполнения и встраиваемый в пульт управления и сигнализации (ПУС), установленный в рубке.

Питание сеть аварийно-предупредительной сигнализации получает от судовой сети через силовой выпрямитель и от аварийных аккумуляторных батарей.

Для контроля наличия воды под настилом в помещениях ГД и ДГ и в качестве датчиков уровня в цистернах используются датчики-реле уровня ДРУ-1ПМР.

СС-24-18 ПСС выполнен в виде моноблока для встраивания в пультовую конструкцию, имеет исполнение лицевой панели IР44. На лицевой панели ПСС находятся следующие органы индикации и управления:

- индикатор «Работа» для индикации о включенном состоянии панели;