Файл: Автоматика судовой обобщеннопредупредительной сигнализации была выбрана мной изза ее актуальности.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В зависимости от конструкции и назначения ДВС в систему аварийно-предупредительной сигнализации могут быть включены и некоторые другие параметры.
Система аварийно-предупредительной сигнализации (АПС) является неотъемлемой частью любого транспортного судна. В ходе длительной эксплуатации системы корабля изнашиваются и требуют ремонта или модернизации.
Рисунок 4 – принципиальная схема судовой ОАПС
Обобщенная аварийно-предупредительная сигнализация (ОАПС) На рис. 4 показана структурная схема обобщенной аварийно-предупредительной сигнализации, выполненной совместно на базе информационной и измерительной системы ИИС «Шипка», установленной на многих автоматизированных судах отечественной постройки.
В ЦПУ установлены пульт управления, секции измерения, контроля и сигнализации с мнемосхемами, органами манипулирования (кнопками, переключателями и др.) и устройствами, вырабатывающими сигналы для внутренней и внешней сигнализации. Вся информация за состоянием контролируемых параметров от датчиков через вторичные преобразователи поступает в ЦПУ на пульт управления, секции измерения, контроля и сигнализации.
- 1 2 3 4 5 6
Описание системы ОАПС, установленной на ТР «Сораксан»
На транспортном рефрижераторе «Сораксан» установлена система пожарной аварийной сигнализации «Кристалл-М».
Судовая пожарная сигнализация состоит из:
1. Датчиков автоматической пожарной сигнализации, устанавливаемых в различных помещениях судна.
2. Пожарных извещателей, приводимых в действие вручную при обнаружении признаков пожара. Из-за небольших размеров речных судов, пожарные извещатели могут не устанавливать, но на пассажирские суда и танкера устанавливают обязательно.
3. Пульта пожарной сигнализации, который устанавливается на ходовом мостике и куда приходят сигналы с датчиков и пожарных извещателей.
Автоматические датчик пожарной сигнализации – одна из основных частей системы, которая обеспечивает противопожарную безопасность. Именно степень безотказности датчика такой сигнализации определяет в целом эффективность системы, которая обеспечивает противопожарную безопасность.
Пожарные датчики делятся на четыре основных вида:
1) тепловые датчики
2) дымовые датчики
3) датчики пламени
4) комбинированные датчики
1) Тепловой датчик пожарной сигнализации реагирует на наличие перепадов температуры. С точки зрения устройства тепловые датчики делятся на:
а) пороговые - с заданным пределом температуры, после чего сработают датчики.
б) интегральные - реагируют на резкую скорость изменения температуры.
Пороговые датчики - обладают сравнительно низкой эффективностью, что обусловлено порогом температуры, на котором датчик срабатывает, порядка 70 °С. А спрос на этот вид датчиков обусловливается исключительно невысокой ценой.
Интегральные пожарные датчики способны зарегистрировать пожар на ранних стадиях. Однако, поскольку в них применяются два термоэлемента (один в самой конструкции датчика, а другой выносится за пределы датчика), а в сам датчик встраивается система обработки сигнала, цена таких пожарных датчиков будет ощутимой.
Использовать тепловой датчики пожарной сигнализации следует только тогда, когда основной признак пожара - тепло.
2) Дымовые датчики пожарной сигнализации определяют наличие в воздухе дыма. Почти все производимые дымовые датчики работают в соответствии с принципом рассеяния на частицах дыма
инфракрасного излучения. Минус такого датчика - он может сработать при большом количестве пара или пыли в помещении. Однако дымовой датчик также чрезвычайно распространен, хотя, разумеется, не используется в запыленных комнатах и курилках.
3) Датчик пламени подразумевает наличие тлеющего очага или открытого пламени. Датчики пламени следует устанавливать в тех помещениях, где вероятно появление пожара без предварительного дымовыделения. Они эффективнее двух предыдущих типов излучателей, поскольку обнаружение пламени осуществляется на начальном этапе, когда отсутствуют многие факторы – дым и значительный перепад температуры. А в некоторых производственных помещениях, которые характеризуются высоким уровнем запыленности или большим теплообменом, используются только пожарные датчики пламени.
4) Комбинированные датчики пожарной сигнализации сочетают в себе несколько способов определения признаков пожара. В большинстве случаев комбинированные датчики сочетают дымовой датчики вместе с тепловым. Это позволяет точнее определить присутствие признаков пожара, чтобы подать на пульт сигнал тревоги.
При пожаре на пульт пожарной сигнализации приходит сигнал, который может поступить как от датчика, так и от ручного пожарного извещателя. На индикаторе загорится лампочка, соответствующая какой-либо зоне на судне и прозвучит звуковой сигнал. Таким образом, вахтенный начальник будет знать, в какой части судна возник пожар и будет объявлена общесудовая тревога с указанием места возгорания.
Для передачи информации от датчика к центральному прибору используются линии связи – кабельные трассы, образующие лучи, к каждому из которых подключается несколько датчиков и ручных извещателей, рассоложенных в одном или близких друг к другу помещениях.
Сигнализация обнаружения пожара должна обеспечивать быстрое определение объекта, с которого принят сигнал, для чего предпочтительно применение мнемосхем (а на пассажирских судах – обязательно). При срабатывании извещателя должна срабатывать звуковая и визуальная сигнализация на пульте управления системы.
Если в течение 2 мин эти сигналы не привлекут внимания и не будет подтвержден их прием, во всех жилых помещениях экипажа, служебных, машинных помещениях, на постах управления автоматически подается сигнал тревоги.
В некоторых типах систем пожарной сигнализации предусмотрено не только определение луча, к которому подключен сработавший датчик, но и номера датчика. С этой целью параллельно к контактам датчика подключается балластное сопротивление или конденсатор. При срабатывании датчика его сопротивление отключается и образуется контур с оставшимися резисторами, измерение сопротивления в котором позволяет определить номер сработавшего датчика.
Рисунок 4 – состав аварийной пожарной сигнализации
Таблица 2 - Общие характеристики СПС «Кристалл-М»
Напряжение питания ПУС, Мощность потребления ПУС, не более, Вт | 24 60 |
Номинальное напряжение питания шлейфа, В | 24 |
Длина каждого шлейфа, м | до 1 000 |
Рекомендуемое сечение жилы шлейфа, мм кв | 1,5 |
Габаритные размеры ППКП «ПУС» | 400х400х200 |
Масса извещателя, не более, кг | 0,3 |
Диапазон установки порогов срабатывания извещателей: – по температуре, °С – по дыму, %/м | от +25 до +90 от +80 до +140 от 2 до 50 |
Шаг настройки порогов: – по температуре, °С – по дыму, %/м | 1 1 |
Режимы работы извещателей (по выбору оператора) | максимальный, максимально-дифференциальный, интерактивный |
Масса ППКП «ПУС», кг | 10 |
Встроенный журнал событий (записей) | 10 000 |
Количество дополнительных – входов – выходов | 4 4 |
Таблица 3 – описание устройств сигнализации и их режимов работы
Устройство | Описание |
ИЗВЕЩАТЕЛЬ КОМБИНИРОВАННЫЙ ИК1 (ИП101/212-01-P) | РЕЖИМЫ РАБОТЫ: максимальный; максимально-дифференциальный; интерактивный Порог срабатывания по степени ослабления света: (2-50) %/м, с шагом 1 %/м Порог срабатывания по температуре: (25-90) °С, с шагом 1 °С Габариты: 85х85х85 Масса: 0,3 кг Степень защиты оболочки IP22 |
ИЗВЕЩАТЕЛЬ КОМБИНИРОВАННЫЙ ИК3 (ИП101/212-02-P) | РЕЖИМЫ РАБОТЫ
Порог срабатывания по степени ослабления света: (2-50) %/м, с шагом 1 %/м Порог срабатывания по температуре: (25-90) °С, с шагом 1 °С Габариты: 85х85х85 Масса: 0,3 кг Степень защиты оболочки IP55 |
ИЗВЕЩАТЕЛЬ ТЕПЛОВОЙ ИТ1 (ИП101-01-P) | РЕЖИМЫ РАБОТЫ
Порог срабатывания по температуре: (25-90) °С, с шагом 1 °С Габариты: 85х85х85 Масса: 0,3 кг Степень защиты оболочки IP22 |
ИЗВЕЩАТЕЛЬ ТЕПЛОВОЙ ИТ2 (ИП101-02-P) | РЕЖИМЫ РАБОТЫ
Порог срабатывания по температуре: (80-140) °С, с шагом 1 °С Габариты: 85х85х51 Масса: 0,3 кг Степень защиты оболочки IP55 |
ИЗВЕЩАТЕЛЬ ТЕПЛОВОЙ ИТ3 (ИП101-03-P) | РЕЖИМЫ РАБОТЫ ●максимальный ●максимально-дифференциальный ●интерактивный Порог срабатывания по температуре: (25-90) °С, с шагом 1 °С Габариты: 85х85х85 Масса: 0,3 кг Степень защиты оболочки IP55 |
ИЗВЕЩАТЕЛЬ КОНТАКТНЫЙ ИБК | РЕЖИМЫ РАБОТЫ ● при использовании только сигнала контактного устройства; ● при использовании только сигнала включения; ● при использовании обоих сигналов. Габариты: 85х85х51 Масса: 0,3 кг Степень защиты оболочки IP55 |
ИЗВЕЩАТЕЛЬ ПЛАМЕНИ ИТИ1 (ИП313-01) | Угол обзора 120 градусов Габариты: 85х85х60 Масса: 0,3 кг Степень защиты оболочки IP55 |
ИЗВЕЩАТЕЛЬ ДЫМОВОЙ ИДФ1 (ИП212-01) | РЕЖИМЫ РАБОТЫ ●максимальный ●максимально-дифференциальный ●интерактивный Порог срабатывания по степени ослабления света: (2-50) %/м, с шагом 1 %/м Габариты: 85х85х85 Масса: 0,3 кг Степень защиты оболочки IP22 |
ИЗВЕЩАТЕЛЬ ДЫМОВОЙ ИДФ3 (ИП212-02) | РЕЖИМЫ РАБОТЫ ●максимальный ●максимально-дифференциальный ●интерактивный Порог срабатывания по степени ослабления света: (2-50) %/м, с шагом 1 %/м Габариты: 85х85х85 Масса: 0,3 кг Степень защиты оболочки IP55 |
ИЗВЕЩАТЕЛЬ РУЧНОЙ ИР1 (ИП513-01) | Габариты: 85х85х70 Масса: 0,3 кг Степень защиты оболочки IP55 |
ИЗВЕЩАТЕЛЬ РУЧНОЙ ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫЙ ИР2-В (ИП513-02) | Габариты: 85х85х70 Масса: 0,3 кг Степень защиты оболочки IP56 |
ИЗВЕЩАТЕЛЬ ПЛАМЕНИ ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫЙ ИТИ2-В (ИП313-02) | Угол обзора 120 градусов Габариты: 85х85х60 Масса: 0,3 кг Степень защиты оболочки IP56 |
ИЗВЕЩАТЕЛЬ КОМБИНИРОВАННЫЙ ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫЙ ИК2-В (ИП101/212-03-P) | РЕЖИМЫ РАБОТЫ ●максимальный ●максимально-дифференциальный ●интерактивный Порог срабатывания по степени ослабления света: (2-50) %/м, с шагом 1 %/м Порог срабатывания по температуре: (25-90) °С, с шагом 1 °С Габариты: 85х85х85 Масса: 0,3 кг Степень защиты оболочки IP56 |
ПРИБОР УПРАВЛЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ | Габариты: 400х400х200 Масса: 10 кг Степень защиты оболочки IP55 Электропитание: Сеть постоянного тока напряжением 24 В Потребляемая мощность: 60 Вт длина шлейфа пожарной сигнализации: до 1000 м Количество устройств в одном шлейфе: до 100 шт. Схема шлейфа: кольцевой двухпроводный (с автоматическим отсекателем поврежденного участка в каждом адресном устройстве) |
Сеть авральной сигнализации выполнена с использованием звонков ЗВОФ24-70В1 М4 и светильников СС-328/1М с красным колпаком. Звонки и светильники устанавливаются в помещениях ГД и ДГ. На открытой палубе звонок установлен без светильника.
Рисунок 5 – звонок ЗВОФ24-70В1 М4
Звонок на обрыв постоянного тока с фильтром ЗВОФ-24 - электроакусти-ческий сигнальный прибор, предназначенный для различных звуковых сигналов и оповещений в системах тревожной сигнализации.
Звонки ЗВОФ 24 изготавливаются в двух климатических исполнениях по ГОСТ 15150-69: исполнение О1 (общеклиматическое) и УХЛ5 (для эксплуатации в макроклиматических районах с умеренным и холодным климатом).
Звонки ЗВОФ устойчиво работают при колебаниях напряжения постоянного тока в пределах от плюс 5 до минус 10% от номинального значения.
Технические характеристики
1. Номинальное напряжение =24 В
2. Потребляемая мощность 5 Вт
3. Сила звука, не менее 86 дБ
4. Масса, не более 2,2 кг
Звонки постоянного тока ЗВОФ одобрены Российским Морским Регистром Судоходства (РМРС) и пригодны для установки на различных судах и плавсооружениях.
Питание, напряжением 24В постоянного тока, сеть авральной сигнализации получает от ПУС, замыкатель авральной сигнализации устанавливается на пульте ПУС.
Проектом предусмотрена аварийно-предупредительная сигнализация по:
- верхнему уровню (80% заполнения) в цистернах нефтесодержащих вод;
- наличию воды под настилом в помещениях ДГ и ГД;
- аварийному состоянию сопротивления кабельной сети.
В качестве прибора, предназначенного для приема и обработки сигналов от датчиков, используется прибор сигнализации судовых систем СС-24-18 пультового исполнения и встраиваемый в пульт управления и сигнализации (ПУС), установленный в рубке.
Питание сеть аварийно-предупредительной сигнализации получает от судовой сети через силовой выпрямитель и от аварийных аккумуляторных батарей.
Для контроля наличия воды под настилом в помещениях ГД и ДГ и в качестве датчиков уровня в цистернах используются датчики-реле уровня ДРУ-1ПМР.
СС-24-18 ПСС выполнен в виде моноблока для встраивания в пультовую конструкцию, имеет исполнение лицевой панели IР44. На лицевой панели ПСС находятся следующие органы индикации и управления:
- индикатор «Работа» для индикации о включенном состоянии панели;