Файл: Автоматика судовой обобщеннопредупредительной сигнализации была выбрана мной изза ее актуальности.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Переносное — для временного местного освещения;
Комбинированное — для одновременного освещения всего помещения в целом и необходимой освещенности на рабочих поверхностях.
На судне используется только 2 системы искусственного освещения: система общего освещения; система комбинированного освещения. Применение одного местного освещения внутри помещений не допускается. Для общего освещения судовых помещений рекомендуется применять газоразрядные лампы, люминесцентные — типа ЛБ.
Судовые лампы накаливания отличаются от обычных высокой механической прочностью, что достигается утолщением нити и увеличением количества точек ее крепления, и вдвое большей средней продолжительностью горения. Обычно их применяют для местного и общего освещения помещений, для сигнально отличительных фонарей и для аварийного освещения.
Люминесцентные лампы, используемые для судового освещения, различают по характеру света и могут быть просто белого и темно белого цвета. Люминесцентные лампы очень чувствительны к температуре окружающего воздуха и устойчиво работают только при температуре около 20С. Другим недостатком этих ламп, является присущее им мерцание, поэтому их не рекомендуется ставить в помещениях с вращающимися конструкциями.
Мощные дуговые ртутные лампы применяют для освещения открытых палуб или больших помещений. Они работают в широком диапазоне температур окружающего воздуха: от –30 до +60С.
Лампу с осветительной арматурой называют – светильником.
Судовые светильники бывают – подволочные (подпалубные), переборочные, подвесные, настольные и переносные.
Ламповые прожекторы бывают дальнего действия и заливающего света.
Типы светильников и прожекторов используемые на т/р «Сораксан»:
1. В М.О. установлены светильники СС-328, СС-373М (60, 200Вт), а так же светильники с люминесцентной лампой СС-774М (40Вт). Для местного освещения светильник СС-626
Для освещение под пайолами установлены светильники 430 (25Вт) и U=24В через тр-р ОСВ-0.5/0.5. В ЦПУ установлены светильники СС-839 (60Вт) и СС-774М (40Вт). Освещение лицевой панели ГРЩ СС-782А (40Вт), в проходах за ГРЩ СС-838 (60Вт);
2. Освещение грузовых трюмов приняты светильники СС-833 (100Вт);
3. В жилых, общественных, медицинских помещениях и коридоров используются люминесцентные светильники СС-17, СС-18, СС-779, а так же светильники с лампой накаливания СС-839;
4. В амбулатории установлено специальное осветительное устройство для операций СС-537 (4 лампы накаливания 40Вт и U=24В);
5. В аккумуляторном помещении установлены светильники взрывозащищенного исполнения В4А-60 (60Вт);
6. Освещение помещений приема топлива, топливной аппаратуры и малярной светильниками ВЗГ-100 (100Вт).
7. Для освещения грузовой палубы установлены прожекторы заливающего света ПЗС-45 (1000Вт) и ПЗС-35 (500Вт);
8. Освещение забортных пространств в районе спуска шлюпок, забортных трапов, приема лоцмана установлены светильники СС410М с ртутными лампами (250Вт) и СС-411М с л.н. (300Вт), освещение плотиков СС-56А (15Вт и U=24В).
9. Для освещения акваторий на верхнем мостике установлен навигационный прожектор ПНК-60-1 (5кВт и U=110В).
Судно оборудовано переносным освещением напряжением 12В, осуществляемым с помощью штепсель-трансформаторов типа ШТ/ТР 220/12В и переносных светильников СС-867. Переносное освещение взрывоопасных помещений осуществляется переносными взрывозащищенными аккумуляторными светильниками типа ВЗГ-14. Так же используются ручные аккумуляторные фонари типа «3ШНКП-10М05».
Рисунок 3 – схема ГРЩ
- 1 2 3 4 5 6
СИСТЕМА ОБОБЩЕННО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
-
Судовые системы сигнализации и защиты
Согласно требованиям морского регистра судоходства, система аварийно-предупредительной сигнализации должна быть независима от систем управления и защитных устройств, т. е. неисправности и повреждения последних не должны оказывать влияния на работу АПС.
Возможность частичного объединения этих систем является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.
Должен быть предусмотрен самоконтроль АПС: по крайней мере, при таких повреждениях, как короткое замыкание, обрыв цепи и замыкание на корпус, а также при исчезновении питания должен подаваться сигнал АПС
Система АПС должна одновременно подавать световые и звуковые сигналы. При этом должна быть обеспечена возможность одновременного указания более чем одной неисправности. Квитирование одного сигнала не должно препятствовать поступлению другого. Отказ одного элемента (устройства) системы не должен вызывать выход из строя всей системы АПС. Если вместо индивидуальных световых сигнализаторов применяются общие мониторы, их должно быть не менее двух.
Система АПС, центральные информационные панели которой, как правило, размещаются в ЦПУ, структурно должна иметь подсистему обобщенной аварийно-предупредительной сигнализации, блоки (БОС) которой должны располагаться: в машинных помещениях (световые колонки); на ходовом мостике (в рулевой рубке); в служебных и общественных помещениях судна; в жилых помещениях ответственного персонала. Отключение звукового сигнала АПС на блоках обобщенной сигнализации (например, на мостике или в жилых помещениях) не должно вызывать его отключения в ЦПУ.
Световые сигналы должны быть ясно видимыми и различимыми (непосредственно, либо в отражении) во всех частях помещений, в которых предусмотрены колонки, должны выполняться в виде мигающего света и иметь высокую интенсивность свечения. Если видимость и различимость сигналов в помещении не может быть обеспечена одной колонкой, то их должно быть несколько. При наличии общего проблескового либо вращающегося сигнала белого цвета допускается применение в колонках индикаторов (символов) постоянного света.
Выделяют следующие системы сигнализации:
Авральная сигнализация. Оборудуется на судах, где объявление аврала голосом или громкоговорителем не может быть слышно одновременно во всех местах, где могут быть люди. Звуковые приборы устанавливаются в машинных помещениях, в общественных местах площадью более 150 кв.м., в коридорах жилых и общественных помещений, на открытых палубах в производственных помещениях. Звуковые приборы снабжаются также световой сигнализацией, и тональность авральной сигнализации отличается от тональности звуковых приборов другой сигнализации. Система питается от аккумуляторной батареи, размещенной выше палубных перегородок и вне пределов машинных отделений. Действие авральной сигнализации проверяется не реже одного раза в 7 дней, и перед каждым выходом в рейс.
Пожарная сигнализация. В рулевой рубке устанавливается станция пожарной сигнализации с мнемосхемой, с помощью которой быстро определяется место пожара. Система снабжена датчиками — извещателями ручного и автоматического действия. Автоматические извещатели устанавливаются во всех жилых и служебных помещениях, в кладовых взрывчатых, легковоспламеняющихся и горючих материалов, на постах управления, в помещениях для сухих грузов. В машинных и котельных отделениях с автоматизированным управлением при отсутствии в них постоянной вахты. Ручные извещатели устанавливаются в коридорах жилых, служебных и общественных помещений, в вестибюлях, в общественных помещениях площадью более 150 кв.м., в производственных помещениях, на открытых палубах в районе расположения грузовых люков. В системе должно быть предусмотрено два вида питания: основное – от судовой сети и резервное – от аккумуляторных батарей. Система пожарной безопасности должна постоянно находиться в действии. Вывод из действия системы для устранения неисправностей или выполнения технического обслуживания допускается с разрешения капитана и с предварительным уведомлением вахтенного помощника. Один раз в месяц проверяются по одному излучателю в каждом луче.
Предупредительная сигнализация объемного пожаротушения. Оборудуется в машинно-котельных отделениях, трюмах с сухими грузами, в которых находятся или могут находиться люди. С помощью звукового и светового сигналов персонал предупреждается о пуске в действие системы объемного пожаротушения. Сигналы подаются при ручном и дистанционном пуске системы. Система питается от той же аккумуляторной батареи, что и пожарная сигнализация. Система должна постоянно находиться в действии.
Аварийно-предупредительная сигнализация (АПС). Оборудуется на всех самоходных судах и предназначена для сигнализации состояния энергетической установки, работы вспомогательных механизмов. Компонуется в зависимости от типа судна, уровня автоматизации и т.д. На автоматизированных судах применяют обобщенную аварийно-предупредительную сигнализации (ОАПС), которая подает сигналы не только в машинном отделении и в ЦПУ, но и на внешних объектах – рулевой рубке, каюте механиков и др. Проверяется перед каждым выходом судна и периодически в течении вахты.
Сигнализация о наличии воды в льялах и сточных колодцах трюмов. Оборудуется на различных судах и обязательном порядке на электродах для сигнализации уровня воды под гребными электродвигателями. Постоянно находится в действии, проверяется не реже раза за вахту.
Сигнализация закрытия водонепроницаемых дверей. Устанавливается на тех судах, на которых предусмотрено деление помещений судна на водонепроницаемые отсеки и имеются водонепроницаемые двери. Сигнализация проверяется вместе с проверкой дверей не реже одного раза в неделю, и перед каждым выходом в рейс.
Бытовая сигнализация (каютная, медицинская). Устанавливается на тех судах, где она необходима, чаще пассажирских. Проверяется не реже раза в месяц.
Системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты служат для извещения обслуживающего персонала о том, что техническое состояние работающего ДВС близко к аварийному. Кроме того, при определенных условиях с помощью специальных приборов и защитных устройств принудительно останавливается двигатель (для предотвращения серьезных поломок или аварий).
Количество контролируемых параметров зависит от типа двигателя, его мощности и быстроходности.
Для упрощения и удешевления оборудования системы аварийно-предупредительная сигнализация в современных ДВС обеспечивает постоянный контроль только над основными параметрами, к которым относятся:
-
температуры охлаждающей воды и смазочного масла на выходе из двигателя; -
давление пресной охлаждающей воды и смазочного масла перед двигателем; -
давление топлива перед насосами высокого давления; нагрузка на двигатель.