Файл: Реферат в данном отчете по практике определены и обобщены основные подходы к управлению затратами а также проблемы связанные с их применением..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Особенности и проблемы управления затратами



Большинство авторов в своих исследованиях указывают на проблемы управления затратами на предприятиях в таких процессах как снабжение и сбыт. Автором данной работы рассмотрен широкий круг внутренних и внешних проблем управления затратами и функционирования предприятий в целом. Некоторые проблемы являются довольно специфическими и проявляются только в данной отрасли. Более того рассмотрены особенности функционирования не только крупных предприятий, но и предприятий малого бизнеса. Указанные проблемы будут сгруппированы по основным подразделениям предприятий для удобства восприятия, это также даст понимание того, что работа каждого конкретного подразделения тесно связана с работой всех остальных и проблемы в работе одного из подразделения также влекут проблемы в работе всех остальных.

Производственные подразделения. Продукция электротехнического машиностроения характеризуется в первую очередь высокой технологичностью, из этого следует, что далеко не всегда существует возможность автоматизации производственных процессов. Из этого вытекают такие проблемы как определенная доля брака на производстве, что негативно влияет на себестоимость продукции и часто влечет дополнительные затраты по его устранению или возмещению, часто с выездом специалиста непосредственно на объект.

Здесь важным фактором может стать также квалификация производственного персонала. На малых предприятиях она не всегда соответствует необходимым требованиям.

Следующая особенность затрагивает работу, как производственных подразделений, так и снабженческих. На малых предприятиях объем некоторых заказываемых комплектующих может являться небольшим, в случае если поставщик комплектующих занимается крупносерийным производством. В дальнейшем это требует дополнительных затрат на доработку комплектующих и на ввод дополнительных технологических операций, таких как например входной контроль «модифицированных» комплектующих.

Отдел снабжения. Такое подразделение как отдел снабжения в свою очередь может столкнуться с такой распространенной проблемой как заказ комплектующих ненадлежащего качества, особенно если речь идет про электронные компоненты. Порой это связано с глобальными тенденциями по удешевлению производства, что напрямую влияет на качество комплектующих. Другой причиной может стать работа с ненадежными поставщиками. Реже это обуславливается проведением на предприятии опытно-конструкторских работ с целью снижения себестоимости продукции или поиска баланса между соотношением цены и качества конечной продукции. Здесь нужно понимать, что применение комплектующих низкого качества может также отразиться на доле производственного брака, введения дополнительных мероприятий по входному контролю или стать причиной дополнительных затрат на гарантийный ремонт конечной продукции. Также очевиден подрыв репутации предприятия у клиентов в целом, что тоже будет выражаться в дополнительных затратах на маркетинг и продвижение продукции и «восстановление доверия у потребителя», при чем данные затраты при этом могут быть довольно существенными. Не стоит забывать, что если конечный продукт имеет довольно длительный жизненный цикл, то перечисленные затраты увеличиваются многократно.


С другой стороны подбор аналогов среди комплектующих, с целью повышения качества продукции или снижения затрат не всегда возможен, так как определенные марки комплектующих четко прописаны в технических требованиях к оборудованию или фигурируют в другой технической документации со стороны заказчика (а также проектирующей или эксплуатирующей организации). Надо понимать, что в отрасли электротехники влияние тех или иных фирм производителей комплектующих, «зашедших на рынок» может быть очень велико.

Отсутствие планирования и прогнозирования предстоящих закупок. Данная проблема особенно характерна в малых предприятиях в силу отсутствия достаточных человеческих и временных ресурсов для устранения. Однако последствия достаточно серьезны и ведут к целому комплексу проблем и дополнительных затрат. Например, при возникновении дефицита комплектующих на предприятии возникает острая необходимость их закупки «во чтобы то ни стало». В таких условиях закупка чаще всего производится по наименее выгодным ценам, не говоря уже о дополнительных расходах на срочную доставку. Качество комплектующих также рискует быть неудовлетворительным.

Невозможность или нежелание наладки новых каналов поставок или совершенствования уже существующих ведет к тем же последствиям, но также влияет на эффективность проведения НИОКР. Здесь каждое предприятие делает свой выбор: либо разработка новой продукции на базе уже поставляемых комплектующих с целью оптимизации процесса закупок, либо разработка продукции с применением новой элементной базы, тем самым повышение ее качества и создание основы для улучшения технических характеристик конечного продукта в будущем. Если предприятие преследует цели основательного закрепления на рынке, создания продукта качественно превосходящего аналоги конкурентов, создания материально-технической основы для дальнейшего развития, в таком случае приемлемым считается только последний вариант организации закупки комплектующих.

Отсутствие или несовершенство системы складского учета также характерно для некоторых предприятий. При наличии данной проблемы деятельность снабжающих подразделений ведется «вслепую». В действительности это может стать причиной всех описанных выше проблем, а потому является наиболее важной проблемой.

Конструкторский отдел и отдел разработки. Особенностью предприятий электротехнического машиностроения является периодическое производство небольших партий типовой продукции модифицированной под индивидуальные требования заказчика. В этом случае характерны дополнительные затраты на проведение конструкторских работ, закупку «нестандартных» позиций комплектующих и производство и наладку данной продукции.



Отдельно можно выделить единичное производство продукции иных типов, отсутствующей в ассортименте предприятия в принципе. Причиной этого может стать, например желание предприятия, организовать для заказчика «комплексную поставку оборудования» по конкретному заказу с целью повышения репутации, или взаимопомощи в отношении заказчика (или партнера), получения дополнительной прибыли или с целью вытеснения конкурентов с конкретного сегмента рынка.

Следующей особенностью считаются не всегда оправданные научно-исследовательские работы или заброшенные проекты по разработке новых видов продукции. Затраты и инвестиции на такие проекты в будущем превращаются в чистые убытки.

Достаточно специфическая проблема – несоблюдение сроков разработки новой продукции. Она характеризуется неоптимальной «загрузкой мощностей» отделов разработки. Среди наиболее ярких последствий можно отметить возможные дополнительные затраты по закупке «уже устаревших» комплектующих, ведь не для кого не секрет, что в современном мире темпы развития техники ускоряются из года в год. И та электроника или комплектующие, которые считались современными 3 года назад, сегодня могут быть уже морально и технически устаревшими и труднодоступными в приобретении. К тому же продвижение относительно несовременной продукции требует дополнительных затрат на маркетинг, повторюсь, иногда достаточно существенных.

Отсюда сразу вытекает вопрос о мотивации сотрудников отделов отвечающих за разработку и проектирование новой продукции. Основным рычагом мотивации является в первую очередь оплата труда сотрудников. При этом на некоторых предприятиях сохраняется фиксированная заработная 69 плата, что абсолютно исключает интерес к работе сотрудников данных отделов. Современных тенденции показывают, что наиболее эффективными методами являются система премирований или же оплата, полностью зависящая от конкретных показателей труда. Данная особенность дополнительно раскрывает потенциал по оптимизации затрат на предприятии и повышению эффективности труда в целом.

Однако существуют не только финансовые, но технические причины простоя оборудования на складах. На предприятиях энергетики любая установка, монтаж, наладка и ввод в эксплуатацию нового оборудования обязательно должны быть согласованы с графиком отключения смежного электрооборудования в целях обеспечения безопасности проводимых операций. Таким образом, график поставки и наладки продукции может быть нарушен из-за несогласованности мероприятий.


Следующая особенность продвижения и сбыта продукции в энергетике заключается в том, что затраты на маркетинг производятся в тройном размере, так как клиент «представлен в трех лицах»: конечный заказчик – организация, в дальнейшем эксплуатирующая поставляемое оборудование, проектная организация, партнеры следи контрагентов непосредственно закупающие продукцию.

Трудности прогнозного планирования производства и сбыта продукции объясняются также неравномерностью заказов в течение года. Это связано с бюджетной политикой конечного заказчика и спецификой работы финансовых и снабжающих подразделений с его стороны. Четко прослеживается тенденция к активным закупкам в последнем квартале года, связанная с желание освоить выделенные средства до конца года. Повторюсь, что следствием этого могут стать нарушения в графике закупок комплектующих и сопутствующие затраты на закупку логистику. Кроме того могут образоваться дополнительные затраты на оплату сверхурочных часов работы персонала отдела производства, снабжения, сбыта, конструкторских подразделений.

Имеют место общеизвестные проблемы, связанные с учетом продукции. Не на всех предприятиях установлены и разграничены принципы учета: по факту производства, по факту отгрузки, по факту 100% оплаты. В худшем случае учетная политика не ведется совсем. Проблема особенно актуальна для малых предприятий по причине отсутствия полноценного финансового отдела. Следствием этого может стать не грамотная или не корректная политика в отношении стратегического развития предприятий.

Но даже грамотная учетная политика не всегда способна обеспечить положительные результаты в управлении и развитии предприятий данной отрасли. Это обусловлено трудностями в мониторинге рынка, так как некоторые виды продукции специфичны и малоизвестны. Следовательно, не проводится (или проводится, но далеко не на всех предприятиях) никаких исследований по насыщенности рынка, его структуре, распределением рынка среди конкурирующих организаций. Здесь можно выделить дополнительные затраты на проведение деловых встреч, участие в выставках и конференциях в различных регионах страны и зарубежья.

Бухгалтерские и финансовые подразделения. Приоритеты в деятельности данных подразделений чаще всего выделены в пользу ведения бухгалтерского и налогового учета и лишь затем управленческого. Проблема более актуальна при отсутствии в организации самостоятельных, полноценных финансовых подразделений.


Консервативность персонала в отношении использования в работе современных технических средств и программного обеспечения часто тормозит или блокирует процессы создания или полноценного функционирования современных информационных систем таких как, например, единая база данных предоставляющая информацию о деятельности снабжающих, сбытовых и бухгалтерских подразделений. Это в свою очередь ухудшает взаимодействие данных отделов и лишает руководство своевременной, полной информации о деятельности предприятия для оперативного принятия управленческих решений.

Общие особенности и проблемы функционирования. Если говорить о малых предприятиях главная проблема это численность персонала. Согласно Федеральному Закону № 209-ФЗ от 24.07.2007 численность ограничивается на уровне 100 работников включительно. Данные обстоятельства приводят к вынужденной «универсальности» сотрудников. К плюсам этого можно отнести возможность оперативно решать на всех уровнях различные производственные и организационные проблемы. А к минусам – трудности в выполнении задач стратегического развития и преобразования организации, в силу ограниченности человеческих и временных ресурсов. Среди названных – трудности в организации полноценной планово-финансовой деятельности, которые особенно остро влияют на работу производственных, снабжающих и сбытовых подразделений.

Стоит также отметить невозможность полноценной кадровой политики и приему на работу новых специалистов, что особенно актуально при наличии проблемы «старения» квалифицированных кадров. Одним из решений может служить перевод вспомогательных процессов на аутсорсинг, то есть передача организацией, на основании договора, определенных видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области.

В случае если предприятие активно развивается, занимается строительством новых производственных площадей очевидны дополнительные затраты на инвестирование, производственную и общехозяйственную деятельности.

Другой особенностью является регламентированные со стороны конечного заказчика требования к сроку службы электротехнической продукции, которые влекут обязательные дополнительные затраты на поддержание продукции даже снятия ее с производства

Итак, все перечисленное демонстрирует, что любая деятельность предприятия, любые особенности и проблемы функционирования имеют прямое отражение на затратах. Без грамотного управления затратами деятельность организации принимает хаотический характер. Управление коммерческой организацией в целом не может успешно реализоваться лишь на основе благих пожеланий и администрирования. Успешное развитие организации будет обеспечено лишь в том случае, если все имеющиеся ресурсы будут использованы с максимальным эффектом. Это подчеркивает актуальность выбранной темы исследования.