Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тверская область Бологовский район
МБОУ « Куженкинская СОШ»
Реферат
на тему:
«Стрессы и их значение в жизни человека»
Проверила: Выполнила:
преподаватель ученица 11 класса
Козлова Н.И. Майлычко О.Н.
с. Куженкино 2005 г.
Оглавление
-
Введение……………………………………………………………..3 -
Основная часть………………………………………………………7 -
Заключение………………………………………………………….42 -
Приложение…………………………………………………………45 -
Список литературы…………………………………………………51
Введение
ВВЕДЕНИЕ
У каждого времени свои болезни. Сейчас больше всего говорят о стрессе.
Врачи предупреждают, что хронический стресс может привести с тяжелому заболеванию. И дают рекомендации, как с ним бороться. Рекламируется множество препаратов, помогающих преодолевать стрессы.
Однако замечено: одни встречают жизненные невзгоды с улыбкой, а другие даже самую незначительную неприятность переживают как мировую трагедию. Может быть, все дело в том, что одни подвержены воздействию негативных факторов (стрессоров), а другие к ни более устойчивы? Именно так и считают люди, не знакомые с теорией стресса, разработанной Гансоном Сенье.
Этот знаменитый канадский ученый утверждал, что стрессорная реакция – вовсе не болезнь, а защитный механизм, специально созданный природой.
Наши далекие предки выживали благодаря существованию механизма естественного стресса – их силы возрастали, что помогало им победить в схватке с врагом или спастись от него бегством.
Теперь стрессорами чаще всего становятся не страх перед дикими животными или разгулявшейся природной стихией, а неудовлетворенность человека своей жизнью, его негативные внутренние установки или тревога перед будущим. Очень распространенная причина стресса у современного человека – противоречие между ожиданиями и жизненной реальностью. Механизмы стресса – те же, что и у наших предков, но теперь они часто служат не защите, а разрушению. И чем больше разница между ожидаемым и свершившимся
, тем выраженнее разрушение.
Говорят, без стресса нет прогресса. Стрессоры, как глобальные, так и «местного масштаба», сыплются на наши головы будто из рога изобилия:
-
социальная и политическая нестабильность; -
хроническая нехватка денег; -
безработица; -
загрязнение окружающей среды; -
невозможность получить квалифицированную медицинскую помощь в полном объеме; -
катастрофы; -
террористические акты.
Все это отнють не способствует укреплению здоровья – напротив, подрывает его, приводит к различным заболеваниям.
Почему же я взяла тему «Стресс?»
Для меня эта тема важна в основном из практических соображений.
В этом году (2005г) я заканчиваю одиннадцатый класс.
Очень скоро мне предстоит сдать экзамены в школе, а затем и при поступлении в другое учебное заведение.
Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с чрезвычайно большим напряжением организма, впоследствии приводящим к стрессовому состоянию.
Поэтому мне нужны знания о том, что как правильно вести себя в стрессовой ситуации, чтобы избежать негативных последствий стресса.
Цель моей работы: раскрыть тему «Стресс».
Чтобы раскрыть эту тему я поставила для себя следующие задачи:
-
Изучить механизм развития стресса. -
Изучить причины вызывающие стресс. -
Изучить симптомы, проявляющиеся во время стресса. -
Изучить виды и типы стрессов. -
Изучить болезни, которые возникают впоследствии стресса. -
Изучить профилактику и лечение стресса.
Для решения поставленных задач я изучила следующую литературу:
-
Научно-методический журнал «Биология в школе» М.1999. В этом журнале я взяла материал о механизме развития стресс-реакции. -
В.Б. Розен «Основы эндокринологии» 1984г. В этой книге популярно описываются физиологические особенности и внешние факторы, способствующие развитию стресса. -
Медицинская энциклопедия «Домашний доктор». В этой униге я использовала информацию о болезнях, которые возникают впоследствии стресса.
В своем реферате я использовала тесты: «Твой уровень стресса» и мини тест на симптом стрессового состояния организма, разработанные психологами. Они позволяют каждому оценить степень испытываемых психологических нагрузок.
Основная часть
Понятие о стрессе и виды стрессов
I. 1) ВИДЫ СТРЕССОВ
Стресс – состояние негативной нервно-психической напряженности, возникающее в ответ на сложные жизненные ситуации. В обобщенном виде к ситуациям, вызывающим стресс, надо отнести следующие:
-
необходимость ускоренной обработки информации в условиях дефицита времени; -
вредные экологические стимулы окружающей среды; -
осознаваемая угроза значимых для человека ценностей и целей; -
нарушение физиологических функций; -
изоляция от коллектива, остракизм, бойкот; -
отсутствие контроля над событиями и невозможность что-либо изменить в ситуации.
Среди многочисленных сложностей жизни в Большом Городе, по классификации А.С. Разумова, имеющиеся стрессовые факторы можно разбить на следующие четыре группы:
1. Стрессоры активной деятельности. Их воздействие на организм осуществляется в процессе выполнения человеком какого-либо целенаправленного акта. Они способны не только нарушить течение деятельности, но также усилить и мобилизовать ее. Это могут быть:
а) экстремальные стрессоры – участие в боевых действиях и всех других ситуациях, связанных с риском;
б) производственные стрессоры – работы с большой долей ответственности, с дефицитом времени и т.д.;
в) стрессоры психологической мотивации – разного рода соревнования и конкурсы.
2. Стрессоры оценок. Им свойственна эмоциональная окраска настоящей или предстоящей деятельности. Стрессоры оценок могут действовать на человека задолго или непосредственно перед осуществлением деятельности, сразу после окончания или через большой промежуток времени после совершения действия. Так, многие взрослые помнят обидные клички, которые давали им учителя в школе. Сюда входят также:
а) старт-стрессоры и стрессоры памяти – предстоящие состязания, защита диплома, выступление в концерте, внезапное воспоминание о пережитом горе.
б) стрессоры побед и поражений – успехи в карьере, искусстве, спорте. Любовь, женитьба, рождение ребенка, поражения, неуспехи, непризнания в деятельности, болезнь близкого человека.
в) стрессоры зрелищ – спортивные зрелища, фильмы, театральные представления, изобразительное искусство и т.д.
3. Стрессоры рассогласования деятельности.
а) стрессоры разобщения; конфликтные ситуации, угроза, неожиданное, но значимое известие и т.д.
б) стрессоры ограничений – психосоциальных и физиологических - заболевания, ограничивающие обычные сферы деятельности, изоляция, дискомфорт, сексуальная дисгармония, голод, жажда и т.д.
-
Физические и природные стрессоры:
а) мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, медицинские процедуры, травмы, темнота, яркий свет, сильный неприятный звук, сибрация, качка, высота, холод, жара, землетрясение и т.д.
2) ТИПЫ СТРЕССОВ
Известно, что стресс присущ всем биологическим объектам. Разумеется, по мере усложнения и повышения уровня организации живых существ его механизмы становятся более совершенными. Формирование неспецифической реакции зависит от первичного восприятия раздражителя (термического, механического, химического и т.д.) на соответствующие рецепторы, вызывающие в организме температурные, болевые, вкусовые и другие ощущения как сигналы возможных повреждений. Названные стрессы относятся к наиболее распространенному типу – соматическому стрессу.
У высокоорганизованных животных, в том числе и у человека, с появлением центральной нервной системы возникло еще одно восприятие внешней среды посредством получения эмоциональных нагрузок, например при ожидании какой-либо опасности. Такой тип стресса получил название эмоционального. У человека эмоциональные стрессы часто связаны с конфликтами ситуациями, нервно- психическим и психосоциальным напряжением, которые развиваются под влиянием производственной и социальной деятельности. Опасность длительного или острого отрицательного эмоционального состояния заключается в необратимых изменениях отдельных звеньев нейрогуморальных регуляторных систем. Эмоциональный стресс - одна из важнейших причин болезней сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, стенокардия, гипертония, инфаркт и т. д.), онкологических, гормональных и психических заболеваний.
Патологии соматического и эмоционального стрессов имеют сходные проявления, поэтому подчас нелегко выяснить причины, их вызывающие. Так, все еще продолжаются споры о том, что преобладает в заболеваниях чернобыльцев - радиационный или эмоциональный фактор (так называемая «радиофобия»).
Кроме того, дебатируется вопрос, существует ли еще один тип стресса -