Файл: Характеристика торговотаможенных отношений Древней Руси с Византией.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характеристика торгово-таможенных отношений Древней Руси с Византией
Оглавление
Введение 3
1.Анализ договоров Древнерусского государства с Византийской Империей. 4
2. Рассмотреть отношение Руси с Византией во время правления первых Рюриков. 4
1.Договоры Древнерусского государства с Византийской Империей 5
2.Отношение Руси с Византией во время правления первых Рюриков 10
Игорь. 10
Ольга. 10
Святослав. 11
Война с Византией 970—971г. 11
Князь Владимир. Крещение Руси. 12
Русско-византийская война 988 года 12
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Введение
Тема взаимоотношений Руси и Византии заинтересовала исследователей своей масштабностью по отношению к становлению Русской государственности. Ведь Византия была главным торговым партнером Руси, а после принятия христианства и главным союзником. Не без помощи Византии Русь смогла заявить о себе на международной арене как о могущественном государстве, способном на крупные военные и дипломатические шаги.
Более пяти столетий Русь находилась в тесных отношениях с Византией. Само становление древнерусского государства происходило при самых многообразных контактах и столкновениях с византийцами. Византия всегда привлекала русских купцов. Чтобы добиться от Византии более высокого дипломатического признания и льгот на торговлю, на Константинополь ходили русская рать и военные корабли.
Русские заключали с греками договоры и иногда помогали Византии войсками. Но если говорить о культурном взаимодействии и взаимовлиянии между Русью и Византией, то самым значительным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью православия — одной из важнейших основ византийской культуры.
Почему первые киевские князья ввели активную политику с Византией? На этот вопрос можно привести такие аргументы как:
- Византия на тот период времени была одним из ведущих государств мира.
- Руси как молодому государству нужно было заявить о себе на международной арене.
Объектом исследования является торгово-таможенные отношения.
Предметом исследования – особенности торгово-таможенных отношений Древней Руси с Византией.
Целью исследования является анализ торгово-таможенных отношений Древней Руси с Византией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
Анализ договоров Древнерусского государства с Византийской Империей.
2. Рассмотреть отношение Руси с Византией во время правления первых Рюриков.
-
Договоры Древнерусского государства с Византийской Империей
Известный русский ученый второй четверти XVIII в. М. В. Ломоносов внес крупный вклад в развитие отечественной исторической науки, результатом чего стали труды «Краткий российский летописец с описаниями» и «Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года».
Освещая период становления Древнерусского государства М.В. Ломоносов, помимо политической истории, особое внимание уделяет отношениям Руси и Византии. В первую очередь, затрагивая тему взаимоотношений двух государств, Ломоносов обращается к договорам 907, 911 и 944 гг.
XVIII в. для российской исторической науки — это период сбора и накопления данных и источников по истории России. Анализ, проведенный М. В. Ломоносовым по данной теме основывался на двух видах письменных источников — русских (летописи) и византийских (хроники, жития святых). «Повесть временных лет» как памятник политической истории, рассматривает события через призму деятельности Великих князей, где четко прослеживается намеренье поставить Древнерусское государство во главу угла. Византийские источники наоборот рассматривают взаимодействие с Русью как локальные столкновения, которые существенно не повлияли на внутреннюю политику Империи. Русские летописи и византийские хронографы отмечают подписание ряда дипломатических и торговых договоров, но в остальном данные расходятся. Эти расхождения вызвали интерес историков XVIII века и в частности М. В. Ломоносова.
Одним из главных вопросов, которому уделяет внимание М. В. Ломоносов, является статус (военный, правовой и торговый) русов в договорах с Византией.
Освещая поход князя Олега на Константинополь 907 г. автор «Повести временных лет» указывает: «И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей» [7. c. 16]. Так как «Повесть временных лет» дает неточные и противоречивые данные о результатах договора 907 г., а византийские источники, такие как Житие св. Георгия Амастридского [1. c. CXVII] и Хроника Георгия Арамтола [10. c. 511], дают отрывочные и противоречащие друг другу данные, экономическая сторона вопроса вызвала широкий интерес не только у М. В. Ломоносова, но и у историков-современников [3. c. 8].
Широко известно о торговых отношениях Руси и Византии, их распространенности и важности [9. c. 371]. При изложении летописного указания о выплате Византией русским воинам М. В. Ломоносов написал, что 12 гривен получил каждый человек [5. c. 64]. В таком понимании текста он поддержал Г. Ф. Миллера [7. c. 88] в отличие от мнения В. Н. Татищева, который считал, что 12 гривен серебра были выплачены на каждый ключ, тогда как на каждом корабле числилось по 40 человек [8. c. 19].
Указал М. В. Ломоносов и на то, что дань должна была выплачиваться русским городам: Киеву, Чернигову, Переяславлю, Полоцку, Любечу, Ростову и на иные, «которые под Олегом владели» [4. c. 70].
Статью о запрещении предоставлять месячное продовольственное обеспечение русским людям, если они прибудут в Константинополь не для торговли, Ломоносов корректно интерпретировал как запрещение появляться без торга и товаров [4. c. 65].
М. В. Ломоносову важно было изложить содержание русско-византийских договоров, поэтому он не останавливался на сложностях дипломатического анализа, выделяя в их статьях основное. В комплексе статей об уголовных преступлениях Ломоносов опустил заголовок «А о главах» и сразу начал перевод-интерпретацию с краткого изложения судебной процедуры: «<...> в судах дела между обоими народами решать по доказательствам, но, когда оных не будет, присягать челобитчикам» товаров [4. c. 65]. Также историк обращает внимание на то, что целью договоров было не только установить рамки дипломатических и торговых отношений, но и сформировать основные нормы международной правовой системы. Он указывает на комплексность и системность статей в договорах, указывает на неточности предыдущих переводов, вносит свои правки и обосновывает их.
В 50-е гг. XVIII в. М. В. Ломоносов начинает работать над своим «кратким российским летописцем с родословием». В его труде история России была изложена через краткое описание правлений русских монархов от Рюрика до Петра Первого. Не обошёл стороной М. В. Ломоносов в «летописце» и русско-византийские договоры.
Особое внимание в этой работе уделяется эпизоду похода Олега на Киев, в результате которого были заключены «мирный и купеческие договоры» [5. с. 9]. Характер изложения в «летописце» не подразумевает какого-либо анализа указанных событий, однако их наличие среди довольно краткого изложения позволяет сделать вывод о том, что М. В. Ломоносов осознанно уделяет внимание русско-византийским отношениям. Очередным подтверждением тому служат и те эпизоды, когда русские князья назначали митрополита самостоятельно, тогда как обычно он назначался из Константинополя [5. с. 10]. Данные эпизода не находят заметного отражения в трудах предшествующих Ломоносову авторов, однако здесь дают возможность оценить самостоятельность и твёрдость русской политики в отношении Византии.
М. В. Ломоносов даёт новое представление о русско-византийских отношениях, в которых позиция русских князей является основным мотивом дипломатической линии.
М. В. Ломоносов придал подробнейшему анализу тексты договоров 907, 911 и 944 гг., главной его целью было выделение основных положений. При этом можно отметить, что при выборе главного материала и интерпретации текстов летописей Ломоносов не обходит стороной анализ, который и проявляется непосредственно в его интерпретациях тех или иных положений.
Исходя из определяющего значения князя и княжеской власти в содержании статей договора, М. В. Ломоносов обобщил указание в нем равных формулировок русской и византийской договаривающихся сторон «великий князь нашь Игорь, и князи, и бояре его, и люди вси рустии» и «с самеми цари, и со всеми боярьством, и со всеми людми грецкими»: «Великому князю российскому Игорю и всем, стоящим под его рукою, быть в мире непоколебимом с цари греческими <…>» [4. c. 69].
Последующий перевод-изложение М. В. Ломоносовым статей договора сообщал об организации константинопольской торговли русских купцов, которые имели право проходить в одни ворота по пятьдесят человек в сопровождении «царских приставов» (он использовал более поздний термин «пристав», известный по древнерусской письменности для обозначения княжеского должностного лица). Они должны были «давать управу», если «россиянин или грек учинит неправду». «Россиянин» не должен был совершать «обиды», а «паволок», т. е. шелковых и, шире, драгоценных тканей, покупать не более чем на пятьдесят «золотых». Так Ломоносов передал слово «золотники», и такое их отождествление с золотыми монетами, которые в Византии назывались «номисма», как показали исследования, было обоснованным. Указание договора на предоставление «цареву мужу» «паволок» Ломоносов понял расширительно как предоставление «купленных товаров», но применение пломбирования он изложил адекватно [4. c. 70].
В соответствии с текстом договора М. В. Ломоносов написал в своем переводе-изложении о византийском обеспечении «россиян» на обратный путь продуктами и снастями для судов.
Договоры позволили М. В. Ломоносову показать Византию и Русь как государства, в которых верховной властью, военной, политической и судебной, обладают император и великий князь русский. Ломоносов отметил правовое и политическое равенство русской и византийской договаривающихся сторон, сложность их межгосударственных отношений [4. c. 74].
Из перевода-изложения М. В. Ломоносовым норм договоров становилась очевидной особая значимость на Руси в первой половине Х в. княжеской власти, которая являлась гарантом поведения русских людей в Византии, соблюдения ими условий договора с империей [4. c. 75].
Большая заслуга М. В. Ломоносова состоит и в том, что он постарался выйти за пределы трёх договоров (907, 911, 944 гг.) и обратить внимание на неосвещённые ранее стороны взаимодействия Руси и Византии. Одним из таких примеров стал визит Ольги в Константинополь и история, связанная с её несостоявшейся помолвкой с императором и состоявшимся крещением. Так же М. В. Ломоносов указывает и на наличие крупной христианской общины в Киеве, что опять же, является свидетельством большого греческого влияния на Русь [4. c. 75].
Таким образом, М. В. Ломоносов не приводит чёткого вывода относительно русско-византийских отношений, но можно сделать вывод о том, что он видит сами эти отношения как партнёрские, причём роль Руси в этом партнёрстве далеко не последняя. Это, в свою очередь, можно так же объяснить тем, что Ломоносов был основоположником антинорманской теории и для его работ свойственна такая черта, как концентрация внимания на важности именно русской стороны.
М. В. Ломоносов стал одним из первых, кто комплексно рассмотрел взаимодействие Руси и Византии, выйдя за пределы установленных традициями исследований рамок, проведя углубленный анализ не отдельно взятых, а каждой статьи договоров, что способствовало составлению картины взаимоотношений двух государств.
-
Отношение Руси с Византией во время правления первых Рюриков
Отношения с Византией для Олега - это одна из трех основных задач. Олег хотел: установить новые отношения с Византией и убедить ее считаться с интересами Руси.
Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет ни единого упоминания у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860и 941. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную копию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда.
Игорь.
Вернувшись на Русь, Игорь стал готовить второй поход. В 944 году 80-тысячное войско – и конное, и на ладьях – двинулись к Царьграду. Получив известие о появлении у границ империи огромного войска русов, император Византии поспешил уладить дело дипломатическим путем. В устье Дуная Игоря встретили послы с просьбой о мире. Получив без боя богатую дань, князь повернул свое войско домой. Мир между сторонами был оформлен в 944 году в Киеве еще одним, но менее выгодным, чем в 911 году, договором.