Файл: Курсовая работа по профессиональному модулю пм 01 Планирование и организация логистического процесса в организациях (подразделениях) различных сфер деятельности Региональные центры логистики и перспективы их развития в рф.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 467
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность региональных центров в логистике
1.1 Понятие и особенности логистики
1.2 Значение региональных логистических центров для РФ
1.3 Логистические системы регионов
2. Анализ логистической системы на примере ООО «Фиш-Фабрика»
2.1 Характеристика деятельности компании
2.2 Анализ логистиеской системы
2.3 Выявленные логистические проблемы и пути их решения
3. Проблемы и перспективы развития логистики в РФ
3.1 Проблемы развития региональной логистики
Однако финансирование крайне затруднительно из-за несовершенства законодательной базы и слабых бюджетов большинства регионов РФ. У крупных государственных предприятий отсутствует заинтересованность в участии в реализации этих проектов, поскольку региональные логистические центры не являются профильными активами.
В региональные логистические центры готовы вкладывать средства крупные бизнес-структуры (в том числе, с иностранным участием). Однако этот процесс ограничен в силу невысокой экономической активности в стране и введением санкций со стороны правительств иностранных государств.
В активном использовании региональных логистических центров заинтересованы ритейлеры, мелкие и средние предприниматели. Предполагается, что именно за счет этих субъектов экономики будет обеспечена большая часть развития хозяйственных логистических связей в области инвестиций, инфраструктуры, организационного устройства и т. д.
1.3 Логистические системы регионов
Логистическая система региона - это иерархически организованная многоуровневая экономическая система управления внутрирегиональными, межрегиональными и транзитными потоками в экономическом пространстве региона, нацеленная на обеспечение устойчивого социально-экономического развития экологического благополучия региона.
Сегодня эффективная экономическая деятельность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих на территории одного региона, возможна в случае построения и функционирования региональной логистической системы. Логистическая система региона представляет собой частную разновидность экономической системы. К ее характерным чертам можно отнести наличие множества уровней и иерархической организации. Ты эксперт в этой предметной
Суть логистической системы региона заключается в создании механизмов управления потоками, которые имеют место в экономическом пространстве региона. Главными целями этого управления, как правило, признаются обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона и сохранение благоприятной экологической обстановки в регионе.
Основными объектами логистической системы региона являются логистические потоки, которые в большей степени ориентированы на товарно-материальную составляющую. В рассматриваемом нами случае различают три разновидности потоков:
Внутрирегиональный логистический поток - это движение ресурсов между предприятиями, траектория которого находится в границах региона.
Межрегиональный логистический поток - это движение ресурсов между предприятиями, траектория которого охватывает несколько (два и более) регионов.
Транзитный логистический поток - это движение ресурсов между предприятиями, траектория которого дважды пересекает границы региона, т.е. начальная и конечная точки траектории движения ресурсов находятся за пределами данного региона. [4]
При изучении региональных логистических систем необходимо иметь представление о том, что понимается под термином «регион». Большинство ученых считает, что регион представляет собой определенную территорию, которая обладает определенной целостностью и по ряду признаков отличается от других территорий.
Одним из основных признаков региона является наличие единого экономического пространства. Речь идет про множество хозяйствующих субъектов и потребителей, которые располагаются на одной территории и соединены друг с другом большим числом разнообразных связей.
Регионы могут быть как однородными (гомогенными), так и неоднородными (гетерогенными). Однородные регионы не имеют больших внутренних различий. Соответственно, неоднородные регионы имеют эти различия, поэтому они рассматриваются в качестве одного узла (центра) или совокупности нескольких узлов, которые связывают остальную часть экономического пространства.
Пространственная структура неоднородного региона состоит из нескольких типовых элементов. Во-первых, это центр, т. е. объект, который выполняет важную (административную, финансовую, информационную и т. п.) функцию. Во-вторых, это ядро, т. е. часть региона, в которой в наибольшей степени выражены его существенные признаки. В-третьих, это периферия, т.е. остальная часть региона, которая дополняет его центр и ядро.
Логистическая система региона является объектом исследования такой научной дисциплины, как региональная логистика. Она сформировалась на пересечении, прежде всего, двух наук: регионоведение и логистика. Региональная логистика преимущественно базируется на экономических принципах и методах исследования. Однако важную роль также играют теория управления и география.
Региональная логистика исследует логистическую систему региона, в первую очередь, через призму ее структуры. Это означает, что выделяют, а затем изучают в отдельности и во взаимосвязи следующие элементы логистической системы региона:
Локалитет - это местность (малая территория), которая имеет один какой-либо объект (например, населенный пункт, предприятие, коммуникация, в зависимости от чего локалитет может быть поселенческим, промышленным, транспортным);
Промышленный узел - это размещенное на компактной территории сочетание предприятий одного или нескольких населенных пунктов, в котором включены общие объекты производственной и социальной инфраструктуры;
Транспортный узел - это пересечение транспортных коммуникаций, которое в большинстве случаев сочетается с концентрацией производства и населения;
Территориально-производственный комплекс - это сочетание различных технологически связанных производств, в котором включены общие объекты производственной и социальной инфраструктуры;
Агломерация - это территориальное образование, которое объединяет промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и прочие населенные пункты;
Кластер - это организационная форма пространственного развития бизнеса, базирующаяся на взаимодействии производственных предприятий, поставщиков и потребителей, организаций сферы услуг, образовательных, научно-исследовательских, образовательных и других учреждений. [18]
Регионы отличаются тем, какая структура локалитетов у них сложилась. В зависимости от этого при логистической организации производства регионы делят на три типа системной организации: очаговая и рассеянная, равномерно-узловая и агломерационно-узловая.
Еще одним важным звеном логистической системы региона являются региональные логистические центры, которые создаются для выполнения ярко выраженной технологической и (или) управленческой функции. Эти центры являются ответственными в регионе субъектами за выбор формы и разработку целей организации отношений кооперирования, распределение обязанностей, ответственности, определение норм взаимодействия.
Таким образом, можно судить о том, что роль логистики заключается в оперативном планировании графика поставок сырья, материалов и полуфабрикатов для производственных нужд, определении рационального уровня запасов готовой продукции и планирование ее сбыта в соответствии с рыночным спросом.
В современных условиях логистика занимает особое место в управлении экономической деятельностью хозяйствующего субъекта и имеет приоритетное значение для многономенклатурных предприятий, территориально распределенных компаний, вертикально и горизонтально интегрированных холдингов и других организаций, которым необходимо иметь единую снабженческую, производственную и сбытовую систему. Подход к управлению и распределению материальных потоков на основе функциональной логистической системы широко применяется и используется в различных отраслях экономики. При этом для крупных предприятий наличие отдела логистики является безусловным фактором эффективного управления производственно-коммерческой деятельностью и дальнейшего развития. Логистика интегрируется в систему управления предприятия таким образом, чтобы обеспечить рациональное управление производством и распределением готовой продукции на всех уровнях в соответствии функциями и задачами логистики. Вместе с тем, на разных этапах своего развития предприятие постоянно наращивает производственные мощности и увеличивает материальные активы, что неизменно ведет к усложнению структуры материального потока, обуславливая необходимость непрерывного совершенствования логистики на предприятии.
В современных условиях невозможно игнорировать значимость логистики, учитывая, что ее функции охватывают весь производственно-сбытовой процесс на предприятии, начиная от снабжения производства сырьем, материалами и полуфабрикатами и заканчивая распределением готовой продукции, а задачи охватывают не только сферу движения материальных ресурсов, но и производственные аспекты деятельности предприятия. Вместе с тем, логистика позволяет выработать и реализовать меры по перераспределению материальных, финансовых, информационных и транспортных потоков, как внутри предприятия, так и вне его в рамках каналов снабжения и распределения. Благодаря этому на предприятии достигается максимальная эффективность потоков при минимальных затратах на логистические операции на основе рационального подхода, являющегося основой логистики.
2. Анализ логистической системы на примере ООО «Фиш-Фабрика»
2.1 Характеристика деятельности компании
Логистика и другие процессы, происходящие в объекте исследования, а также организация служб, управляющих этими процессами.
Исследование компании проводилось на основании основных документов:
уставов, бухгалтерских отчетов, финансовых отчетов, копий договоров, при предварительном знании программного обеспечения, используемого в компании, а также на основе навыков и опыта, приобретенных во время стажировки в компании. Для анализа деятельности привлекались учебник по логистике популярных авторов, интернет-статьи и учебники по экономике.
Организационно-экономическая характеристика ООО «Фиш-Фабрика» Компания с полным наименованием "ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФИШ-ФАБРИКА" зарегистрирована03.09.2001 в регионе ОБЛАСТЬ МУРМАНСКАЯ по юридическому адресу:183071, ОБЛАСТЬ МУРМАНСКАЯ, ГОРОД МУРМАНСК, УЛИЦА КАРЛА МАРКСА, 34.
Основным видом деятельности является переработка рыбной продукции на своем РПФ в с. Печенга, а также оптовая торговля рыбной продукцией. Компания сотрудничает с крупнейшими торговыми сетями города (сети Евророс, Магнит, Окей, Лента) Мурманской области и других регионов Российской Федерации. В 2001 году «Мурман СиФуд» стал одним из учредителей (совместно с зарубежными партнерами) дочерней компании ООО «Фиш-Фабрика» с целью диверсификации производства и развития новой сферы деятельности: аквакультуры.
В этом же году «Фиш-Фабрика» приобретает первый опыт в этой области: из завезенного в одно из рыбоводческих хозяйств норвежского смолта было выращено около 100 тонн высококачественной радужной форели, которая в охлажденном и замороженном виде продавалась на внутреннем рынке Мурманской области и России.
В том же 2001 году в поселке Печенга Мурманской области был построен и введен в эксплуатацию современный модульный крабово-рыбный перерабатывающий завод, ставший основным производством на суше. В последующие годы на этом заводе производилась следующая продукция и проводились следующие работы.