Файл: меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1659

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Автономная некоммерческая организация профессионального образования

«ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН»


Допущена к защите

Председатель предметной (цикловой) комиссии
_____________ /______________/

Подпись ФИО

«____» _____________ 201__ г.


Выполнена:

обучающимся группы

Индекс группы

заочной формы обучения

Научный руководитель:
________________ /




Тула, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ……………………………………………………………………….…3

Глава 1. Общая характеристика права на социальное обеспечение…...…9

1.1. Понятие и формы социальной защиты населения……………....................9

1.2. Объекты социальной помощи и реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан………...….....................................……….........18

1.3. Правовое регулирование социальной поддержки лиц, имеющих на это права.......................................................................................................................26

Глава 2. Практическая реализация прав граждан на социальную поддержку......................................................................................……………....32 2.1. Категория лиц имеющих право на социальную поддержку…
…………...32

2.2 Органы обеспечивающие реализацию социальной поддержки..…….......36

2.3. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения………………………………………………………………………...47


Заключение ……………………………………………………………………..58

Список нормативно-правовых актов и использованной литературы ….63

ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. Сегодня можно с полной определенностью утверждать, что общепризнанные принципы взаимоотношения людей в обществе, как и межгосударственные отношения, закреплены в международных актах и являются той основой, на которой выстроена правовая система всех развитых, цивилизованных стран.

Поэтому изучение любого внутригосударственного правового явления необходимо начинать с точки зрения международных установлений, существующих в той или иной области, так как любое цивилизованное общество (государство) нельзя рассматривать изолированно от мировой цивилизации в целом.

В начале XXI в. значительно возросла роль международных норм в решении социальных проблем в различных странах мира. В центре внимания мирового сообщества стала борьба с нищетой и связанные с ней реформы социального обеспечения.

Этому пути следуют и члены Евразийского экономического сообщества. Согласно Концепции согласованной социальной политики государств - членов Евразийского экономического сообщества, «наиболее актуальными проблемами остаются: неравномерность распределения доходов, несовершенство системы социальной защиты и относительно высокий уровень бедности».

Концепция представляет собой систему взаимосогласованных Сторонами общих целей, принципов и приоритетов социального развития в условиях углубления межгосударственных отношений, в ней определены направления, этапы и механизмы ее реализации.

При формировании согласованной социальной политики Сторон наиболее оправданным является определение стратегических целей, социальных стандартов и индикаторов, уровня поэтапного формирования социальной политики Сообщества.

В этой связи процесс социальной интеграции направлен на решение следующих основных задач:



  • обеспечение достойного уровня и качества жизни населения;

  • преодоление бедности;

  • усиление социальной защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения...

Согласно разделу III Концепции согласованная социальная политика Сторон основывается в том числе на принципе права на достойную жизнь граждан каждого из государств - членов Сообщества и социальной солидарности общества.

В этой связи для решения задачи преодоления бедности и реализации вышеназванных принципов, на наш взгляд, целесообразно сделать шаг вперед, развить и закрепить с учетом имеющегося международного опыта цели государственной социальной помощи, как основного вида выравнивания доходов населения, опирающегося именно на уровень доходов безотносительно принадлежности к определенной социальной категории.

Важное для нас положение содержится в Концепции формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества (принята 31.05.2007 Постановлением 28-6 на 28-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ), в п. 2.2 «Совершенствование системы заработной платы» предусмотрено установление размера минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума (минимального потребительского бюджета).

В России цели оказания государственной социальной помощи сформулированы в Федеральном законе «О государственной социальной помощи».

Формулировка указанных целей в российском законодательстве достаточно спорная. Первая цель - поддержание уровня жизни малоимущих семей. Логичнее было бы добавить к данной формулировке - достойного. Вторая цель - адресного использования бюджетных средств аналогична третьей цели и относится более к бюджетному законодательству, более того, бюджетные средства должны использоваться на цели, предусмотренные законодательством.

Третья цель - усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан также не относится к целям социальной помощи, поскольку, во-первых, в том виде, в котором она оказывается в настоящее время, такая помощь предоставляется достаточно большому кругу получателей и в довольно слабой мере отражает какую бы то ни было адресность, а во-вторых, постановка данной цели вовсе не обязательна, поскольку уже первой целью формируется круг получателей
, и при введении уточненного определения малоимущих необходимость в ее выделении отпадает. Четвертая цель (создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг) также не имеет отношения к государственной социальной помощи, поскольку относится более к целям организации социальных органов, а не к отдельному виду их деятельности. Снижения уровня социального неравенства пятая цель, которую действительно нужно закрепить в рамках данного Закона. И наконец, шестая цель - повышение доходов населения достигается в большей мере за счет установления минимальной заработной платы и пенсий на уровне хотя бы прожиточного минимума. Более точно она может быть сформулирована как обеспечение достойного уровня жизни населения (доходов населения на уровне прожиточного минимума). Кроме того, такая цель, как увеличение доходов малоимущих граждан до прожиточного минимума, изначально существовала в данном Законе, однако впоследствии была исключена.

Степень научной разработанности темы. Вопросам социальной поддержки отдельных категорий граждан посвящены научные труды многих исследователей. Среди них можно выделить таких авторов, как Е.И.Андреева, Д.Г. Бычков, В.П. Галаганов, С.В. Егорова, Ю.С. Ерохин, И.И. Корчагина, Е.Ю. Костина, А.В. Мартыненко, П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, А.В. Фиошин, Е.И. Холостова, В.И. Шарин, Е.А. Юрина и др. Тем не менее, не смотря на наличие множества научных исследований, многие вопросы рассматриваемой темы остаются малоизученными, либо имеют спорный характер. Это характеризует тему как недостаточно разработанную и обосновывает необходимость ее дальнейшего изучения.

Целью исследования является анализ мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • охарактеризовать цели и задачи социальной поддержки;

  • рассмотреть правовое регулирование социальной поддержки лиц, имеющих на это право;

  • изучить категорию лиц имеющих право, на социальную поддержку;

  • проанализировать работу органов обеспечивающих реализацию социальной поддержки.

Объектом исследования является система социальной поддержки отдельных категорий граждан в Российской Федерации.

Предметом исследования является система правовых норм, регламентирующих порядок реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.


Научная новизна исследования определяется как характером изучаемого материала, так и подходом к решению перечисленных задач. В исследовании проведен наиболее полный в юридической литературе последних лет комплексный анализ мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в РФ.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе изученной литературы, периодической печати собран материал для углубленного осмысления вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан в Российской Федерации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании обобщения и выводы, практические рекомендации и предложения призваны способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства об мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, системный подход, логические приемы индукции и дедукции. В процессе разработки разных аспектов темы использовались также частно-научные методы: системный, сравнительный, исторический, аналитический и др.

Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 (в редакции от 9 марта 2021 г.), Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2021 г.) «О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции от 19 декабря 2020 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и иные нормативно-правовые акты по теме исследования.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе определена сущность и значения социальной поддержки граждан в Российской Федерации. Во второй главе проанализирована практическая реализация прав граждан на социальную поддержку. В заключении работы сформулированы результаты исследования, сформулированы выводы.