Файл: меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1667
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.3. Правовое регулирование социальной поддержки лиц, имеющих на это права
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ
2.1. Категория лиц имеющих право на социальную поддержку
2.2. Органы обеспечивающие реализацию социальной поддержки
2.3. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения
− осуществление программ в сфере социальной защиты населения;
-
необходимая социальная поддержка инвалидов.
Главными направлениями и задачами социальной защиты являются увеличение государственной адресной помощи социально уязвимым категориям и слоям населения, повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту.
Основными задачами в области социальной защиты населения являются государственная поддержка уязвимых слоев и групп населения, повышение минимальных социальных гарантий государства и оптимизация программ социальной помощи. Планируется завершить реформу системы социальной защиты граждан, целью которой является реализация поставленной цели, обеспечение соответствия минимальных социальных гарантий уровню жизни, системе социальных выплат и выплат и механизмов защиты доходов населения для дальнейшего улучшения инфляции.
Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает основные направления социальной политики. Они охватывают все сферы жизни человека: работу, отдых, образование, здравоохранение, жилье, продолжение рода, социальное обеспечение и т.д.
Законодательство быстро меняется в современном мире, подтверждением чего является и конституционная реформа 2020 года. Эти поправки также касаются тех положений Конституции, которые содержат основные права и свободы человека. Права важны во всех сферах человеческой жизнедеятельности: социальной, экономической и культурной.
«Эти права дают людям свободу в социальной, экономической и культурной областях, чтобы они могли защищать свои основные потребности» [73, с.11]. Большинство
людей не могут полагаться на свои жизненные ресурсы, которых может по тем или иным причинам не хватать. Не случайно возникло даже понятие «люди с ограниченными возможностями». Люди защищают свою свободу и в то же время зависят от других людей, и их интересы часто совершенно разные. Поэтому в интересах общества защищать важные права человека от социальной несправедливости и экономического произвола.
«Социальные права человека в широком смысле – любые социальные отношения, направленные на обеспечение многообразия потребностей людей» [15, с.54], и они затрагивают всех людей без исключения. В узком же смысле понятие социальных прав человека можно рассматривать как «совокупность прав, воплощающих его социальную свободу» [3, с.75].
Основные социальные права закреплены в Конституции РФ, а именно:
-
право на труд [28].
Каждый имеет право выбирать, работать или нет, и нет никакого наказания для тех, кто выбирает не работать. Каждый волен сам выбирать себе работу и переходить на другую;
-
право на отдых [28].
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусматривает максимальное рабочее время в размере 40 часов в неделю;
-
«право на социальное обеспечение» [28].
Право на социальное обеспечение является универсальным и выражается через ряд более конкретных прав;
-
право государства на поддержку и защиту семьи, матери, отца и ребенка; -
государственная поддержка прав инвалидов и пожилых людей [28].
Законодательство предусматривает для инвалидов ряд мер по обеспечению их жизни на достойном уровне, определяя взаимоотношения в
сфере социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, что является одним из направлений социальной защиты населения;
-
право на жилище (статья 40 Конституции РФ предусматривает, что«каждый имеет право на жилище, и никто не может произвольно лишать его своего имущества» [28]; -
право на здравоохранение и медицинскую помощь (подробный перечень данных конкретных прав закреплен в статье 41 Конституции РФ); -
право на здоровую окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и расшифровано в этой статье.
Также согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ, как, впрочем, и Конституции других стран, не дает правового определения понятия «социальное государство».
При этом следует отметить, что «конституционные права граждан на социальное обеспечение являются основным препятствием, позволяющим говорить о социальной природе государства. Часто противоречащие друг другу идеи, мышление, понимание тех или иных тенденций в структуре государства, составление концепции социального государства, являются лишь отдельными элементами» [69, с.38]. Нам это высказывание кажется слишком, мягко говоря, наукообразным, попросту неким набором слов.
Важнейшей задачей является создание системы независимой оценки качества социальных институтов. Этот механизм позволит заинтересованным субъектам увязать свои средства с результатами своей работы, а это значит, по мнению ученых, что бюджетная сеть будет оптимизирована и
эффективна. XXI век характеризуется тем, что Россия и другие государства могут быть охарактеризованы как зрелые социальные государства, но переживающие в настоящее время серьезный социальный кризис, связанный с масштабным экономическим кризисом, который ставит определенные задачи перед социальными системами, причем «это не временное явление. (…) Переход общества в постиндустриальную эпоху требует других механизмов, других методов и других инструментов» [78, с.68].
В целях поддержания социальной стабильности и социального мира в условиях глобального структурного кризиса и дальнейшего снижения уровня жизни мировой экономической системы приоритетное внимание следует уделять искоренению нищеты, созданию высококачественных возможностей для трудоустройства и укреплению управленческих функций сектора социального обеспечения, повышению его организационного потенциала.
Конституция РФ, будучи Основным законом, гарантирует права человека и гражданина на социальную защиту со стороны государства.
Итак, в настоящее время граждане имеют определенные права в сфере социальной защиты на один из следующих видов:
-
о пенсионном обеспечении; -
о трудовых пенсиях; -
о предоставлении гражданам социальных и страховых выплат; -
об отдельных видах социальных услуг, предоставляемых населению.
Следует отметить, что в сфере социальной политики государства особая роль отводится нормативным указам Президента РФ (фактически играющим роль законов, ведь и Конституция РФ не говорит ныне об их подзаконном характере
и подзаконной юридической силе).
Назовем следующие указы Президента РФ:
Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» [47];
-
Указ Президента Российской Федерации от 07.02.2000 № 306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации»[57] и многие другие нормативные указы Президента.
Правительство РФ полномочно принимать постановления, которые в основном регулируют реализацию законодательных актов по отдельным видам социальной защиты (пенсии, пособия, компенсации).
Как отмечается в литературе, «изменения в социальной сфере связаны не только с фундаментальными изменениями в финансовом секторе, но и с необходимостью преобразования России в подлинно социальное государство» [16, с.104], ведь не секрет, что даже минимальная заработная плата в России долгое время могла быть ниже прожиточного минимума, а это признак не социального, а субсидиарного государства, «государства подачек», в котором очень далеко до уровня достойной жизни огромной части населения, живущей за чертой бедности и слишком, беспрецедентно велико социальное расслоение российского общества.
Следует отметить, что основным органом по реализации социальной политики государства является Министерство труда и социальной защиты, а также система входящих в него структурных подразделений. А в регионах и на местах эти обязательства возлагаются на региональные бюджеты по социальному обслуживанию населения.
Поддержка программ для малообеспеченных матерей-одиночек и областей, регулируемых законодательством о расширенных семейных отношениях и социальном обеспечении, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном