Файл: меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1667

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

осуществление программ в сфере социальной защиты населения;

  • необходимая социальная поддержка инвалидов.

Главными направлениями и задачами социальной защиты являются увеличение государственной адресной помощи социально уязвимым категориям и слоям населения, повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту.

Основными задачами в области социальной защиты населения являются государственная поддержка уязвимых слоев и групп населения, повышение минимальных социальных гарантий государства и оптимизация программ социальной помощи. Планируется завершить реформу системы социальной защиты граждан, целью которой является реализация поставленной цели, обеспечение соответствия минимальных социальных гарантий уровню жизни, системе социальных выплат и выплат и механизмов защиты доходов населения для дальнейшего улучшения инфляции.

Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает основные направления социальной политики. Они охватывают все сферы жизни человека: работу, отдых, образование, здравоохранение, жилье, продолжение рода, социальное обеспечение и т.д.

Законодательство быстро меняется в современном мире, подтверждением чего является и конституционная реформа 2020 года. Эти поправки также касаются тех положений Конституции, которые содержат основные права и свободы человека. Права важны во всех сферах человеческой жизнедеятельности: социальной, экономической и культурной.

«Эти права дают людям свободу в социальной, экономической и культурной областях, чтобы они могли защищать свои основные потребности» [73, с.11]. Большинство
людей не могут полагаться на свои жизненные ресурсы, которых может по тем или иным причинам не хватать. Не случайно возникло даже понятие «люди с ограниченными возможностями». Люди защищают свою свободу и в то же время зависят от других людей, и их интересы часто совершенно разные. Поэтому в интересах общества защищать важные права человека от социальной несправедливости и экономического произвола.

«Социальные права человека в широком смысле – любые социальные отношения, направленные на обеспечение многообразия потребностей людей» [15, с.54], и они затрагивают всех людей без исключения. В узком же смысле понятие социальных прав человека можно рассматривать как «совокупность прав, воплощающих его социальную свободу» [3, с.75].

Основные социальные права закреплены в Конституции РФ, а именно:

  • право на труд [28].

Каждый имеет право выбирать, работать или нет, и нет никакого наказания для тех, кто выбирает не работать. Каждый волен сам выбирать себе работу и переходить на другую;

  • право на отдых [28].

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее ТК РФ) предусматривает максимальное рабочее время в размере 40 часов в неделю;

  • «право на социальное обеспечение» [28].

Право на социальное обеспечение является универсальным и выражается через ряд более конкретных прав;

  • право государства на поддержку и защиту семьи, матери, отца и ребенка;

  • государственная поддержка прав инвалидов и пожилых людей [28].

Законодательство предусматривает для инвалидов ряд мер по обеспечению их жизни на достойном уровне, определяя взаимоотношения в

сфере социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, что является одним из направлений социальной защиты населения;

  • право на жилище (статья 40 Конституции РФ предусматривает, что«каждый имеет право на жилище, и никто не может произвольно лишать его своего имущества» [28];

  • право на здравоохранение и медицинскую помощь (подробный перечень данных конкретных прав закреплен в статье 41 Конституции РФ);

  • право на здоровую окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и расшифровано в этой статье.

Также согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ, как, впрочем, и Конституции других стран, не дает правового определения понятия «социальное государство».

При этом следует отметить, что «конституционные права граждан на социальное обеспечение являются основным препятствием, позволяющим говорить о социальной природе государства. Часто противоречащие друг другу идеи, мышление, понимание тех или иных тенденций в структуре государства, составление концепции социального государства, являются лишь отдельными элементами» [69, с.38]. Нам это высказывание кажется слишком, мягко говоря, наукообразным, попросту неким набором слов.

Важнейшей задачей является создание системы независимой оценки качества социальных институтов. Этот механизм позволит заинтересованным субъектам увязать свои средства с результатами своей работы, а это значит, по мнению ученых, что бюджетная сеть будет оптимизирована и
эффективна. XXI век характеризуется тем, что Россия и другие государства могут быть охарактеризованы как зрелые социальные государства, но переживающие в настоящее время серьезный социальный кризис, связанный с масштабным экономическим кризисом, который ставит определенные задачи перед социальными системами, причем «это не временное явление. (…) Переход общества в постиндустриальную эпоху требует других механизмов, других методов и других инструментов» [78, с.68].

В целях поддержания социальной стабильности и социального мира в условиях глобального структурного кризиса и дальнейшего снижения уровня жизни мировой экономической системы приоритетное внимание следует уделять искоренению нищеты, созданию высококачественных возможностей для трудоустройства и укреплению управленческих функций сектора социального обеспечения, повышению его организационного потенциала.

Конституция РФ, будучи Основным законом, гарантирует права человека и гражданина на социальную защиту со стороны государства.

Итак, в настоящее время граждане имеют определенные права в сфере социальной защиты на один из следующих видов:

  • о пенсионном обеспечении;

  • о трудовых пенсиях;

  • о предоставлении гражданам социальных и страховых выплат;

  • об отдельных видах социальных услуг, предоставляемых населению.

Следует отметить, что в сфере социальной политики государства особая роль отводится нормативным указам Президента РФ (фактически играющим роль законов, ведь и Конституция РФ не говорит ныне об их подзаконном характере
и подзаконной юридической силе).

Назовем следующие указы Президента РФ:

Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» [47];

  • Указ Президента Российской Федерации от 07.02.2000 № 306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации»[57] и многие другие нормативные указы Президента.

Правительство РФ полномочно принимать постановления, которые в основном регулируют реализацию законодательных актов по отдельным видам социальной защиты (пенсии, пособия, компенсации).

Как отмечается в литературе, «изменения в социальной сфере связаны не только с фундаментальными изменениями в финансовом секторе, но и с необходимостью преобразования России в подлинно социальное государство» [16, с.104], ведь не секрет, что даже минимальная заработная плата в России долгое время могла быть ниже прожиточного минимума, а это признак не социального, а субсидиарного государства, «государства подачек», в котором очень далеко до уровня достойной жизни огромной части населения, живущей за чертой бедности и слишком, беспрецедентно велико социальное расслоение российского общества.

Следует отметить, что основным органом по реализации социальной политики государства является Министерство труда и социальной защиты, а также система входящих в него структурных подразделений. А в регионах и на местах эти обязательства возлагаются на региональные бюджеты по социальному обслуживанию населения.

Поддержка программ для малообеспеченных матерей-одиночек и областей, регулируемых законодательством о расширенных семейных отношениях и социальном обеспечении, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном