Файл: Защита населения и территорий при возникновении гидродинамических аварий.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 317
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Меры профилактики возникновения гидродинамических аварий на гидротехнических сооружениях
II. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации
Предупредительные мероприятия для подготовки к действиям при гидродинамической аварии
Действия при угрозе гидродинамической аварии
Действия в условиях наводнения при гидродинамической аварии
Реферат
по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»
Вариант №
Тема:
Защита населения и территорий при возникновении гидродинамических аварий
Введение
Согласно федеральному закону от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (с изменениями на 8 декабря 2020 года)
Гидротехнические сооружения это:
-
плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; -
сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; -
дамбы - сооружения, ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; -
устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
На территории Российской Федерации расположено около 26 тысяч гидротехнических сооружений. Они предназначены для ирригации, выработки электроэнергии, регулирования стока, судоходства, рекреации и т. п. На внутренних водных путях Российской Федерации расположено 740 судоходных гидротехнических сооружения (СГТС), которые расположены в основном в европейской части страны.
В их числе:
-
шлюзов – 108; -
судоподъемников – 1; -
гидроэлектростанций – 11; -
насосных станций – 8; -
дамб – 115; -
плотин – 93; -
аварийно-заградительных ворот – 11; -
водоспусков – 31; -
каналов – 128.
Гидротехнические сооружения показали сравнительную высокую надежность и долговечность – многие из них эксплуатируются десятки и даже сотни лет.
В то же время гидротехнические сооружения являются серьезным фактором воздействия на природную среду и человека.
Серьезную угрозу для гидротехнических сооружений представляют стихийные и антропогенные факторы, а также ряд факторов организационного характера. Среди причин повреждения гидросооружений большое значение в последнее время также приобрели социально-экономические причины. Степень износа гидротехнических сооружений составляет от 9 до 88%.
Разрушение гидротехнических сооружений и водохранилищ представляет угрозу населению, природным и хозяйственным объектам, инфраструктуре.
СГТС относятся к техногенно-опасным объектам, из которых 65 % составляют объекты I уровня и 35% – II уровня опасности (Согласно «Правилам разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам», утв. постановлением правительства РФ от 14 августа 2020 года №1226):
потенциально опасные объекты 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера;
потенциально опасные объекты 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера.
Гидродинамическая авария – это чрезвычайное событие, связанное с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части, и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий. К основным потенциально опасным гидротехническим сооружениям относятся плотины, водозаборные и водосборные сооружения (шлюзы).
Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы (землетрясений, ураганов, размывов плотин) или воздействия человека (нанесения ударов ядерным или обычным оружием по гидротехническим сооружениям, крупным естественным плотинам диверсионных актов), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.
Последствиями гидродинамических аварий являются:
-
повреждение и разрушение гидроузлов и кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций; -
поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образующейся в результате разрушения гидротехнического сооружения, имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км/ч (для горных районов – до 100 км/ч); -
катастрофическое затопление обширных территорий слоем воды от 0,5 до 10 м и более.
Все мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций гидродинамического происхождения в нашей стране можно условно разделить на три группы.
I. Меры профилактики возникновения гидродинамических аварий на гидротехнических сооружениях
В Российской Федерации осуществляется постоянный надзор за безопасностью функционирования гидротехнических сооружений. Периодически проводятся обследования гидротехнических сооружений и проверки организации надзора за ними. Согласно федеральному закону от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» правительство РФ:
-
разрабатывает и реализует государственную политику в области безопасности гидротехнических сооружений; -
устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; -
организует и обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности; -
устанавливает порядок эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), бесхозного гидротехнического сооружения; -
устанавливает критерии классификации гидротехнических сооружений; -
определяет федеральные органы исполнительной власти, устанавливающие требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнического сооружения;
Согласно Приказа МЧС от 28 февраля 2003 г. №105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуациях на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» предусмотрено осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах:
-
Требования на стадии разработки ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений -
Требования на стадии разработки проекта строительства -
Требования на стадии строительства и ввода в эксплуатацию -
Требования на стадии эксплуатации -
Требования на стадии вывода из эксплуатации
Наиболее тщательно проверки и обследования осуществляются на самых потенциально опасных гидротехнических сооружениях, так как разрушение на них плотин может привести к катастрофическим последствиям, особенно в период паводков и весенних половодий.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в области безопасности гидротехнических сооружений:
-
решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях; -
участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; -
разрабатывают и реализуют региональные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозных гидротехнических сооружений; -
обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий; -
принимают решения об ограничении условий их эксплуатации в случаях нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений; -
участвуют в ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений; -
информируют население об угрозе возникновения аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; -
обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений.
Сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений:
I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности;
II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности;
III класс - гидротехническое сооружение средней опасности;
IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация обязаны:
-
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, -
эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; -
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, -
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации; -
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; -
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; -
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; -
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством РФ для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; -
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; -
создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; -
содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций -
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; -
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; -
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; -
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; -
обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несёт ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
В соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 №117-ФЗ проводятся работы по составлению деклараций по безопасности гидротехнических сооружений.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса опасности.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в соответствующие органы. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, или утверждение указанным органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.
На территории Российской Федерации проводится большая профилактическая работа по обеспечению безаварийного пропуска вод, образующихся в период весеннего половодья и летне-осенних паводков.
Также необходимо отметить, что организациями, независимо от организационно-правовой формы, которые владеют или управляют гидротехническими объектами, создаются резервы финансовых ресурсов для ликвидации ЧС. ГОСТ Р 22.10.03-2020 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Резервы финансовых ресурсов в организациях для ликвидации чрезвычайных ситуаций» устанавливает порядок создания в организациях резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация может предусматривать компенсацию затрат на ликвидацию ЧС за счет осуществления добровольного страхования в сочетании с формированием резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах организации. Организациям рекомендуется выделять собственные денежные средства на отдельном расчетном счету организации в объеме не менее 10 % от размера резерва финансовых ресурсов, определенных с применением вышеуказанного стандарта.