Файл: Защита населения и территорий при возникновении гидродинамических аварий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 321

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реферат

по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»
Вариант №

Тема:

Защита населения и территорий при возникновении гидродинамических аварий

Введение


Согласно федеральному закону от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (с изменениями на 8 декабря 2020 года)

Гидротехнические сооружения это:

  • плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники;

  • сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек;

  • дамбы - сооружения, ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций;

  • устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

На территории Российской Федерации расположено около 26 тысяч гидротехнических сооружений. Они предназначены для ирригации, выработки электроэнергии, регулирования стока, судоходства, рекреации и т. п. На внутренних водных путях Российской Федерации расположено 740 судоходных гидротехнических сооружения (СГТС), которые расположены в основном в европейской части страны.

В их числе:

  • шлюзов – 108;

  • судоподъемников – 1;

  • гидроэлектростанций – 11;

  • насосных станций – 8;

  • дамб – 115;

  • плотин – 93;

  • аварийно-заградительных ворот – 11;

  • водоспусков – 31;

  • каналов – 128.

Гидротехнические сооружения показали сравнительную высокую надежность и долговечность – многие из них эксплуатируются десятки и даже сотни лет.

В то же время гидротехнические сооружения являются серьезным фактором воздействия на природную среду и человека.

Серьезную угрозу для гидротехнических сооружений представляют стихийные и антропогенные факторы, а также ряд факторов организационного характера. Среди причин повреждения гидросооружений большое значение в последнее время также приобрели социально-экономические причины. Степень износа гидротехнических сооружений составляет от 9 до 88%.


Разрушение гидротехнических сооружений и водохранилищ представляет угрозу населению, природным и хозяйственным объектам, инфраструктуре.

СГТС относятся к техногенно-опасным объектам, из которых 65 % составляют объекты I уровня и 35% – II уровня опасности (Согласно «Правилам разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам», утв. постановлением правительства РФ от 14 августа 2020 года №1226):

потенциально опасные объекты 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера;

потенциально опасные объекты 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности) - объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера.

Гидродинамическая авария – это чрезвычайное событие, связанное с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части, и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий. К основным потенциально опасным гидротехническим сооружениям относятся плотины, водозаборные и водосборные сооружения (шлюзы).

Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы (землетрясений, ураганов, размывов плотин) или воздействия человека (нанесения ударов ядерным или обычным оружием по гидротехническим сооружениям, крупным естественным плотинам диверсионных актов), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.

Последствиями гидродинамических аварий являются:

  • повреждение и разрушение гидроузлов и кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций;

  • поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образующейся в результате разрушения гидротехнического сооружения, имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км/ч (для горных районов – до 100 км/ч);

  • катастрофическое затопление обширных территорий слоем воды от 0,5 до 10 м и более.

Все мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций гидродинамического происхождения в нашей стране можно условно разделить на три группы.

I. Меры профилактики возникновения гидродинамических аварий на гидротехнических сооружениях



В Российской Федерации осуществляется постоянный надзор за безопасностью функционирования гидротехнических сооружений. Периодически проводятся обследования гидротехнических сооружений и проверки организации надзора за ними. Согласно федеральному закону от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» правительство РФ:

  • разрабатывает и реализует государственную политику в области безопасности гидротехнических сооружений;

  • устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;

  • организует и обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности;

  • устанавливает порядок эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), бесхозного гидротехнического сооружения;

  • устанавливает критерии классификации гидротехнических сооружений;

  • определяет федеральные органы исполнительной власти, устанавливающие требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнического сооружения;

Согласно Приказа МЧС от 28 февраля 2003 г. №105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуациях на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» предусмотрено осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах:

  • Требования на стадии разработки ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений

  • Требования на стадии разработки проекта строительства

  • Требования на стадии строительства и ввода в эксплуатацию

  • Требования на стадии эксплуатации

  • Требования на стадии вывода из эксплуатации

Наиболее тщательно проверки и обследования осуществляются на самых потенциально опасных гидротехнических сооружениях, так как разрушение на них плотин может привести к катастрофическим последствиям, особенно в период паводков и весенних половодий.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в области безопасности гидротехнических сооружений:

  • решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях;

  • участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;

  • разрабатывают и реализуют региональные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозных гидротехнических сооружений;

  • обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий;

  • принимают решения об ограничении условий их эксплуатации в случаях нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений;

  • участвуют в ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений;

  • информируют население об угрозе возникновения аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

  • обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений.

Сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений:

I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности;

II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности;

III класс - гидротехническое сооружение средней опасности;

IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация обязаны:

  • обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте,

  • эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

  • обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения,

  • обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации;

  • развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

  • систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

  • обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

  • создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством РФ для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

  • создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;

  • содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций

  • совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

  • финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

  • заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

  • осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;

  • обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.


Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несёт ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 №117-ФЗ проводятся работы по составлению деклараций по безопасности гидротехнических сооружений.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса опасности.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в соответствующие органы. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, или утверждение указанным органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.

На территории Российской Федерации проводится большая профилактическая работа по обеспечению безаварийного пропуска вод, образующихся в период весеннего половодья и летне-осенних паводков.

Также необходимо отметить, что организациями, независимо от организационно-правовой формы, которые владеют или управляют гидротехническими объектами, создаются резервы финансовых ресурсов для ликвидации ЧС. ГОСТ Р 22.10.03-2020 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Резервы финансовых ресурсов в организациях для ликвидации чрезвычайных ситуаций» устанавливает порядок создания в организациях резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация может предусматривать компенсацию затрат на ликвидацию ЧС за счет осуществления добровольного страхования в сочетании с формированием резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах организации. Организациям рекомендуется выделять собственные денежные средства на отдельном расчетном счету организации в объеме не менее 10 % от размера резерва финансовых ресурсов, определенных с применением вышеуказанного стандарта.