Файл: Глава III. Технология Самодеят. Творчества.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2021

Просмотров: 1194

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Современные аспекты рассмотрения феномена творчества (процесс, результат, совокупность факторов, определяющих социальный климат человеческой деятельности, соединение индивидуальных особенностей субъекта) привели в 30-40-е годы к развитию эвристики – методологии творческой деятельности. Этому предшествовали работы многих ученых, в числе которых были: Декарт, Паппа, Лейбниц, Больцано, Буль, Пойа и др.

К началу XXI века творчество становится объектом особого изучения по возможностям развития творческих предрасположений и умений людей. В вузах появляются новые предметы «Педагогика творчества», «Психология творчества», программы курса «Общие вопросы природы одаренности», «Диагностика одаренности», «Развитие творческих способностей у детей», «Психологические требования к учителю и воспитателю одаренных детей» и т.п. Важность рассмотрения проблемы происхождения одаренности (роль природного и социального) касается творческих групп художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, хореографической и др.), которые используют и вносят множество путей, способствующих созданию творческого эмоционального подъема. Так, в краткой литературной энциклопедии охарактеризованы пять главных комплексов в художественном творчестве. Это искусство: слова, воображения, звуков (музыка), вещей (архитектура и прикладные искусства), зрелищные искусства. Ведь каждому возрасту присуще свое личностное новообразование творческого развития, и в этом большую роль может сыграть мастерство руководителя, лидера коллектива и группы. А.М. Горький писал, что талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант в сущности его – и есть любовь к делу, к процессу работы… Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества.

Список рекомендованной литературы

Каждый жанр представлен автором различными видами. Например, в фольклорные виды входят: фольклорные театры, группы скоморохов, кукольников и др. Народно-певческие коллективы имеют солистов, организуются в ансамбли: народной песни, фольклорные. Сюда относятся и народные хоры. Народно-инстру-ментальные и народно-танцевальные также имеют солистов и ансамбли: народных инструментов, народного танца и др.

Раскрывая традиционный классический тип, можно представить музыкальные коллективы такими жанрами и видами, как академические (хоры и ансамбли), симфонические и духовые оркестры. Театральные – народными театрами и новыми формами – музыкально-театральными, народными коллективами. Хореографические коллективы – это танцевальное искусство классического, бального, эстрадного жанра. Изобразительное творчество включает студии живописи, авторско-оформитель-ского искусства (разработка эскизов и пр.). Жанрово-видовое многообразие, различающееся по типам творчества, имеет и дальнейшие пути развития в самодеятельности. Так как в человеке с рождения уже заложены задатки творческого восприятия, то в процессе жизнедеятельности, развивая свои способности и используя приобретенный опыт, человек, непроизвольно способствует проявлению новообразований в самодеятельности.

Мнения исследователей самодеятельного художественного творчества имеют некоторые расхождения в определении классификации самодеятельного творчества, видов деятельности и функций. Так, например, Т.И. Бакланова отмечает наличие нескольких видов самодеятельного творчества (авторский, исполнительский, импровизаторский и создание новых «технологий») и видов деятельности, имеющих организационно-воспитатель-ную, художественно-личностную основу (реализация внутренних потребностей личности) [2].

3. Дайте классификацию коллективов художественной самодеятельности.

Список рекомендованной литературы

Список рекомендуемой литературы

3.9. Технология самодеятельного художественного творчества

Своим вторым рождением киноклубное движение обязано хрущевской «оттепели». Тогда, во второй половине пятидесятых, отечественный кинематограф сделал мощный рывок вперед, появились яркие, проблемные, необыкновенно искренние фильмы, отличавшиеся к тому же непривычным, новаторским киноязыком. Они провоцировали полемику, споры, столкновение мнений. И зрители отреагировали на это созданием любительских объединений дискуссионного характера.

Киноклубы стали очагами культуры в социуме. Многие из них вели, помимо внутриклубной, и внеклубную культурно-просветительную работу, направленную на приобщение населения к ценностям киноискусства. В то же время они противостояли, с одной стороны, насаждаемой официозом идеологически безупречной серости и конъюнктуре, а с другой – столь любезной сердцу прокатчиков бездумной «развлекаловке», коммерческим поделкам, дававшим львиную долю плана.

В правовом отношении киноклубы были абсолютно незащищены и зависели от интеллектуального уровня и настроения любого чиновника, который мог запросто запретить киноклуб как «идейно вредный», чему, увы, в те времена примеров было немало. Такого рода эксцессы усиливали стремление киноклубов обрести статус Всесоюзной общественной организации и объединить свои силы, чтобы успешнее противостоять давлению и невежеству и активнее влиять на культурную жизнь страны.

Эту заветную цель киноклубное движение смогло реализовать лишь на волне общественного подъема «перестроечных» восьмидесятых. В 1988 году было создано Общество друзей кино СССР, а в его составе – Федерация киноклубов СССР.

Создание Федерации стало триумфом киноклубного движения, получившего, наконец, долгожданный статус, который открывал перед ним, казалось, небывалые возможности и перспективы: создать альтернативный кинопрокат, стать влиятельным участником современного кинопроцесса в качестве авангарда кинозрителей, войти в мировое сообщество киноклубов и так далее. Это был романтический, по-своему прекрасный, но, к сожалению, недолгий период в истории киноклубного движения. Хроника последующих событий драматична. Распад СССР и соответственно Общества друзей кино и Федерации киноклубов СССР. Развал государственной системы проката и появление множества прокатных фирм, заполонивших экраны американской киномакулатурой. Практически полное вытеснение отечественного кино из репертуаров кинотеатров. Экономические катаклизмы, вызвавшие подорожание в числе прочего кинокопий, транспортировки фильмов, кинобилетов. Наивная попытка киноклубов развернуть коммерческую деятельность в надежде «заработать на хорошее кино». Окончательный крах идеи специализированного киноклубного проката. Невозможность влиять на ситуацию, на кинопроцесс. И в результате – кризис киноклубного движения. Значительное сокращение числа клубов. Утрата ими ощущения своей востребованности и перспективы.


Забегая вперед, заметим, что киноклубное движение все же выжило и, преодолев период растерянности, стало приспосабливаться к новым условиям. В самое последнее время в разных регионах страны появилось несколько новых клубов. Однако многое пришлось переосмыслить, переоценить, уточнить. В частности, роль и функции киноклубов в современной социокультурной ситуации. Подчеркнем такую существенную ее особенность, как самоизживание публичной формы кинопросмотров (это особенно заметно в провинции) и вытеснение кино в сферу домашнего потребления (ТВ, видео), что происходит на фоне общего спада интереса к кино, снижения его социального престижа.

В новых условиях не только число клубов значительно сократилось, но и количество членов каждого из них резко уменьшилось. Если в семидесятые-восьмидесятые годы киноклуб, как правило, насчитывал несколько сотен участников, то в середине девяностых этот показатель снизился до нескольких десятков. Однако не стоит спешить с негативной оценкой данного факта. Ведь и в гигантских киноклубах прошлых лет собственно клубом было лишь его ядро (сорок-пятьдесят человек) – те, кто организовывал работу клуба и принимал в ней активное, деятельное участие. Для большинства же членов киноклуба он был скорее разновидностью лектория по абонементу. Сегодняшние небольшие киноклубы даже в большей мере отвечают сути киноклубного объединения как сообщества единомышленников, хорошо знающих друг друга и регулярно общающихся на почве общих интересов и связанной с ними совместной деятельности.

Кто же составляет основу киноклубной аудитории в наши дни? Прежде всего это та, все более сужающаяся прослойка людей, которые и в современных условиях стараются сохранить достоинство, приверженность высокому искусству, культурным традициям. Без регулярного общения с искусством, без постоянной духовной подпитки они не мыслят полноценной жизни. Для одних это литература, для других – музыка, для третьих, помимо названных, а также не названных, – искусство кино.

Те, кто постарше, открыли его для себя в далекие шестидесятые, когда наряду с такими отечественными шедеврами, как «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Иваново детство», «Тени забытых предков», они увидели «Дорогу» и «Ночи Кабирии», «Земляничную поляну» и «Пепел и алмаз». Позже таким фильмом-открытием кинематографа как искусства, «входным билетом» в него стал для кого-то «Сталкер», а для кого-то «Полет над гнездом кукушки».

За прошедшие годы киноклуб сформировал и закрепил у этих людей потребность в киноискусстве такого класса, привычку следить за тем, что происходит в сфере кино, интерес к его истории, классическому наследию. А главное – потребность в той эмоциональной встряске, в том душевном очищении и эстетическом наслаждении, которое дает общение с подлинным искусством. Для них киноклуб – это средство социальной защиты их художественных интересов, их права на доступ к ценностям кинематографической культуры.


Так уж получилось, что если зарубежные киноклубы чаще носят молодежный характер, то в наших большинство составляют люди зрелого и пожилого возраста. Поэтому одной из важнейших социокультурных задач является привлечение в уже существующие киноклубы молодежи, приобщение к киноискусству нового поколения зрителей, без чего невозможно сохранение культурной преемственности. Другой путь – создание молодежных киноклубов в школьной и студенческой среде.

Но киноклуб – не просто кинотеатр, где можно посмотреть неординарный или «дефицитный» фильм. Это, прежде всего, сообщество близких по духу людей, которые создали свой небольшой социум, со своими особыми отношениями, атмосферой, критериями оценок, пространством общения. Очень точно определил в свое время социальное значение киноклубов итальянский кинорежиссер Карло Лидзани: «Телевидение разъединяет людей, а киноклубы объединяют». Чувство же принадлежности к культурному сообществу, где всех объединяют общие интересы, радости, открытия и переживания, в условиях социальной нестабильности и растущей разобщенности людей многого стоит.

Клубы по интересам, и в частности киноклубы, являются одной из форм реализации этих прав и потребностей. Вот почему нельзя согласиться с установившимся в восьмидесятые годы мнением, что клуб по интересам – это низший тип киноклуба, и только пропагандистский, ориентирующийся на массовую работу киноклуб является подлинным. Скромная, не имеющая громкого общественного резонанса деятельность киноклуба, объединившая на основе общего увлечения небольшую группу ценителей хорошего кино и помогающая им интересно и творчески проводить свой досуг, получая радость от общения с искусством и друг с другом, является по-своему не менее важной и социально значимой, чем массовые культурные акции. Именно в этом заключается ценность и перспективность киноклубных объединений как формы организации социокультурной работы.

Контрольные вопросы


1. Что такое киноклуб?

2. В чем специфика киноклуба?

3. Дайте характеристику аудиторных киноклубов.


Список рекомендуемой литературы


1. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клубных объединений / Сост. В.Е. Триодин. М.: Профиздат, 1987.

2. Гнатюк Н.П. Под парусом любительского клуба. М: Знание, 1989.

3. Левшина И.С. Что такое киноклуб / Кино и зритель. Информация № 6. М.: Союзинформкино, 1987.

4. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987.

5. Смирнова Е. И. Клубные объединения. М.: Просвещение, 1977.

3.9. Технология самодеятельного художественного творчества


Технология художественного самодеятельного творчества представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творче-ской, художественно-педагогической, художественно-коммуни-кативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любителей искусства.


Организация самодеятельного художественного творчества.

Энциклопедический словарь трактует организацию (от лат. organiso – сообщая стройный вид, устраиваю) в трех значениях:

1. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных автономных частей целого, обусловленные его строением;

2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3. Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Таким образом, понятием «организация» могут обозначаться: различные общности людей (бригада, школьный класс, какая-либо партия, добровольное общество, коллектив художественной самодеятельности и т.п.), организаторская деятельность и характеристика степени организованности деятельности отдельной личности и общности.

Под любительскими художественными организациями мы будем понимать любые формы объединения любителей искусства для реализации в условиях их досуга общей художественной цели на основе принятой ими программы распределения функций (ролей) при наличии руководства.

Ключевой характеристикой организации является общая для всех участников цель. Любая цель представляет собой мысленно предвосхищаемый, как бы моделируемый результат деятельности. Она неразрывно связана с объективными потребностями, благодаря чему выступает как «идеальный, внутренне побуждающий мотив...» действий человека и «как закон определяет их способ и характер».

В самодеятельной (любительской) художественной организации существует два вида целей: индивидуальные и коллективные. Создание организации имеет смысл лишь тогда, когда реализация индивидуальных целей участников или когда частные цели оказываются достижимыми только через выдвижение и осуществление общей цели. Реальные цели всякой организации представляют собой результат сложного взаимодействия общественных целей с индивидуальными и групповыми. Цели, задаваемые самодеятельной художественной организации извне (от руководства культурно-досугового учреждения, от органов управления культурой
и т.д.) представляют собой цели – задания. В качестве таких целей могут выдвигаться: подготовка к определенному сроку концертной программы, выступление на определенной администрацией площадке, участие коллектива в художественно-массовом и благотворительном мероприятии и другие.

Если цели любительской художественной организации возникают как бы изнутри группы, на основе интеграции интересов и потребностей участников, то это цели-ориентиры. Все цели делятся на художественные (непосредственно связанные с искусством, с художественной деятельностью) и на внехудожественные (не связанные с искусством, но достижимые в условиях самодеятельной художественной организации).


Художественные цели могут быть нескольких видов:

· художественно-образовательные, связанные с приобретением знаний об искусстве, умений и навыков в художественной деятельности;

· художественно-творческие, предполагающие создание или исполнение произведений искусства;

· художественно-коммуникативные, содержание которых является обмен информацией об искусстве, мнениями, суждениями, оценками тех или иных художественных произведений, а также продвижение продуктов художественно-творческой деятельности (произведений искусства) от авторов и исполнителей к зрителям;

· художественно-воспитательные – наиболее общие цели, реализуемые обычно через какие-либо из названных выше видов или их сочетание. Они предполагают формирование и развитие художественных потребностей, интересов, вкусов, мотивов художественной деятельности, определяющих избирательное поведение личности в среде художественной жизни общества и степени активности ее включения в эту жизнь.

Как мы уже отмечали в предыдущих параграфах, в зависимости от ведущей цели все любительские художественные организации можно разделить на учебные (кружки по обучению игре на музыкальных инструментах, театральные и хоровые студии, школы бальных танцев и т.п.), художественно-творческие, включая авторские (коллективы изобразительного, декоративно-приклад-ного, киноискусства, авторской песни, объединения самодеятельных поэтов, товарищества художников-любителей и т.п.) и исполнительские (самодеятельные хоры, ансамбли, хореографические группы, народные филармонии, театры, цирки и т.п.); художественно-коммуникативные (дискуссионные клубы любителей искусства, клубы творческих встреч, зрительские киноклубы, клубы коллекционеров грампластинок, дискоклубы, клубы любителей и собирателей фольклора и т.д.) и комплексные, в которых трудно выделить доминирующую цель (театры-студии, комплексные центры эстетического воспитания и т.п.).

Содержание внехудожественных целей также разнообразно. Нередко для участников художественной самодеятельности, особенно начинающих, занятия искусством выступают не как самоцель, а как средство достижения таких целей, как установление межличностных контактов с близкими по духу людьми, общение с единомышленниками.

В своем развитии каждый самодеятельный творческий коллектив проходит несколько этапов.

Формированию творческого коллектива предшествует этап изучения социально-культурных условий его создания в конкретном регионе и на базе конкретного социально-культур-ного института. Следующим этапом в развитии коллектива является выявление его потенциальных участников. Этот этап характеризуется сложным процессом проведения социологических исследований, организации приемных испытаний, комплектования коллектива и штата организаторов художественного творчества, формирования первоначальной организационной структуры.