Файл: Ремонт и организация ремонта силовых трансформаторов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 1642

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По объему различают ремонты: текущий (эксплуатационный); капитальный без замены обмоток; капитальный с заменых обмоток, но без ремонта магнитной системы; капитальный с заменой обмоток и частичным или полным ремонтом магнитной системы. При ревизии активную часть трансформатора вынимают из бака (или поднимают съемную часть бака) и без разборки активной части (расшихтовка магнитопровода и съем обмоток) производят ее ревизию. Выполняют обязательные работы: обработка масла, замена сорбентов и уплотнений, в некоторых случаях – сушка активной части, контрольные испытания.

По назначению ремонты могут быть планово-предупредительные (профилактические) и послеаварийные. Периодичность их проведения зависит от результатов профилактических испытаний и наличия дефектов, выявленных в процессе эксплуатации и при внешнем осмотре трансформатора.

Предусматривается вскрывать главные трансформаторы электростанций и подстанций, через которые передается основная часть вырабатываемой электроэнергии, через восемь лет после включения в эксплуатацию (независимо от сроков и объемов ремонтов). Вскрываются и осматриваются трансформаторы после длительной транспортировки к месту установки.

По характеру выполняемых работ выделяют ремонты: восстановительный, реконструкция и модернизация.

При восстановительном ремонте параметры трансформатора и конструкция узлов и деталей не изменяются.

При реконструкции параметры трансформатора сохраняются, а конструкция ряда узлов изменяется.

В процессе модернизации изменяют параметры трансформатора и, как правило, отдельные части конструкции.

5.1 Текущий ремонт трансформаторов


Текущие ремонты предназначены для проверки состояния быстроизнашивающихся и несложных в ремонте узлов, чтобы обеспечить безотказную работу трансформатора до следующего ремонта.

При текущем ремонте производятся осмотр и чистка узлов и деталей (легкодоступных), в том числе загрязненной внешней изоляции, ликвидация небольших дефектов, замена неосновных узлов, а также измерения, испытания и осмотры.

Проводится комплекс работ по уходу за трансформаторным маслом, в который входят: спуск грязи и конденсата из расширителя; проверка маслоуказателя и доливка масла в расширитель; проверка и смена сорбента в термосифонном фильтре и воздухоосушителях.

Производят очистку наружных поверхностей бака и крышки, проверку спускных кранов и уплотнений, целостности мембраны выхлопной трубы и предохранительного клапана. Проверяют и смазывают подшипники вентиляторов, электродвигателей, насосов. Проверяют устройства регулирования под нагрузкой (привод, контактор), а также переключатель регулирования без возбуждения. Проверяют устройства релейной защиты, приборы контроля температуры и давления масла, систему азотной защиты.

Проводят проверку и опробование устройств защиты и автоматики, систем охлаждения и пожаротушения. Выполняются испытания изоляции и контактных соединений, в том числе сопротивления контактов переключателей ответвлений.

Сопротивление изоляции измеряют во время испытаний при появлении признаков неисправности.

5.2 Капитальный ремонт трансформаторов


Ремонт трансформаторов без разборки их активной части

Ремонт активной части трансформатора. Проверяют качество прессовки, отсутствие деформации, исправность паек и контактов, состояние изоляции обмоток и отводов.

Качество изоляции определяется ее физико-химическими свойствами: эластичностью, твердостью, упругостью, цветом. Изоляция пригодна к дальнейшей эксплуатации, если она эластична, не ломается, не дает трещин при изгибе под углом 90° и имеет светлый цвет.

В процессе эксплуатации трансформаторов происходит ослабление осевой прессовки обмоток (вызванное усадкой изоляции из-за усыхания), уменьшение осевых размеров обмоток и концевой изоляции от действия ударных сил при коротких замыканиях в процессе эксплуатации. Ослабление прессовки обнаруживается перемещением рукой изоляционных деталей и прокладок (они сдвигаются с места). Устранение ослабления опрессовки в трансформаторах подпрессовывают ярмовыми балками путем подтяжки гаек вертикальных шпилек. При ослаблении прессовки ослабляют затяжку балок верхнего ярма и вертикальную стяжку между верхними и нижними ярмовыми балками. При неодинаковых осевых размерах обмоток ВН и НН в них закладывают дополнительную изоляцию в виде разрезных колец. После окончательной прессовки обмоток и затяжки ярма с помощью мегомметра измеряют сопротивление изоляции стяжных шпилек.



Обмотки трансформаторов, не имеющих специальных прессующих устройств, подпрессовывают путем расклиновки, забивая дополнительные изоляционные прокладки-клинья из электроизоляционного картона. Расклиновку производят равномерно по всей окружности обмотки, обходя поочередно один ряд прокладок за другим. При значительном ослаблении обмотки расклинивание производят сверху и снизу.

Разработаны конструкции автоматической прессовки в процессе работы трансформатора. Например, с гидропружинным запорным устройством (рис. 23). Устройство представляет собой два вставленных один в другой стальных взаимно подвижных цилиндра 2 и 3, заполненных трансформаторным маслом и совмещенных со сжатой винтовой пружиной 4, расположенной снаружи цилиндров. При усадке изоляции обмоток цилиндры 2, 3 под воздействием разжимающей пружины 4 раздвигаются и во внутреннюю их полость засасывается из бака трансформатора масло (через ниппель). При коротком замыкании электродинамические усилия от обмоток 12 через стальной 9 и текстолитовый 10 башмаки передаются на гидродомкраты, давление масла в полостях цилиндров резко возрастает и масло запирается конусной частью ниппеля 1.

Гидропружинное устройство размещается между прессующим кольцом 11 и нажимными винтами 6 в ярмовой балке 5. После сушки активной части в фасонные гайки 7 завинчивают нажимные винты 6 до упора в цилиндры 2, 3 и навинчивают контргайки 8, а далее подпрессовка происходит автоматически. Поглощая энергию удара, масло служит хорошим амортизатором.

При ремонте обмоток осматривают витковую изоляцию и, если обнаруживают места повреждений, витки изолируют. Крайние витки в месте наложения дополнительной изоляции раздвигают клином для удобства пропуска ленты. В случае повреждения изоляции в удаленной части катушки между витками закладывают полоску из электрокартона толщиной 0,3...0,5 мм. В месте, где изоляция витка восстановлена, на катушку накладывают бандаж из тафтяной ленты вполунахлест.

Ремонт магнитной системы начинают с проверки чистоты вентиляционных каналов и отсутствия на их поверхности мест перегрева.

Признаками перегревов служат цвета побежалости (изменение цвета стали на желтый, фиолетовый, синий, серый) и наличие продуктов разложения масла в виде черной спекшейся массы.

У сухих трансформаторов вентиляционные каналы продувают сжатым воздухом, у масляных промывают струей горячего трансформаторного масла.

Проверяют плотность прессовки активной стали ярм, качество изоляции, сопротивление изоляции стяжных шпилек, состояние изоляции ярмовых балок относительно активной стали, состояние заземляющих перемычек между ярмовой балкой и магнитной системой.


Измерение сопротивления изоляции проводят с помощью мегомметра. Если сопротивление изоляции одной шпильки меньше, чем остальных, или равно нулю, извлекают шпильку из отверстия в ярме вместе с изолирующими бумажно-бакелитовыми трубками. При наличии на трубках и шпильках признаков перегрева и замыкания листов активной стали (в результате осмотра отверстий в ярме с помощью переносной лампы) верхнее ярмо разбирают для устранения повреждений, а пластины его при необходимости подвергают переизолировке.

Перед прессовкой ярма от прессующей балки отделяют заземляющую ленту и измеряют сопротивление изоляции ярмовых балок относительно активной стали, а также качество изоляционных прокладок, активной сталью и ярмовыми балками. При хорошем качестве изоляции устанавливают на место заземляющую ленту, гайки стяжных шпилек затягивают до отказа и раскернивают их, а все шпильки перевязывают тонкой бечевкой.

У магнитных систем бесшпилечной конструкции подпрессовку ярм производят подтяжкой гаек на внешних шпильках, скобах, полубандажах.

Ремонт переключающих устройств. Осматривают контактные соединения переключателя и отводов устройств переключения без возбуждения, определяют плотность прилегания контактов, проверяя зазор между ламелями щупом, а также измеряя переходное электрическое сопротивление. При наличии подгаров на контактной поверхности устройство заменяют.

Для удаления налета, образующегося при работе в масле, контактную часть переключателя протирают ацетоном или бензином. Остальную часть устройства промывают чистым трансформаторным маслом.

При ремонте переключающих устройств регулирования под нагрузкой (РПН) проверяют контактные поверхности избирателя ступеней, контакторов и электрической части приводного механизма. Подгоревшие контакты зачищают и проверяют на плотность прилегания; при этом выясняют и устраняют причину подгорания.

Отказ в работе привода может быть вызван попаданием влаги из-за плохой герметичности дверцы шкафа, а также значительными люфтами соединительных валов.

Ремонт отводов. Признаком нарушения контакта является потемнение изоляции, а также отложение на его поверхности черной спекшейся массы. Дефектные соединения перепаивают и изолируют. Крепление отводов подтягивают планками, шпильками и гайками.

Ремонт вводов, бака, расширителя и радиаторов, размещенных на баке. Вводы демонтируют с крышки, осматривают и проверяют состояние изоляторов, прокладок, исправность резьбы на стержне и гайках. Поврежденные изоляторы заменяют, токопроводящие части и крепеж восстанавливают. После чистки и промывки вводы собирают, уплотнения заменяют новыми.


Вводы, переключающие устройства, краны крепят шпильками. Вводы должны стоять без перекосов и иметь равномерную затяжку. Этого достигают перекрестным подтягиванием гаек. Бак должен быть отремонтирован к окончанию ремонта активной части трансформатора. При ремонте из бака полностью сливают масло, демонтируют размещенные на стенках устройства, протирают внутреннюю и наружную поверхности. Если было обнаружено просачивание масла, то трещины или дефекты заваривают электросваркой. При сварочных работах стенки бака насухо протирают, строго соблюдая правила противопожарной безопасности. С бортов рамы и фланцев удаляют уплотняющие прокладки и очищают поверхности, на которых они были установлены.

Ремонт кранов выполняют в следующей последовательности: вывинчивают болты крепления вентиля к баку, разбирают вентиль, чистят и промывают его детали керосином, заменяют сальниковую набивку. Если вентиль после сборки и испытания не обеспечивает необходимой плотности прилегания посадочных поверхностей, последние притирают друг к другу. Сборку вентиля производят в порядке, обратном разборке. Затем вырезают резиновую кольцевую прокладку и устанавливают кран на старое место. Загрязненное масло спускают через сливное отверстие в дне бака. Пробку сливного отверстия уплотняют льняным волокном, пропитанным бакелитовым лаком.

При ремонте расширителя осматривают его внутреннюю поверхность. При коррозии удаляют ржавчину стальными щетками и покрывают внутреннюю поверхность расширителя эмалью 624С или 1201С. Для удобства проведения ремонта в стенках расширителей имеются люки.

Все пробки, отстойник и маслоуказатель чистят и промывают керосином, а резиновые прокладки заменяют новыми. Из отстойника спускают загрязненное масло. Промывают отстойник и заменяют уплотнение.

Ремонт охладителей, предохранительной трубы, осушителя воздуха, термосифонного фильтра включает те же операции, что и ремонт бака: чистку, промывку, окраску, проверку на отсутствие течи, изготовление и замену уплотняющих прокладок, сальниковой набивки в кранах и уплотнений пробок.

Радиаторы при ремонте опрессовывают гидравлическим прессом. При обнаружении течей внутреннюю поверхность радиатора отпаривают, промывают горячей водой, заваривают трещины электросваркой и вторично опрессовывают. Если течи нет, радиатор промывают горячим маслом и закрывают патрубки глухими фланцами на резиновых прокладках.