Файл: Проектирование информационной системы для туристического агентства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 1600

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вся деятельность менеджера турфирмы исходит от компании туроператора. Через туроператора менеджер предлагает клиентам готовые туры и оформляет путевки.

Функции и задачи подсистем:



Рис. 2. Функциональная модель предприятия

Входы слева Обработка

  1. Заявки клиентов

  2. Пожелания клиентов

  3. Информация о портерах (гостиницах, авиакомпании, и тд).

  4. Отчеты гостиниц

  5. Состояние рынка

  6. Забронированные билеты

Выход справа Результаты

  1. Путевка

  2. Статистическая и финансовая отчетность

Управления

  1. Основные требования по нормам – требования и нормы, которые установлены законодательными органами регламентирующие правила осуществления туристической деятельности.

  2. Требования по отчетности

Механизмы

  1. Зам. Директора

  2. Тех. Отдел

  3. Зал продаж

  4. Тур менеджер

  5. Главный бухгалтер

  6. Офисная техника и ПК (на более подробных диаграммах этот ресурс не указан т.к. он используется во все функциональных блоках)

Деятельность туроператора



Рис.3 . Деятельность Туроператора

  • Прием пожеланий

Менеджер по продажам из Зала продаж формирует отзывы, которые потом учитываются при формировании туров.

  • Формирование туров

В формирование тура участвует зам. Директор и Тех. Отдел. Данный функциональный блок дальше будет декомпозирован. На выходе данного блок готовый тур для продажи.

  • Продажа путевки

Менеджер по продажам продает клиентам путевки по туру и формирует отчеты о продажах.

  • Составление статистической и финансовой отчетности

Главный бухгалтер на основе продаж, формирует соответствующие отчетности.

  • Подготовку к туру

В данный функциональный блок связан с функциями турменеджера и состоит из нескольких составляющих.



Рис. 4. Диаграмма декомпозиции IDEF0 Деятельность организации

Формирование Тура




Рис. 5. Формирование тура

  • Формирование Задание

Задание на тур формирует зам. Директора. Данный блок состоит из нескольких и будет декомпозирован.

  • Составление тура

Выполняется в тех отделе на основе задания. И также содержит в себя несколько составляющих.

  • Проверка тура

Зам. Директор проверят сформированный тур на соответствие его заданию.

Формирование задания



Рис. 6. Формирование задание

  • Анализ рынка

Зам. Директор выполняет обзор рынка и на его основе формирует задания

  • Задание на составление тура

Зам. Директор формирует задания на составление тура

  • Задание на доработку тура

Зам. Директора на основе Отчеты о гостинице, отзывом клиентов формирует задание на доработку тура.

Составление тура



Рис. 7. Составление тура

  • Составление программы

Составитель тура, получив задание, находит информацию о регионе и городах в которых будет проходить тур, выполняет подбор гостиницы, разрабатывает экскурсионные и образовательные поездки.

  • Заказ билетов

Бронируется места на рейсах в авиакомпаниях и гостиницах.

  • Доработка тура

Вносится изменения в программу тура, а также выполняется заказ или отмена билетов.

Подготовка к туру

  • Назначение на тур

Зам. директора формирует приказ о назначении на тур штатного турменеджера.

  • Работа по туру

Получает уведомление о назначении, Изучает программу тура

  • Подготовка списка «Клиенты тура»

Менеджер по продажам формирует список туристов, которые купили путевки на тур.



Рис.8 . Подготовка к туру

  • Организация и помощь в разрешении проблем

В ходе тура турменеджер организует туристов, оказывает им различную помощь.

Список пользователей:

  1. Заместитель директора

  2. Составитель туров (тех. Отдел)

  3. Тур менеджер

  4. М
    енеджер по продажам (Отдел продаж)



Рис. 9. Диаграмма декомпозиции IDEF0 Деятельность организации.

2.Разработка программного обеспечения информационной системы
Разработка программного обеспечения информационной системы включает ряд моделей на языке UML, представляющий собой объектно-ориентированный язык моделирования, обладающий следующими основными характеристиками:

  • является языком визуального моделирования, который обеспечивает разработку репрезентативных моделей для организации взаимодействия заказчика и разработчика ИС, различных групп разработчиков;

  • содержит механизмы расширения и специализации базовых концепций языка [9].

Интегрированная модель сложной системы включает в себя такие диаграммы как:

  • диаграмма вариантов использования;

  • диаграмма классов;

  • диаграмма взаимодействия;

  • диаграмма состояния;

  • диаграмма размещения и их оценка;

  • диаграмма компонентов и их оценка.

В данной курсовой работе представлен набор диаграмм UML для описания сложной системы. Каждая диаграмма имеет количественную оценку на предмет информационной насыщенности.

2.1 Диаграмма вариантов использования и их оценка

Диаграммы вариантов использования (диаграммы прецедентов) применяются для моделирования бизнес-процессов организации и требований к создаваемой системе. Применяются для описания систем на концептуальном уровне (уровне контекста). [7]

Актер: Офис-менеджер.

Характеристика актера: Выполняет все функции в информационной системе [5].



Рис. 10. Диаграмма вариантов использования

Зам. Директор формирует задание на составление тура. Выбирает исполнителей из техотдела. И заносит задание в ИС. ИС информирует об этом сотрудников техотдела. Составители туров разрабатывают культурную/деловую/развлекательную программы и заносят информацию о забронированных: билетах на транспорте, номерах в гостинице и заказанных билеты на экскурсии и представления. Далее сообщают, что задание выполнено и ИС информирует об этом Зам директора. Он проверят, как сформирован тур и далее подтверждает готовность тура к продаже, а также назначает тур менеджера на тур и ИС распечатывает соответствующий приказ и информирует об этом тур менеджера.




Рис.11 .Модель по сбору и анализу информации

Агенты. Выполняют основную работу по сбору и анализу информации, подготовке и оформлению документов, формированию отчетной документации.

Клиент. Представляет клиента агентства. Информационный обмен с данной сущностью включает получение контактной и личной информации, заявок и утвержденного договора от клиента и предоставление информации о недвижимости, проекта договора а также напоминаний клиенту.

Рассчитаем основные характеристики диаграммы использования:

  1. На диаграмме изображены один актер и четыре вариантов использования. Таким образом, О=5.

  2. На диаграмме присутствуют два типа объектов (актеры и варианты использования). Таким образом, Т=2.

  3. Число типов связей L=1.

  4. Данный актер представляет собой частный случай класса, следовательно, актер имеет оценку равную 5. Каждая ассоциация оценивается в 2 балла. Таким образом,

  5. На диаграмме присутствуют четыре отношения типа «ассоциация», каждый из которых оценивается по 1 баллу. Таким образом, т.к. на диаграмме отображено достаточно большое количество связей (больше 10), то число связей и их тип при вычислениях можно не учитывать.

В этом случае формула принимает следующий вид:



Вывод: диаграмму можно считать не оптимальной с точки зрения информационной насыщенности, так как оценка выходит за рамки диапазона 2,5-3. Восприятие диаграммы может быть затрудненным.
2.2. Диаграммы классов и их оценка.

Диаграмма классов (Class diagram) — статическая структурная диаграмма, описывающая структуру системы, она демонстрирует классы системы, их атрибуты, методы и зависимости между классами.

Существуют разные точки зрения на построение диаграмм классов в зависимости от целей их применения:

  • концептуальная точка зрения — диаграмма классов описывает модель предметной области, в ней присутствуют только классы прикладных объектов;

  • точка зрения спецификации — диаграмма классов применяется при проектировании информационных систем;

  • точка зрения реализации — диаграмма классов содержит классы, используемые непосредственно в программном коде (при использовании объектно-ориентированных языков программирования).


Элементы:

1)Класс - множество объектов, обладающие одинаковой структурой, поведением и отношением с другими классами.

Атрибуты-параметры класса(переменные).

Операции(методы)- функции, которые может выполнить класс или которые можно выполнить относительно него.

2)Связи между классами – поведенческие сущности, взаимодействие объектов. (Зависимость, обобщение, ассоциация, агрегирование, композиция, реализация.)

Граничные классы

Граничными классами (boundary classes) называются такие классы, которые расположены на границе системы и всей окружающей среды. Это экранные формы, отчеты, интерфейсы с аппаратурой (такой как принтеры или сканеры) и интерфейсы с другими системами.

Чтобы найти граничные классы, надо исследовать диаграммы вариантов использования. Каждому взаимодействию между действующим лицом и вариантом использования должен соответствовать, по крайней мере, один граничный класс. Именно такой класс позволяет действующему лицу взаимодействовать с системой.

Классы-сущности

Классы-сущности (entity classes) содержат хранимую информацию. Они имеют наибольшее значение для пользователя, и потому в их названиях часто используют термины из предметной области. Обычно для каждого класса-сущности создают таблицу в базе данных.

Управляющие классы

Управляющие классы (control classes) отвечают за координацию действий других классов. Обычно у каждого варианта использования имеется один управляющий класс, контролирующий последовательность событий этого варианта использования.

Управляющий класс отвечает за координацию, но сам не несет в себе никакой функциональности, так как остальные классы не посылают ему большого количества сообщений. Вместо этого он сам посылает множество сообщений. Управляющий класс просто делегирует ответственность другим классам, по этой причине его часто называют классом-менеджером.

В системе могут быть и другие управляющие классы, общие для нескольких вариантов использования. Например, может быть класс SecurityManager (менеджер безопасности), отвечающий за контроль событий, связанных с безопасностью. Класс TransactionManager (менеджер транзакций) занимается координацией сообщений, относящихся к транзакциям с базой данных. Могут быть и другие менеджеры для работы с другими элементами функционирования системы, такими как разделение ресурсов, распределенная обработка данных или обработка ошибок.