Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ВЛАСТИ
1.1 Сущность и характеристика законотворчества
ГЛАВА II. ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
2.1 Разработка законодательной инициативы
2.2 Обсуждение законотворчества
2.4 Опубликование и обнародование закона
Государственное образовательное учреждение
«Тираспольский юридический институт Министерства внутренних дел
Приднестровской Молдавской Республики им. М.И.Кутузова»
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине: «Теория государства и права»
Тема: «Основные стадии законотворчества»
Выполнил:
курсант 1 курса 3 взвода
Еременко И.В.
Руководитель:
начальник кафедры Гос. ПД
подполковник милиции
Владов С.В.
Дата защиты: «__»_________2022 г.
Оценка:__________
г.Тирасполь, 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
Y
Введение
Весьма странным для существующего общества представляется тот факт, что к настоящему моменту до сих пор представления о праве не являются однозначными. Об этом свидетельствует государственно-правовой опыт большинства стран, а так же множество научных работ специалистов юриспруденции.
Совершенно прав был Г.В. Мальцев, когда констатировал совсем недавно, что «известное замечание Канта о том, что юристы все ещё ищут определение права, остается справедливым и в наши дни». Юридическая мысль, отмечал автор, судя по всему, обречена на бесконечный поиск определения права, побуждаемая к этому практической необходимостью построить правопорядок на фундаменте как можно более надежных, четких и полных знаний о его сущности, предмете правового регулирования».
Слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание.
Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).
Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В
данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными
ценностями, на судебную защиту и т.д.).
В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры)1.
Право по Григорьеву И.В - это система общеобязательных, формально определённых юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Само по себе право делится на естественное и позитивное право. Под естественным правом принято считать совокупность правил и ценностей данных человеку от природы. Позитивным же правом считается результат деятельности государства.
Среди основных источников выражения права в Приднестровской Молдавской Республике, нормативно-правовых актов, особое место занимает закон. Принятие же законов, распространяющих своё действие на всю территорию Приднестровской Молдавской Республики, является главной задачей Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, который таким образом осуществляет свои главные полномочия.
Нормы закреплены в законах и иных нормативных правовых актах. А они в свою очередь являются производной законотворческого процесса.
Законотворческий процесс - это основная составляющая стадии правотворчества.
Законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм.
Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами. Чтобы закон получил право на жизнь, он проходит через сложную систему организационных действий (процедур). Совокупность процедур составляют стадии законодательного процесса, т.е.
относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу.
По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.
Рассматривая вопросы законотворческой деятельности в современных условиях, необходимо учесть историческую фабулу развития идеи формирования правового государства и попытки ее практического осуществления. Именно на базе исторического опыта, возможно, высветить основные закономерности законотворческого процесса. Менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных процессов в обществе в рамках правовых норм. Стабильность общества - гарантия его процветания, соответственно, обеспечение этой стабильности - основная цель государства.
Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Эти требования, выработанные в течение веков различными государствами, концентрированно формулируются в отрасли знания, именуемой законодательной техникой. Данная отрасль знания обстоятельно разработана во многих цивилизованных странах.
Цель данной работы - проанализировать теоретические основы законотворческого процесса и показать их практическое применение.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть понятие законотворчества;
- рассмотреть стадии законотворческого процесса;
- рассмотреть современные проблемы законотворчества
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются основные понятия о законотворческом процесса. Во второй главе детально рассказано о каждой стадии законотворческого процесса. Третья глава посвящена современным проблемам законотворчества.
ГЛАВА I. ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ВЛАСТИ
1.1 Сущность и характеристика законотворчества
В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.
Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.
Говоря о законотворческой деятельности государства, следует обратить внимание на то, что она является частью процесса правообразования. Характеризуя этот процесс, следует отметить, что есть, прежде всего, перевод объективных законов общественного развития на язык решений, облеченный в соответствующую юридическую форму. «Обычно сложившаяся в жизни норма реального поведения предшествует правовым предписаниям. В законе часто закрепляется то, - пишет В.Н.Кудрявцев, - что уже оправдало себя на практике, сформировалось как оптимальная форма поведения»1 .
Согласно традиционной точке зрения, правотворчество - это деятельность государства, направленная на создание юридических норм. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).