Файл: Основные стадии законотворчества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, Президент Приднестровской Молдавской Республики или не менее 15 000 избирателей.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Приднестровской Молдавской Республики, депутатам Верховного Совета, Правительству Приднестровской Молдавской Республики, Прокурору Приднестровской Молдавской Республики, Уполномоченному по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике, районным и городским Советам народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики.

Право законодательной инициативы также принадлежит Конституционному, Верховному и Арбитражному судам Приднестровской Молдавской Республики по вопросам их ведения, республиканским объединениям профессиональных союзов по трудовым и социально-экономическим вопросам.

Субъекты права законодательной инициативы участвуют в законотворческом процессе в Верховном Совете на всех его стадиях (за исключением голосования) на равных основаниях и не могут быть в этом ограничены, если иное прямо не предусмотрено Конституцией1.

2.2 Обсуждение законотворчества



Поступивший в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики законопроект направляется в соответствующий комитет, который назначается ответственным по данному законопроекту. Одновременно законопроект направляется всем субъектам законодательной инициативы для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний. Ответственный комитет на основании поступивших от субъектов законодательной инициативы отзывов готовит заключения к законопроектам с предложениями и замечаниями, оформленными в виде поправок.

При рассмотрении законопроекта в ответственном комитете (комиссии) изучаются заключения по нему субъектов права законодательной инициативы, а также комитетов (комиссий) Верховного Совета, которые при подготовке законопроекта к рассмотрению в первом чтении должны содержать общую оценку законопроекта и его концепции, а также одну из следующих рекомендаций:

а) принять законопроект в предложенной редакции;

б) принять законопроект с учетом высказанных предложений и замечаний;

в) рекомендовать один из законопроектов в качестве основного (в случае если подготовлено несколько законопроектов по одному и тому же вопросу (в том числе альтернативных));

г) отклонить законопроект (с мотивированным обоснованием отклонения).1

Обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Верховном Совете с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение
1.

Это самая объемная стадия законодательного процесса, предполагающая работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в комитетах (комиссиях). Организуется она в разных сочетаниях.

Законопроекты Верховный Совет рассматривает в двух чтениях, если законодательством и настоящим Регламентом не предусмотрено иное, при этом рассмотрение законопроектов в разных чтениях проводится на разных заседаниях Верховного Совета, не приходящихся на один и тот же день.

Верховный Совет вправе в отношении конкретного законопроекта принять решение:

а) о его рассмотрении в трех чтениях;

б) о его рассмотрении в первом и втором чтениях в течение одного заседания в отношении проектов законов о внесении изменений и дополнений в ранее принятые законы, а также проектов постановлений Верховного Совета, если не поступило ни одного возражения против такого принятия закона, постановления Верховного Совета от субъектов права законодательной инициативы, при том, что они получили данный законопроект для ознакомления в течение установленного срока перед его рассмотрением Верховным Советом;

в) о возвращении к любому предыдущему чтению на любом этапе рассмотрения законопроекта в Верховном Совете.

Решения по этим вопросам принимаются соответствующим большинством голосов, необходимым для принятия данного законопроекта2.

Смысл первого чтения законопроекта заключается в том, чтобы решить, нужен ли вообще такой закон. Члены Верховного Совета, заслушав обычно доклад инициатора законопроекта, должны определиться в том, существует ли по предмету законопроекта пробел в законодательстве, страдает ли существующее законодательное регулирование данного предмета (если оно есть) какими-то дефектами, влекущими отрицательными последствиями. Кроме того, надо с этой точки зрения оценить основную идею или, еще лучше, концепцию законопроекта: решит ли будущий закон и насколько удачно проблему, наличие которой признается. Если, по мнению большинства членов палаты, ответ хотя бы на один из двух приведенных вопросов – отрицательный, законопроект отклоняется и дальнейшему обсуждению не подлежит. Если ответы на оба эти вопроса – положительные, хотя бы и с оговорками, законопроект принимается в первом чтении и подлежит дальнейшей разработке. Для этого председатель палаты или сама палата передают проект в соответствующий комитет (комиссию) или создают для него специальный комитет (комиссию). Впрочем, иногда комитет (комиссия) рассматривают законопроект еще до его первого чтения на пленарном заседании палаты.



До принятия в первом чтении инициатор проекта обычно может его в любое время отозвать.

При втором чтении законопроекта в Верховном Совете с докладом выступает председатель или иной депутат ответственного комитета. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступает представитель субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект.

Председательствующий выясняет, имеются ли возражения инициатора законопроекта либо других субъектов права законодательной инициативы по поводу поправок, одобренных комитетом при доработке законопроекта. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, в течение 3 (трех) минут, обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего проводится голосование об одобрении или отклонении данной поправки. Если возражений не имеется, все поправки, рекомендованные к принятию, голосуются одновременно. Поправки по опечаткам и знакам препинания, а также поправки, не прошедшие обсуждение в ответственном комитете, на голосование не ставятся1.

Второе чтение означает обсуждение проекта по существу, включая любые его детали. Оно проводится зачастую по докладу комитета (комиссии), работавшего с проектом. Здесь может выявиться, что какую-то часть сторонников идеи законопроекта не устраивают содержащиеся в нем отдельные принципиальные решения, изменение которых, однако, рушит всю его конструкцию. В таком случае вполне возможно отклонение законопроекта во втором чтении и прекращение всякой работы над ним. Но если такого не случилось, то на данной стадии обсуждаются внесенные заранее поправки к тексту.

Необходимо подчеркнуть, что регламенты весьма часто требуют представления поправок в письменном виде и заранее, чтобы комитет или комиссия, работающие над проектом, а также другие парламентарии могли получить их своевременно, иметь возможность спокойно изучить их и выработать к ним свое отношение. Поэтому, например, во Франции установлено, что поправки должны представляться не позднее чем за 8 дней до обсуждения законопроекта. Право парламентариев вносить поправки естественно вытекает из права законодательной инициативы и соответственно носит индивидуальный или коллективный характер. Время для обсуждения
поправок устанавливается обычно краткое, например в США, Франции не более 5 минут.

В третьем чтении законопроект обсуждается уже в целом, со всеми принятыми ранее поправками. Новые поправки уже не допускаются, за исключением разве что чисто редакционных. Законопроект и здесь может быть отклонен голосованием (например, если часть его сторонников не может согласиться с тем, что их поправки оказались отклонены). Чаще всего это бывает в случае, если он просто не собрал требуемого повышенного большинства голосов. Но если необходимое большинство получено, законопроект (или закон – зависит от конституционное определения) считается принятым или одобренным палатой.

При третьем чтении законопроекта с докладом выступает председатель или иной депутат ответственного комитета. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, о подготовленных сопутствующих законопроектах и о результатах их рассмотрения. Затем выступает представитель субъекта права законодательной инициативы, внесшего основной законопроект.

Председательствующий выясняет, имеются ли возражения комитетов, депутатов, фракций, депутатских групп и межфракционных депутатских групп, инициатора основного законопроекта по поводу сопутствующих законопроектов, предлагаемых ответственным комитетом (ответственной комиссией) при подготовке основного законопроекта к рассмотрению в третьем чтении. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, в течение 3 (трех) минут, обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего проводится голосование о принятии сопутствующего законопроекта (сопутствующих законопроектов) или о его (их) отклонении1.

Работа комитета (комиссии) завершается составлением письменного доклада. От позиции, которую выразит в своем докладе комитет (комиссия), во многом будет определяться судьба законопроекта. Поскольку при этом вполне возможны разногласия между членами комитета (комиссии), во многих странах предусматриваются меры по обеспечению прав меньшинства. В палате представителей Конгресса США, в палатах итальянского Парламента меньшинство комитета (комиссии) может подготовить отдельный доклад и назначить своего докладчика.

Прекращение обсуждения подлежит оформлению. Инициатива может исходить от депутата, группы депутатов или председателя палаты. В большинстве парламентов это решает простое большинство присутствующих членов палаты
1.