Файл: Основные стадии законотворчества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- проведение сравнительного анализа предлагаемого законопроекта с аналогичными прошлыми или ныне действующими отечественными и зарубежными актами;

- возможной постановки специальных экспериментов для выработки наиболее эффективной формы правового воздействия на регулируемые отношения;

- определения взаимодействия проектируемого закона с существующей правовой системой в целом; и, как следствие, совершенствование процедуры

создания закона2.

Естественно нужно исходить из того, что творчество законодательных актов должно брать начало из общепризнанных принципов права (но, следует учитывать, что в различных правовых системах различается и само понятие принципа права: так, понятие справедливости можно рассматривать только в связи с определённым моментом определённой эпохи, мусульманское право рассматривает непререкаемость божественных норм шариата и т.д. и т.п.).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно определить круг требований, предъявляемых к законодательной технике и условно их свести к нижеследующим позициям:

- максимально возможная ясность текста самой нормы;

- единство терминологии, использование общепризнанных терминов;

- включение в один нормативный акт только однородного материала;

- издание в разных актах норм материального и процессуального права;

- деление нормативных актов на статьи, абзацы,

пункты (кодифицированные акты на разделы, главы);

- нормы формулируются по следующим приёмам:

абстрактный (совокупность обобщённых понятий); казуистический (перечисление конкретных обстоятельств); прямой (содержание в одной статье); отсылочный (отсылка к другим нормам); бланкетный (элементы нормы содержатся в разных статьях).

Как видно из указанного перечня требований процедура конструирования закона является достаточно кропотливой и трудоёмкой творческой работой. Выполнение которой для неподготовленного человека представляется явно трудноразрешимой задачей. Исходя из этого, можно выделить основные направления для решения данной проблемы.

В первую очередь определить предмет правового регулирования для исключения возможных пробелов в действующем законодательстве и недопустимости коллизии.

Вторым необходимым аспектом
для решения данной задачи является привлечение к законопроектной работе не только учёных-юристов, но и учёных, работающих в различных областях знаний.

В-третьих, немаловажное значение имеет изучение мирового опыта аналогичного правового регулирования.

И, конечно же, самым главным на наш взгляд представляется необходимость в подготовке специалистов знающих не просто процедуру подготовки закона, а свободно владеющих вопросами законодательной техники, умеющих конструировать закон.

В свою очередь недооценка законодательной техники или её полнейшее игнорирование может породить великое множество законодательных ошибок и привести к неверному правопониманию, коллизии правовых норм и как следствие к нарушению законности. Более того, одна ошибка в законе может повлечь много ошибок в подзаконных нормативных актах, что в свою очередь приведёт к ошибкам при применении этих актов.


Заключение



Подытожив все изложенное выше, процесс законотворчества - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных выражающих общественные потребности законов может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.

Так для чего же нудно законотворчество? Появление законотворчества на свет имеет длинную историю. Еще со времен первобытнообщинного строя люди подчинялись законам. Законам природы, законам общины, законам общества, в котором они существовали, которые выражались в запретах, наказаниях за содеянное, поощрениях за заслуги и т.д. В то время законотворчество основывалось на религии, страхе перед неизвестным, но все равно, это и есть «зарождение» законотворчества. Основными законодателями в то время были шаманы, колдуны, старейшины племени. Естественно, изданные ими «законы» были больше направлены на выгоду для себя, чем на благосостояние общины, но все же это были законы.

В настоящее время все кардинально изменилось. Законы, издаваемые законодательными органами, преследует другие цели. Главной из которых является защита интересов и прав гражданина данной страны. Она выражается в различных формах, но суть одна. Любой законодательный орган должен прежде всего направлять свою деятельность на улучшение, установление стабильности и гарантий общества, а не на обогащение и извлечение личной выгоды для себя, используя данную ему власть.

Жизнеспособность законов обеспечивается множеством компонентов. Их необходимо подвергнуть глубокому анализу, чтобы определить наиболее уязвимые места в процессе подготовки и реализации законов.
Во-первых, необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным разработка проекта группой ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие законопроекты на всенародное обсуждение, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в законопроекте.


Серьезной проблемой является неоправданная федеральная законотворческая активность. Многие законы изменяются и дополняются уже через несколько месяцев или даже недель после их принятия. Причина происходящего - вовсе не в изменчивой социальной практике, как утверждают некоторые, а в изначально заниженных требованиях к принимаемым законопроектам. В результате их применения обнаруживается множество «дыр», которые приходится немедленно «штопать».

Другая проблема – это модельная сбалансированность запретительных и разрешительных норм в нашем законодательстве, а также законов и подзаконных нормативных актов. Необходимо конституционно установить круг вопросов общеправового характера, который должен регулироваться исключительно на законодательном уровне, уточнить систему государственных органов, обладающих правом законодательствовать.

Среди всех проблем законотворчества наиболее остро встает проблема исполнения законов.

Многие законы, которые создаются с огромными интеллектуальными и психологическими затратами не работают, парализуя всю правовую систему, все три власти – законодательная, исполнительная и судебная – должны сосредоточиться именно на реализации принятых решений.

Естественно, перечисленный перечень трудностей законотворческого процесса не является исчерпывающим. Необходимо глубокое научное исследование этих вопросов, разработка его на основе практических мер по совершенствованию законотворческого процесса.

Но несмотря на все существующие проблемы, законотворчество было, есть и будет, т.к. взаимоотношения между субъектами общества не могут просто взять и исчезнуть, и для урегулирования этих отношений необходимы определенные правила, нормы. Именно по этому, правотворчество имеет право на существование. Законы будут создаваться для общества и изменяться вместе с ним.

Развитие любого общества подразумевает наличие определенных проблем, в этом случае, законотворчество необходимо для справедливого урегулирования этих проблем, следовательно, пока существует общество, будет существовать законотворчество.

Закон, если даже он воплощает насущные интересы, не будет работать автоматически. Для его реализации требуется особый механизм, который начинает действовать на организационном этапе. Только так государство может воздействовать на государственный механизм и
общество в целом с целью установления отношений, предписанных законом.





Библиография


I Официальные документы и нормативные материалы

1.1 Конституция Приднестровской Молдавской Республики, принята на всенародном референдуме 24 декабря 1995 г., подписана Президентом Приднестровской Молдавской Республики 17 января 1996 г. с изменениями и дополнениями, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 30 июня 2000 г. № 310-КЗИД (газета «Приднестровье» от 12 июля 2000 года, 13 июля 2000 года № 132-133); от 13 июля 2005 года № 593-КЗИД-Ш (САЗ 05-29); от 10 февраля 2006 года № 1 КЗИД-IV (САЗ 06-7); от 4 июля 2011 года № 94 КЗИД-V (САЗ 11-27), от 19 мая 2016 года (САЗ 16-20), от 2 июня 2016 года (САЗ 16-22).

1.2 Регламент Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики от 4 февраля 2021 года № 6-З-VII (САЗ 21-5) принятый Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 20 января 2021 года.

1.3 Конституционный закон о внесении изменений и дополнений в конституцию Приднестровской Молдавской Республики от 30.07.2000г.

II Научная и методическая литература, учебные и практические пособия, учебники, материалы периодической печати

2.1 Теория государства и права: учебник Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004 – С.70

2.2 Комментарий к Конституции РФ / Ю.В. Кудрявцев. – М.: Фонд «Правовая культура», 2006 – С. 128

2.3 Теория государства и права. Курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2002 – С. 369

2.4 Теория государства и права Л.А.Морозова 4-ое издание – С.226

2.5 Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности / Государство и право. 1994, №3. С.4.

2.6 Законодательная техника: Научно-практическое пособие. Ю.А.Тихомиров – М. 2000. С. 8-9.

2.7 Юридическая энциклопедия / Отв.ред. Б.Н.Топорнин. М. 2001, С.325

2.8 Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие / Васильев. М. 2000. С. 93.

2.9 Правотворчество: Теория и законодательная техника / А. Нашиц – М.: Издательство «Прогресс», 1974.

2.10 Керимов Д.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. – М.,1998. С.8
III Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

3.1 Официальный сайт Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.vspmr.org

3.2