Файл: Реферат по дисциплине Основы гетерогенного катализа и производства катализаторов.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отложения кокса являются основной причиной снижения активности катализатора. Коксование можно ограничить ведением процесса при минимально возможной температуре, достаточно высоком парциальном давлении водорода и оптимальной объемной скорости подачи сырья.
5.Активация катализатора
Сульфидная форма катализаторов более активна, чем оксидная. Сульфидные катализаторы способны одновременно ускорять реакции гидродесульфидирования и гидродеазотирования сернистых и азотистых соединений углеводородного сырья, гидрирования олефинов и ароматики, изомеризацию алканов и циклоалканов. В сочетании с нечувствительностью к отравляющему действию сернистых и азотистых соединений это имеет важное значение, так как не требуется специальной подготовки сырья. Возрастание объемов промышленного применения сульфидных катализаторов объясняется также необходимостью углубления переработки нефти и вовлечение в пере- работку остаточного и тяжелого сырья, а также дистиллятов вторичного происхождения. В процессе гидроочистки под действием образующегося сероводорода оксиды металлов переходят в сульфиды. Однако, наряду с увеличением активности катализаторов в основных реакциях, возрастает их активность и в реакциях уплотнения.
Катализаторы в сульфидной форме являются пирофорными, и их хранение, загрузка связаны с опасностью самовозгорания, поэтому потребителю поставляются катализаторы с активными металлами в окисленном состоянии. Перевод оксидов гидрирующих металлов в сульфиды проводится непосредственно в реакторах промышленных установок. Цель операции сульфидирования заключается в повышении активности, селективности и стабильности катализаторов формированием активных центров - сульфидов металлов строго определенного состава и структуры.
При сульфировании протекают следующие реакции:
MoO3 + 2H2S + H2 MoS2 + 3H2O (2.1)
3NiO + 2H2S + H2 Ni3S2 + 3H2O (2.2)
Сульфидирование производится прямогонной фракцией дизельного топлива, обогащенной сульфидирующим агентом, в качестве которого используется третичный дибутилполисульфид (ТБПС) «SulfrZol-54».
Дизельная фракция используется для предварительного смачивания катализатора и более равномерного распределения сульфидирующего агента по слою катализатора.
В процессе эксплуатации катализатора может происходить частичное его рассернение под воздействием водородсодержащего газа. Переход высших сульфидов металлов в низшие можно рассматривать как положительное явление, поскольку низшие сульфиды обладают более высокой гидрирующей активностью. Однако верхние слои катализатора, работающие в условиях дефицита сероводорода, способны к восстановлению гидрирующих компонентов до металлической формы и полной потери активности (восстановление происходит при более низкой температуре, чем гидрогенолиз). В результате на верхней поверхности катализаторного слоя иногда образуются плотные корки коксовых отложений.
6. Деактивация катализатора
В процессе эксплуатации активность катализатора снижается. К падению активности приводит:
- повышение температуры, в результате чего снижается выход продукта, увеличивается коксо- и газообразование;
- изменение состава катализатора, например при температуре 760 0C активный оксид никеля на оксиде алюминия превращается в неактивный алюминат никеля, происходит спекание катализатора, снижение его активной поверхности;
- потеря активного компонента (при температуре около 600 0C оксид молибдена испаряется);
- недостаточная скорость десорбции продуктов с поверхности катализатора при снижении парциального давления водорода.
Поэтому периодически, один раз в два года, проводят регенерацию катализатора, в результате которой выжигается кокс и сера, отложившиеся на катализаторе, и активность катализатора восстанавливается.
Постепенно катализатор «стареет» за счет адсорбции на его поверхности металлорганических и других веществ, блокирующих активные центры, каталитическая активность снижается, и катализатор меняют на новый.
8. Регенерация катализатора
Регенерацию катализатора осуществляют окислительным выжигом кокса при температуре до 550 0C. Выбор способа регенерации (газо-воздушная или паровоздушная) зависит от состава катализатора. Катализаторы, в состав которых входят цеолиты, нельзя подвергать паровоздушной регенерации, так как она приводит к аморфизации и разрушению последних.
Наряду с коксом на поверхности катализатора удерживается некоторое количество высокомолекулярных соединений, относительно богатых водородом. В результате при подаче газо-воздушной смеси наблюдаются вспышки на поверхности катализатора с подъемом температуры до 600 0C. При этом происходит частичная возгонка молибдена и разрушение частиц катализатора. Для предотвращения вспышек иногда используют экстракцию этих соединений дистиллятными нефтепродуктами. Десорбция остатков растворителя осуществляется циркуляцией ВСГ при 400-420 0С.
Активность катализатора зависит также от дисперсности гидрирующей составляющей: чем она более дисперсна, тем эффективнее катализатор. В лучших катализаторах сульфидное биметаллическое соединение Ni(Co)-Mo(W)-S не обнаруживается лучшими микроскопами (5-10 ?). Достижение столь высокой дисперсности является основной проблемой приготовления катализаторов. Для этого разработана пропиточная технология, которая обеспечивает повышенную активность и стабильность катализаторов.
9. Способы получения катализаторов гидрообессеривания
Известен способ приготовления катализатора обессеривания, содержащего 0,1-20% металла VIВ группы (Мо), 0,1-10% металла VIII группы и неорганического носителя: Al2O3, кристаллический алюмосиликат и др. Сначала готовят совместный экструдат части расчетного количества металла VIII группы, преимущественно Со, в виде соли металла и второго компонента неорганического носителя. Металл VI группы на первом этапе не вводят. Затем осуществляют пропитку полученного экструдата соединениями металла VI группы и оставшимся количество соединений металла VIII группы. Перед пропиткой прокаливают экструдат при температуре 93-316oС 2 часа и при температуре 371-649oС в токе воздуха еще 0,5-10 ч. Если носителем служит кристаллический алюмосиликат, то температура прокаливания ?538oС. После пропитки каталитическую композицию сушат и прокаливают при температуре 427-760oС. В зависимости от предполагаемой области применения в каталитическую композицию вводят соединения серы (0,5-8% серы в расчете на элементарное основание), а также галоген в расчете 0,1-3,5 мас. от общей массы катализатора.Недостатком известного способа является сложность технического решения.
Известен способ приготовления катализатора гидроочистки содержащего Al2O3 (в качестве носителя), соединения Ti, Мо (и Al). Процесс включает несколько последовательных стадий: пропитку носителя водным раствором, содержащим 0,01-4 моль/л Ti (водные растворы TiCl4, TiOCl2); нагревание носителя при температуре 20-200oС в течение 0,5-100 ч для удаления воды до содержания <20% пропитывание носителя водным раствором, содержащим 0,005-2 моль/л Мо (водные растворы МоСl5, MoF6, MoOCl3); повторное нагревание для удаления воды; обжиг материала при температуре 200-800oС в течение 1-10 часов; контакт состава после обжига с S-содержащим соединением для образования небольших количеств сульфида молибдена. Водные растворы титана и молибдена дополнительно могут содержать соединение алюминия. Полученный катализатор содержит 0,1-10% титана и 0,1-10% молибдена и имеет удельную поверхность 20-350 мг/г. Процесс может быть модифицирован объединением 1 и 3 стадии, при этом носитель обрабатывается водным раствором, содержащим одновременно соединения Ti и Мо. Недостатком известного способа является сложность технического решения и большое количество сточных вод.
Известен способ получения катализатора для гидропроцессов, содержащего оксиды алюминия и бора. Готовят гель Al
2O3 или Al(OH)3 и B2O3 гидролизом совместных водных растворов органических солей или алкоголятов алюминия и соединений бора (Н3BO3). Гель отфильтровывают, промывают дистиллированной водой и сушат при 100-300oС в течение времени от нескольких минут до 48 часов, после чего с целью увеличения размера пор выдерживают в дистиллированной воде, снова промывают, отфильтровывают, промывают, сушат 1-24 часа при 150-250oС, затем формуют (или гранулируют) и вновь сушат. Недостатком известного способа является сложность технического режима и большое количество сточных вод.
Известен также способ приготовления катализатора для гидроочистки бензол-толуол-ксилольной фракцией пироконденсатов, который включает пропитку алюмооксидсодержащего сферического носителя аммиачным водным раствором нитрата никеля и молибдата аммония при соотношении компонентов в растворе, с последующей сушкой и прокаливанием при 500oС
Недостатком известного способа является сложность технического решения, связанная с предварительным вакуумированием носителя, требуется очистка и утилизация сточных вод.
Заключение
Гидрогенизационные процессы (гидрообессеривание) в современной нефтепереработке занимают одно из ведущих мест, поскольку позволяют решать важнейшие задачи. Среди этих процессов по объему производства первенство принадлежит гидроочистке. Особое значение процесс приобрел в последние годы в связи с резким ужесточением экологических требований ко всем видам топлива. В связи с разработкой современных катализаторов, чувствительных к ядам, повысились требования к сырью каталитических процессов. Основными задачами в области гидроочистки, как и других каталитических процессов, является разработка эффективных катализаторов, позволяющих максимально удалять нежелательные компоненты (серосодержащие соединения), сократить возможность протекания реакций гидрокрекинга, а также проектирование оборудования, позволяющего работать в условиях высоких давлений (7-10 МПа).
Список литературы
1. Старцев А.Н. Сульфидные катализаторы гидроочистки :синтез, структура, свойства / А.Н. Старцев ; Ин-т катализа им. Г.К. Борескова. Новосибирск : Академическое изд-во «Гео». 2007.-206 с
2. Н.Н. Томина, А.А. Пимерзин, И.К. Моисеев Рос. хим. ж. (Ж. Рос. хим. об-ва им. Д.И. Менделеева), 2008, т. LII, № 4.- 12с.
3. Солодова Н.Л., Терентьева Н.А. Гидроочистка топлив: учебное пособие Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008.-63 с.
3. Лебедев Н.Н. Химия и технология основного органического и нефтехимического синтеза: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп.-М. Химия, 1988.-592 с.
4. Суханов В.П. Каталитические процессы в нефтепереработке/ В.П. Суханов. - М.: Химия, 1973.-416 с.