Файл: Курсовая работа по дисциплине Математические методы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание с.

Введение 5

1 Теоретические основы разрабатываемой темы 6

1.1 Основные понятия и определения задач линейного программирования 6

1.2 Методы решения задач линейного программирования 7

2. Практическая часть разрабатываемой темы 13

2.1 Постановка задачи 13

2.2 Математическая модель задачи 13

2.3 Расчетная часть задания, выполненная аналитически 16

2.4 Результаты выполнения задания средствами Microsoft Excel 19

2.5 Результаты выполнения задания средствами математического пакета Maple 11 20

Заключение 21

Список использованных источников 22



Введение


Курсовая работа по дисциплине «Математические методы» предусмотрена программой по специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».

Курсовая работа – это самостоятельная учебная научно-методическая работа, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана. Имеет целью развитие навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины [1].

Основной целью курсовой работы является применение задачи линейного программирования в реальных жизненных ситуациях и такие задачи как:

  • решение задачи линейного программирования;

  • закрепление полученных теоретических знаний и практические умений;

  • формирование умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов.

Курсовая работы была выполнена по результатам практики по профилю специальности, которая была пройдена в Открытом Акционерном Обществе «Нефтекамский автомобильный завод»(ОАО «НефАЗ»), цехе №8 «Сборки, сварки и покраски прицепов, полуприцепов и цистерн».

Для раскрытия темы курсовой работы необходимо выполнить анализ предметной области, составить постановку задачи, составить математическую модель, описать методы решения задач, выбрать и описать программные средства, решить задачи линейного программирования и проанализировать полученные результаты.

1 Теоретические основы разрабатываемой темы

1.1 Основные понятия и определения задач линейного программирования




Линейное программирование — математическая дисциплина, посвящённая теории и методам решения экстремальных задач на множествах -мерного векторного пространства, задаваемых системами линейных уравнений и неравенств.

Линейное программирование – является частным случаем выпуклого программирования, которое в свою очередь является частным случаем математического программирования. Линейное программирование – основа нескольких методов решения задач целочисленного и нелинейного программирования. Одним из обобщений линейного программирования является дробно-линейное программирование.

Задача линейного программирования – это выбор из множества допустимых планов наиболее выгодного (оптимального).

Каждая задача линейного программирования включает в себя целевую функцию, систему ограничений и допустимый(оптимальный) план, условие и др.

Целевая функция – это функция, связывающая цель (оптимизируемую переменную) с управляемыми переменными в задаче оптимизации.

В широком смысле целевая функция есть математическое выражение некоторого критерия качества одного объекта(решения, процесса и т.д.) в сравнении с другим. Примером критерия в теории статистических решений является среднеквадратический критерий точности аппроксимации. Цель – найти такие оценки, при которых целевая функция достигает максимума (минимума).

Система ограничений – это совокупность ограничений, которым целевая функция должна удовлетворять в ходе всего решения задачи. Систему ограничений накладывают непосредственно при создании самой задачи линейного программирования.

Базисные переменные(БП) –

Свободные члены(СЧ) –

Сущность линейного программирования состоит в нахождении точек наибольшего или наименьшего значения некоторой функции при определенном наборе ограничений, налагаемых на аргументы и образующих систему ограничений, которая имеет, как правило, бесконечное множество решений.

Каждая совокупность значений переменных, которые удовлетворяют системе ограничений, называется допустимым планом задачи линейного программирования. [2]

1.2 Методы решения задач линейного программирования



Математическое моделирование в исследовании операций является, с одной стороны, очень важным и сложным, а с другой — практически не поддающимся научной формализации процессом. Заметим, что неоднократно предпринимавшиеся попытки выделить общие принципы создания математических моделей приводили либо к декларированию рекомендаций самого общего характера, трудно приложимых для решения конкретных проблем, либо, наоборот, к появлению рецептов, применимых в действительности только к узкому кругу задач. Поэтому более полезным представляется знакомство с техникой математического моделирования на конкретных примерах. [3]

Задачи линейного программирования можно решить следующими методами:

  • алгоритмом Флойда;

  • алгоритм Дейкстры на графах;

  • графический метод;

  • метод симплекс-таблиц и др.

Алгоритм решения задач линейного программирования методом Дейкстры на графах.

В простейшей реализации для хранения чисел d[i] можно использовать массив чисел, а для хранения принадлежности элемента множеству U — массив булевых переменных.

В начале алгоритма расстояние для начальной вершины полагается равным нулю, а все остальные расстояния заполняются большим положительным числом (большим максимального возможного пути в графе). Массив флагов заполняется нулями. Затем запускается основной цикл.

На каждом шаге цикла необходимо найти вершину U с минимальным расстоянием и флагом равным нулю. Затем нужно установить в ней флаг в 1 и проверяем все соседние с ней вершины U. Если расстояние больше, чем сумма расстояния до текущей вершины и длины ребра, то необходимо уменьшить его. Цикл завершается, когда флаги всех вершин становятся равны 1, либо когда у всех вершин c флагом 0 . Последний случай возможен тогда и только тогда, когда граф G не связан. [4]

Способом решения задач линейного программирования графическим методом.

Графический метод решения задачи линейного программирования основан на геометрической интерпретации задачи линейного программирования и применяется в основном при решении задач двумерного пространства и только некоторых задач трёхмерного пространства, так как довольно трудно построить многогранник решений, который образуется в результате пересечения полупространств. Задачу пространства размерности больше трёх изобразить графически вообще невозможно.


Пусть задача линейного программирования задана в двумерном пространстве, то есть ограничения содержат две переменные.

Минимальное значение функции определено формулой (1).

(1)

Ограничения представлены формулами (2) и (3).

(2)

и

(3)

Пусть система (2) при условии (3) совместна. Каждое из неравенств из систем (2) и (3) определяет полуплоскость с граничными прямыми представлено формулой(4):

(4)

Линейная функция (1) при фиксированных значениях Z является уравнением прямой линии:

Необходимо построить многоугольник решений системы ограничений (2) и график линейной функции (1) при Z=0. Тогда поставленной задаче линейного программирования можно дать следующую интерпретацию:

Найти точку многоугольника решений, в которой прямая опорная и функция Z при этом достигает минимума.

Значения уменьшаются в направлении вектора , поэтому прямую Z=0 необходимо передвигать параллельно самой себе в направлении вектора N.

Если многоугольник решений ограничен, то прямая дважды становится опорной по отношению к многоугольнику решений (в точках B и E), причём минимальное значение принимает в точке E. Координаты точки необходимо найти, решая систему уравнений прямых DE и EF.

Если же многоугольник решений представляет собой неограниченную многоугольную область, то возможны два случая.

Случай 1. Прямая , передвигаясь в направлении вектора N или противоположно ему, постоянно пересекает многоугольник решений и ни в какой точке не является опорной к нему. В этом случае линейная функция не ограничена на многоугольнике решений как сверху, так и снизу.

Случай 2. Прямая, передвигаясь, всё же становится опорной относительно многоугольника решений. Тогда в зависимости от вида области линейная функция может быть ограниченной сверху и неограниченной снизу, ограниченной снизу и неограниченной сверху, либо ограниченной как снизу, так и сверху.[5]


Для решения данной задачи был выбран наиболее известный и широко применяемый на практике для решения задач линейного программирования является симплекс-метод. Несмотря на то, что симплекс-метод является достаточно эффективным алгоритмом, показавшим хорошие результаты при решении прикладных задач линейного программирования, он является алгоритмом с экспоненциальной сложностью.

Симплексный метод задач линейного программирования основан на переходе от одного опорного плана к другому, при котором значение целевой функции возрастает или убывает. [6]

Перед составлением симплекс-таблицы задача должна быть преобразована, система ограничений приведена к допустимому базисному виду, c помощью которого из целевой функции должны быть исключены базисные переменные как показано на рисунке 1.



Рисунок 1 – Начальное преобразование системы ограничений

Здесь для определенности записи считается, что в качестве базисных переменных можно взять переменные X1, X2, ..., Xr и что при этом b1, b2,..., br ≥ 0 (соответствующее базисное решение является опорным).

Для составления симплекс-таблицы во всех равенствах в условии задачи члены, содержащие переменные, переносятся в левую часть, свободные оставляются справа, т.е. задача записывается в виде системы равенствкак показано на рисунке 2.


Рисунок 2 – Преобразование системы неравенств

Далее эта система оформляется в виде симплекс-таблиц.

Алгоритм перехода к следующей таблице такой:

    • просматривается последняя строка (индексная) таблицы и среди коэффициентов этой строки (исключая столбец свободных членов ) выбирается наименьшее отрицательное число при отыскании max, либо наибольшее положительное при задачи на min. Если такового нет, то исходное базисное решение является оптимальным и данная таблица является последней;

    • просматривается столбец таблицы, отвечающий выбранному отрицательному (положительному) коэффициенту в последней строке- ключевой столбец, и в этом столбце выбираются положительные коэффициенты. Если таковых нет, то целевая функция неограниченна на области допустимых значений переменных и задача решений не имеет;

    • среди выбранных коэффициентов столбца выбирается тот, для которого абсолютная величина отношения соответствующего свободного члена (находящегося в столбце свободных членов) к этому элементу минимальна. Этот коэффициент называется разрешающим, а строка в которой он находится ключевой;

    • в дальнейшем базисная переменная, отвечающая строке разрешающего элемента, должна быть переведена в разряд свободных, а свободная переменная, отвечающая столбцу разрешающего элемента, вводится в число базисных. Строится новая таблица, содержащая новые названия базисных переменных:

    • разделим каждый элемент ключевой строки (исключая столбец свободных членов) на разрешающий элемент и полученные значения запишем в строку с измененной базисной переменной новой симплекс таблицы.

    • строка разрешающего элемента делится на этот элемент и полученная строка записывается в новую таблицу на то же место.

    • в новой таблице все элементы ключевого столбца = 0, кроме разрезающего, он всегда равен 1.

    • столбец, у которого в ключевой строке имеется 0,в новой таблице будет таким же.

    • строка, у которой в ключевом столбце имеется 0, в новой таблице будет такой же.

    • в остальные клетки новой таблицы записывается результат преобразования элементов старой таблицы, как показано на рисунке 3.