Файл: Анализ полномочий органов власти и управления в сфере общего среднего образования.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инновации в жизни школы сегодня в Красноярском крае уже рассматриваются в юридическо-правовой плоскости. На краевом законодательном уровне разработан проект нормативного правового акта (закона края), регламентирующий осуществление в Красноярском крае опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в области общего образования детей и дополнительного профессионального образования. В нем отражены 3 основные идеи в поддержке инноваций:
- ориентация инноваций на четкие результаты;
- адресное финансирование инновационных проектов и программ, доведение денег до школ, реализующих эти программы;
- систематическая поддержка жизнеспособных инноваций.
Следующая задача - сделать этот закон эффективным инструментом развития системы краевого образования. Встает вопрос об изучении и распространении интересных образовательных методов и технологий.
Объемы финансирования проектов в условиях дотационности большинства регионов края обусловлены в значительной мере наполняемостью местных бюджетов и размерами выделяемых на развитие образования федеральных субсидий. В среднем по краю годовой объем финансирования одной школы составляет 1,33 млн. руб. В ходе контроля выявлены проблемы, существенно затрудняющие достижение конечной цели - формирование качественно новых общеобразовательных учреждений. Прежде всего, это недостаточный уровень финансирования для развития материально-технической, учебно-лабораторной и информационной базы школ, о чем докладывалось письмом от 29.06.2011 №А55-3196 ВТ. В этой связи нарастает противоречие между требованиями к качеству образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и имеющимися возможностями (средствами обучения и кадровыми ресурсами) его обеспечения.
Красноярского края и Министерством образования и науки РФ о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету края на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования» в размере 16,1 млн. рублей. На софинансирование мероприятия из краевого бюджета будут направлены средства в размере 106,9 млн. рублей.
Во всех муниципалитетах существует муниципальная система оценки качества образования (табл. 1.1). Красноярское образование может быть высокоэффективным и конкурентоспособным, только если оно будет постоянно идти в авангарде преобразований системы образования.
И своей лидерской позицией Красноярский край доказывает это уже на протяжении многих лет. В крае накоплен большой потенциал, который и сегодня позволяет разрабатывать идеи, еще не реализованные в функционирующих институтах, но которые обеспечат красноярскому образованию будущие практические преимущества.
1.2.3 Анализ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования на примере Администрации Красноярского края, Уярского района, с. Сухоной
В Красноярском крае функционируют свыше тысячи дошкольных образовательных учреждений всех форм собственности.
В Красноярском крае проживает более 257,4 тыс. детей в возрасте до 7 лет, из них 115, 5 тыс. — малыши до 3 лет, 141,9 тыс. — дети в возрасте от 3 до 7 лет.
В крае функционируют свыше тысячи дошкольных образовательных учреждений всех форм собственности почти на 127 тыс. мест. Создано 520 групп кратковременного пребывания при образовательных организациях, которые посещают около 5,5 тыс. детей.
Кроме этого, в крае дошкольное образование реализуется через иные формы:
-
группы кратковременного пребывания при образовательных организациях, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования, которые посещают около 1,3 тыс. детей; -
семейные группы дошкольного образования как структурная единица дошкольной организации. В крае создано 10 таких групп, в которых получают образование 40 детей; -
консультативные пункты для родителей, реализующих образовательные программы дошкольного образования в форме семейного образования. Такие пункты созданы в каждом муниципалитете, услуги в них получают родители более 350 детей.
Кроме того, услугу присмотра и ухода вместе с предшкольной подготовкой в группах кратковременного пребывания при образовательных организациях и иных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам дополнительного образования для детей дошкольного возраста, получают порядка 3,2 тыс. детей.
Всего в Красноярском крае действуют 14 негосударственных дошкольных образовательных организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность. Функционирует 276 частных центра ухода и присмотра (это развивающие центры, располагающиеся в жилых квартирах и в нежилых помещениях), которые посещают свыше 3 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
С 2014 года администрацией Красноярска ведется работа по приобретению у частных детских садов услуги по присмотру и уходу за детьми. Планируется, что 36 муниципальных дошкольных учреждений приобретут данную услугу через проведение открытого конкурса.
Всего в системе дошкольного образования заняты до 34 тыс. человек, из которых 13,7 тыс. — педагогические работники.
В 2021–2022 учебном году сеть общеобразовательных организаций Красноярского края включает:
-
дошкольные государственные (муниципальные) и негосударственные образовательные учреждения — 1033, в них воспитанников в группах полного дня — 132 205 (по состоянию на 01.01.2015); -
муниципальные организации начального, основного и среднего общего образования — 955 (в том числе 13 вечерних школ, 133 филиала), в них учащихся — 292 147 (здесь и далее — по состоянию на 15.10.2014); -
краевые кадетские школы-интернаты, кадетские школы и Мариинские гимназии, краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение «Краевая общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования по работе с одаренными детьми «Школа космонавтики» — 12, в них учащихся — 3 157; -
краевые специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, краевые санаторные школы-интернаты — 40, в них учащихся — 5252; -
краевые вечерние (сменные) общеобразовательные школы — 8 с 6 филиалами, в них учащихся — 2093; -
негосударственные общеобразовательные учреждения — 8, в них учащихся — 838.
В общее число общеобразовательных организаций входит 447 школ, к которым осуществляется ежедневный подвоз 18 393 обучающихся на 687 единицах транспорта.
Система кадетского и женского гимназического образования в Красноярском крае начинает свою историю с 1998 года. Система кадетского и женского гимназического образования включает семь кадетских школ-интернатов, оптимально расположенных на территории края, одну кадетскую школу, две Мариинские женские гимназии, центр дополнительного образования «Честь и Слава Красноярья».
Стратегическая цель политики в области образования в Красноярском крае это повышение доступности качественного образования современного уровня, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона и потребностям граждан.
По моему мнению, приоритетными направлениями развития по уровням и видам образования являются [11]:
-
Система профессионального образования.
Кадровое обеспечение социально-экономического развития края путем создания гибкой системы профессионального образования, являющейся частью проектов и программ регионального развития: создание оптимальной сети учреждений профессионального образования, ориентированной на потребности различных сегментов рынка труда края; координация деятельности системы профессионального образования в соответствии с перспективными кадровыми потребностями работодателей, участие работодателей в разработке и реализации программ целевой подготовки кадров; повышение привлекательности программ профессионального образования, улучшение материально-технического оснащения учреждений профессионального образования; повышение профессионального уровня преподавателей; развитие вузовской науки, способствующее повышению качественного уровня подготовки студентов и решению задач инновационного развития страны; подготовка кадров высшей научной квалификации, в том числе с привлечением частных инвестиций; модернизация краевой государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.
-
Система дошкольного образования.
Повышение доступности и качества дошкольного образования, в том числе через диверсификацию форм дошкольного образования, удовлетворение части спроса на услуги дошкольного образования за счет частных поставщиков услуг, внедрение системы оценки качества дошкольного образования.
Создание новых более 49,5 тыс. мест в организациях, предоставляющих услуги дошкольного образования, включая негосударственные организации, а так же места в группах кратковременного пребывания детей.
-
Система общего образования.
Повышение доступности и качества образования, в том числе переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, внедрение системы оценки качества общего образования, развитие материально-технической базы учреждений общего образования с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий, использование современных информационных и коммуникационных технологий, дистанционных форм обучения. С учетом демографического прогноза планируется увеличение сети городских школ при сокращении количества малочисленных сельских школ: до 2021 г. должно быть построено в дополнение к имеющимся 12 новых зданий школ и 18 зданий для замены действующих аварийных зданий [12].