Файл: Анализ полномочий органов власти и управления в сфере общего среднего образования.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 1 – Стратегические документы в сфере образования
Как показал контекстный анализ действующих стратегических документов в сфере образования на рисунке 1, цели и задачи (проблемы), которые встречаются в этих документах, могут быть разделены на 12 основных групп (кластеров):
-
системные реформы, ориентированные на инновационное развитие;
-
вопросы содержания обучения, стандартов, механизмов обучения;
-
вопросы управления финансовыми ресурсами;
-
кадровые вопросы в системе образования;
-
проблемы поддержки детей с особыми потребностями (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, сирот, из социально-
неблагополучных семей и т.д.);
-
поддержка талантливых детей и молодежи;
-
развитие инфраструктуры системы образования;
-
механизмы мониторинга и оценки;
-
интеграция в международное образовательное пространство;
-
ориентация системы образования на потребности рынка труда;
-
сохранение здоровья обучающихся;
-
образование военнослужащих.
Указанные 12 групп (кластеров) проблем не являются равнозначными. Это позволяет использовать альтернативные способы структурирования проблем, которые и используются в разных стратегических документах в сфере образования.
Общий вывод состоит в том, что у отрасли много стратегических приоритетов, поэтому она не имеет определенных направлений движения, в том числе, в вопросах финансирования тех или иных направлений деятельности. Система непонятна внешнему пользователю: родителям учащихся, экспертному сообществу, органам государственной власти и местного самоуправления. Это усложняет целевое финансирование, подготовку публичной отчетности и создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации (приоритет Стратегии 2021).
Развитие образовательной системы России во многом определяется тем, в какой степени принимаемые законодательные акты и управленческие решения социально и экономически проработаны, выполняются на местах, непосредственно в регионах и муниципалитетах. Анализируя складывающуюся социально-экономическую ситуацию с позиций развития образовательной системы в целом
, можно констатировать, что каждому региону необходимо развивать систему образования с учетом единой государственной политики. При выборе образовательной стратегии и тактики необходимо действоватьообразно своим социально-экономическим, географическим, природно-ресурсным, национально-культурным и другим особенностям. Это является важнейшим фактором развития как в целом социума, его системы образования, так, в частности, и любого образовательного учреждения.
Можно выделить семь основных направлений формирования муниципальной образовательной системы и «опорные точки» развития по каждому направлению[60].
Первое направление – организационно-управленческое. Конкретные организационно-управленческие меры (распределенные по срокам реализации
субъектам-исполнителям) реализуются на двух основных уровнях: уровне образовательной структуры города и уровне отдельных образовательных единиц.
«Опорные точки» первого направления [29]:
-
создание и координация деятельности системы учреждений и городских структур, необходимых для развития муниципальной системы образования; -
переход на программно-целевую модель управления образованием; -
введение адекватных форм управления; -
выработка «формулы взаимодействия» руководителя Центра и руководителей входящих структур; -
отработка системы «отношений ответственной зависимости» в образовательной системе города по принципу делегирования полномочий «сверху вниз», «снизу вверх» и по «горизонтали»;
-
налаживание отношений Центра и педагогических, образовательных и управленческих коллективов для совместных проектно-исследовательских работ, и реализация преобразовательных действий; -
создание (или реорганизация) муниципальных служб образования
(аттестационно-диагностической, информационной и др.).
Второе направление – «рынок образовательных услуг». Данное направление предполагает формирование гибкой инфраструктуры образовательных учреждений, социообразовательной среды, способной создать ситуацию широкого выбора путей, форм и содержания образования с учетом потребностей личности в общем контексте особенностей социально-экономического развития региона.
Третье направление – кадровое обеспечение образовательного пространства (система непрерывного педагогического образования). Это направление вызвано необходимостью приведения кадровой политики в соответствие с потребностями развития сферы образования, создания многоуровневой системы педагогического образования в городе на основе концепции нового содержания. Кадровое обеспечение предполагает многоступенчатое педагогическое образование.
Четвертое направление – социальная поддержка. Данное направление предполагает создание системы социальных гарантий субъектам образовательной системы: детям, образовательным учреждениям и их работникам.
Пятое направление – научно-методическое обеспечение инновационного процесса образования. Данное направление связано с научно-методическим обеспечением инновационных процессов: изучение и «паспортизация» образцов инновационного педагогического опыта, запуск, поддержка и анализ проектных разработок.
Шестое направление – материально-техническое обеспечение. Данное направление предполагает создание необходимой для формирования и развития образовательного пространства материально-технической базы.
Седьмое направление – информатизация образовательного пространства. Направление ориентировано на создание программы информатизации образовательной системы в единую компьютерную информационную сеть с выходом во внешние источники информации.
Процесс стабилизации и развития образования характеризуется переходом на качественно новую ступень в реализации федеральной, региональных и муниципальных программ развития образования, в значительной мере связан с созданием центров развития образования непосредственно на местах, позволяющих учитывать местные особенности при разработке стратегии развития социально-образовательной системы субъектов федерации, муниципалитетов.
Совершенствование управления муниципальной системы образования требует разработки механизма развития и комплекса показателей, которые были бы приняты всеми членами педагогического сообщества. Эти показатели должны быть не только идеальными ориентирами, целями развития системы, но и критериями оценки ее практической эффективности. Функционирование образовательных систем, качественное управление ими происходит в конкретных, предлагаемых реальностью бытийных обстоятельствах, которые бывают не всегда благоприятны.
Таким образом, целью современного управления образованием является создание совокупности социообразовательных условий, позволяющих обеспечить:
а) преемственность развития на основе единства оперативного и долгосрочного планирования, опирающегося на научный прогноз;
б) совокупную методическую, материально-техническую, финансово-экономическую базу развития;
в) рациональную организацию труда участников педагогического процесса, их подготовку, переподготовку при опережающей тенденции обучения управленческого персонала;
г) устойчивое и динамичное функционирование образовательной системы[60].
1.2 Анализ полномочий органов власти и управления
Российской Федерации в сфере образования
1.2.1 Анализ полномочий федеральных государственных органов власти в сфере образования
Анализ условий реформирования образования в России свидетельствует о необходимости упорядочения, прежде всего, системы нормативно-правового регулирования образовательной деятельности и реализации государством политики в области образования. Проиллюстрируем это на рисунке 2.
Правительство РФ
Министерство образования РФ
Государственные органы управления
образованием субъектов РФ
Местные (муниципальные) органы
управления образованием
Федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляю подведомственными им образовательными учреждениями
Дошкольные | | Общеобразовател | | Общеобразовател | | Общеобразовател | | Другие | |
| ьные учреждения | | | ьные учреждения | | учреждения | | ||
| | ьные учреждения | | | | ||||
образователь | | (начального | | | высшего | | осуществляющие | | |
| | начального | | | | ||||
ные | | общего, | | | профессионально | | образовательный | | |
| | профессионально | | | | ||||
учреждения | | основного | | | го, | | процесс | | |
| | го, среднего | | | | ||||
| | общего, среднего | | | послевузовского | | | | |
| | | профессионально | | | | | ||
| | (полного) общего | | | профессионально | | | | |
| | | го образования | | | | | ||
| | | | | |||||
| | образования) | | | го образования | | | | |
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | | |