Файл: Анализ полномочий органов власти и управления в сфере общего среднего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Таким образом, образование – это сложная, многоуровневая и разветвлённая система, участники которой вступают в разнообразные отношения. Поэтому возникает необходимость государственного правового регулирования образовательных отношений. Нормативно-правовые основы педагогической деятельности изложены в ряде законодательных актов, постановлений Правительства РФ, приказов Министерства образования и науки (Минобрнауки) и иных нормативных документах федерального, регионального, и муниципального уровня, а также в локальных актах образовательных организаций.

В соответствии с уровнями управления образованием, все нормативные акты можно разделить на федеральные, региональные, муниципальные и локальные.

Самый верхний уровень федеральной нормативно-правовой базы педагогической деятельности в нашей стране – это Конституция РФ. Право граждан РФ на образование закреплено в  ст. 43, согласно которой:

  1. Каждый гражданин имеет право на образование.

  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

 

Следующий уровень – уровень федеральных законов. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.  

Данный закон «устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования» (ст. 1). 


Оба этих акта (Конституция и Федеральный закон) имеют неограниченный срок действия (действующая Конституция принята в 1993 году, а предыдущий закон «Об образовании» просуществовал 20 лет). Наряду с ними в нормативно-правовую базу образования входят и другие акты.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2011-2015 гг.).

Содержание и организацию образовательного процесса регламентируют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), разработанные и периодически перерабатываемые для каждого уровня общего образования (начального, основного, полного).

ФГОС конкретизируются в примерных основных и предметных образовательных программах.

Ознакомиться с ФГОС общего образования и примерными образовательными программами можно на официальном сайте Минобрнауки и на сайте «Федеральные государственные образовательные стандарты».

К федеральной нормативно-правовой основе профессиональной педагогической деятельности относятся также приказы Минобрнауки и иные нормативные документы, определяющие порядок реализации в системе образования федеральных законов и постановлений Правительства РФ.

Примеры таких нормативных актов:

  1. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  2. Ежегодные приказы об утверждении расписания ЕГЭ.

 

Наряду с федеральными нормативно-правовыми актами в пределах каждого субъекта Российской Федерации действуют региональные нормативные документы. 

Региональные акты размещаются на официальных  сайтах региональных министерств и департаментов образования.

На уровне муниципальных отделов управления образованием разрабатываются и принимаются нормативные акты, имеющие правовую силу в пределах данного города или района.

Наконец, правовое регулирование образовательных отношений осуществляется и внутри образовательных организаций. Для этого служат локальные акты. 

Локальный акт – это правовой документ, основанный на действующих нормах законодательства, принятый в установленном порядке органом управления организации и регулирующий внутриорганизационные отношения.  



К нормативным локальным актам образовательной организации относятсЯ:  

  1. устав образовательной организации – основной локальный акт, регламентирующий её деятельность;  

  2. положения (устанавливают правовой статус структурного подразделения, порядок реализации полномочий); например положение об ученическом совете школы; положение о предметных олимпиадах и т.д.; 

  3. инструкции (определяют порядок  осуществления какой-либо функции, деятельности); например, должностные инструкции работников школы; 

  4. правила (регламентируют отдельные стороны деятельности образовательной организации и участников образовательного процесса); например, правила для учащихся.

 

Многоуровневая система правового регулирования отношений в системе образования позволяет конкретизировать общие положения российского законодательства в форме, доступной для их исполнения на местах, обеспечивает гибкость действующих правовых норм, учёт региональных и местных особенностей образования и реальных условий педагогической деятельности.

Образовательная политика и основные направления модернизации образования в России

Социальная ответственность государства в сфере образования реализуется в его образовательной политике.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» перечислены следующие принципы государственной образовательной политики:

  1. признание приоритетности образования;

  2. обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

  3. гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

  4. единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

  5. создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

  6. светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

  7. свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

  8. обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

  9. автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

  10. демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

  11. недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

  12. сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.


 

Одним из важнейших направлений государственной образовательной политики является модернизация российского образования. 

Модернизация (от англ. modern – обновленный, современный) в широком смысле – процесс изменения чего-либо, в соответствии с современными требованиями.  

Образование должно всегда соответствовать требованиям времени, иначе оно просто не сможет обеспечивать постоянно развивающиеся потребности общества.

Сегодня главная задача модернизации российской системы образования состоит в  обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, семьи, общества и государства. 

Так, в качестве цели Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. заявлено обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.  

Среди частных задач модернизации образования до 2015 года выделяются:

  1. модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

  2. приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

  3. развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Начавшиеся в нашей стране с середины 80-х годов XX века коренные социально-экономические и политические преобразования наибольшее влияние оказали на систему образования. Поначалу попытки «перестроечного» реформирования образовательного пространства, затем – формирование рыночного механизма регулирования общественных отношений, привели к необходимости коренной трансформации как самой системы общего образования, так и управления его развитием. С самого начала общественных преобразований в нашей стране начали создаваться законодательно-правовые,
экономические, административно-управленческие основы развития образовательной системы в условиях перехода общества на рыночные механизмы функционирования экономики и демократическую организацию политической жизни [22].

Дальнейшее развитие реформы государственного и муниципального управления в нашей стране привело в начале XXI века к необходимости создания системы эффективного местного самоуправления, без которого невозможно полноценное гражданское общество. Муниципальный (районный) уровень управления образованием представляет в этом смысле наибольший интерес по нескольким причинам.


Во-первых, на уровне муниципального образования происходит непосредственное управление развитием образования в условиях городского и сельского административного районного подразделения. Именно здесь формируются основные направления конкретной образовательной политики.
Во-вторых, муниципальный уровень управления образованием представляет собой системный элемент регионального образовательного пространства, который, в свою очередь, входит в общеобразовательную систему страны, т.е. муниципальный уровень завершает системный характер федерального образовательного пространства в нашей стране.
В-третьих, в условиях передачи властных полномочий на уровень муниципалитетов управление образованием, со всем организационным и финансово-экономическим обеспечением образовательного процесса, а также кадровая политика в этой области переходят в соответствующую компетенцию. При этом образовательный процесс обязательно осуществляется в рамках общепринятых в стране образовательных стандартов.
Наконец, в-четвертых, вступление нашей страны в мировое образовательное пространство, в том числе в Болонский европейский образовательный процесс, не только не снижает значение муниципального уровня развития образования, но и повышает требования к нему [22].
Рыночная конкуренция, возникшая в нашей стране, позволяет развиваться не только государственным и муниципальным структурам образования, но и создает возможность развития негосударственного образования, являющегося составной частью образования в целом и ставшего объективной реальностью, которую невозможно игнорировать при осуществлении целенаправленной социальной политики российского государства.
При этом, как показывает отечественная практика и зарубежный опыт, негосударственное образование является не случайным и не переходным, а закономерным структурным элементом всей системыобразования. Во многом негосударственное среднее образование также нуждается в регулировании на уровне муниципального района, что иллюстрируется рисунком 1.











ФЦП «Развитие образования»

























Концепция





















































































долгосрочного















































































ДРОНД




социально-


















































































экономическог





























































ФЦПР
















Стратегия













о развития РФ







2021



































































до 2021 года

















































































































































ННШ



























































































ПНПО


















































































































































































ФЦП РЯ















































































ФЦП «Русский язык»






























































Доклад о результатах и
основных

направлениях
деятельности МОН

Приоритетный национальный проект «Образование»

ННШ – Президентская инициатива «Наша новая школа»