Файл: Методическое пособие курс лекций Правила оказания первой помощипо дисциплинам Безопасность жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 479

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1. Правила оказания первой помощи

Перечень состояний для оказания первой помощи:

Алгоритм оказания первой помощи:

2. Признаки жизни и смерти

Определение признаков жизни и смерти:

Что делать нельзя, при оказании первой помощи:

Порядок сообщения при вызове скорой помощи (спасателей):

3. Первая помощь при обмороке

Что нельзя делать при обмороке:

Первая помощь поперхнувшемуся ребенку

Отравления

Общие правила оказания первой помощи при отравлениях

Пищевые отравления

Отравление грибами

Отравление лекарственными препаратами

Отравление кислотами и щелочами

Отравление летучими веществами

Ошибки при оказании первой помощи при отравлениях

1. Первая помощь при ожогах

Термические ожоги

Термическое поражение кипятком

Химические поражения: кислотами, щелочами, перекисью водорода

Солнечный ожог

Электрический ожог

Что при ожогах делать нельзя:

2. Первая помощь при обморожениях

Степени обморожения

Что запрещено делать при обморожении:

1. Укусы членистоногих

Ни в коем случае нельзя пытаться выдавить яд из ранки пальцами: это приведет только к усилению кровотока и более быстрому растеканию яда под кожей

Как правильно удалить клеща?

2. Первая помощь при укусах змей

Признаками укуса змеи могут быть:

Что нельзя делать при укусе ядовитой змеи

3. Первая помощь при укусе животных (собаки)

Определение и виды кровотечений

Капиллярные кровотечения

Венозные кровотечения

Артериальные кровотечения

Смешанное кровотечение

Внутренние кровотечения

Первая помощь при кровотечениях

Общие мероприятия оказания первой помощи при кровотечениях:

Первая помощь при артериальном кровотечении

Первая помощь при венозном кровотечении

Первая помощь при капиллярном кровотечении

Первая помощь при внутреннем кровотечении

Кровотечение из носа

Определение и виды ранений

Первая помощь при ранениях

Ранения головы.

Ранения живота.

Используемый материал для повязок:

2.2. Общие правила наложения бинтовых повязок.

2.3 Типы и назначение бинтовых повязок

Определение и виды механических травм

Первая помощь при механических травмах

Растяжение связок:

Вывих:

Травмы позвоночника

Первая помощь при сдавлении

3. Первая помощь при переломах

4. Транспортная иммобилизация

1. Состояние пострадавшего и сердечно-легочная реанимация

Действия перед оказанием сердечно-легочной реанимации

Сердечно-легочная реанимация

5. Особенности реанимационных мероприятий у детей

1. Инфекционные заболевания, основные понятия и определния

2. Профилактика инфекционных заболеваний

Источники информации

1. Литература

2. Интернет-ресурсы

Сердечно-легочная реанимация

  1. Порядок проведения прекардиального удара


В случае внезапной смерти (особенно после поражения электрическим током) первое, с чего нужно начинать помощь, нанести удар по груди пострадавшего.

  1. Прикрыть двумя пальцами мечевидный отросток. В случае удара по мечевидному отростку он может отломиться от грудной кости и травмировать печень.

  2. Нанести удар кулаком выше своих пальцев, прикрывающих мечевидный отросток.

  3. После удара проверить пульс на сонной артерии. Если после удара пульс не восстановлен, приступить к СЛР.
    1. Правила проведения закрытого массажа сердца


  1. Расположить ладонь выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец был направлен на подбородок или живот пострадавшего.

  2. Переместить центр тяжести на грудную клетку пострадавшего и проводить непрямой массаж сердца прямыми руками.

  3. Надавить на грудную клетку и продавливать ее на 3-4 см с частотой не реже 60 раз в минуту. Каждое следующее нажатие начинайте только после того, как грудная клетка вернется в исходное положение.
    1. Открытие дыхательных путей:


  1. Поместить ладонь своей руки на лоб пострадавшего.

  2. Запрокиньте его голову назад, разогнув ее в шейном отделе позвоночника (этот прием нельзя делать, если есть подозрение на повреждение позвоночника).

  3. Подложить валик под шею.

  4. Разместить пальцы другой руки под подбородком и выдвиньте нижнюю челюсть вверх.

  5. Очистить полость рта.




Рисунок 10.2. Открытие дыхательных путей.



лбу.
    1. Правила проведения ИВЛ:


  1. Откройте дыхательные пути потерпевшего.

  2. Зажмите ноздри пострадавшего пальцами своей руки, находящейся на его




  1. Плотно прижмитесь своим ртом ко рту потерпевшего и сделайте свой

обычный выдох. Сделайте 2 таких искусственных вдоха, следя за подъемом грудной клетки.

  1. После 2 вдохов немедленно начните ЗМС.

  2. Повторяйте циклы «30 компрессий – 2 вдоха» до окончания реанимационных мероприятий.




Рисунок 10.3. Проведение искусственного дыхания


4. Алгоритм базовых реанимационных мероприятий у взрослых


Базовые реанимационные мероприятия (БРМ) это комплекс действий, который может осуществить оказывающий помощь человек без применения лекарственных средств и специального медицинского оборудования.

Он состоит из следующей последовательности действий:

  1. Убедитесь в отсутствии опасности в месте оказания помощи.

  2. Определите наличие сознания у потерпевшего. Для этого прикоснитесь к нему и громко спросите, все ли с ним в порядке.

  1. Если пациент как-то реагирует на обращение, вызовите скорую помощь.

  2. Если пациент без сознания, поверните его на спину, откройте его дыхательные пути и оцените наличие нормального дыхания.

  3. При отсутствии нормального дыхания (не нужно путать его с редкими агональными вздохами) начните ЗМС с частотой 100–120 компрессий в минуту.

  4. Если вы умеете делать ИВЛ, проводите реанимационные мероприятия в сочетании «30 компрессий 2 вдоха».





Рисунок 10.4. Базовые реанимационные мероприятия

5. Особенности реанимационных мероприятий у детей


Последовательность данной реанимации у детей имеет небольшие отличия, которые объясняются особенностями причин развития остановки сердца у этой возрастной группы.

В отличие от взрослых
, у которых внезапная остановка сердца чаще всего связана с сердечной патологией, у детей самыми распространенными причинами клинической смерти являются проблемы с дыханием.

Основные отличия детской реанимации от взрослой:

  1. После выявления ребенка с признаками клинической смерти (без сознания, не дышит, нет пульса на сонных артериях) реанимационные мероприятия нужно начинать с 5 искусственных вдохов.

  2. Соотношение компрессий к искусственной вентиляции легких при проведении реанимации у детей составляет 15 к 2.

  3. Если помощь оказывает 1 человек, скорую помощь нужно вызывать после выполнения реанимационных мероприятий в течение 1 минуты.





Рисунок 10.5. Проведение ЗМС у ребенка

Лекция 11. Инфекционные заболевания и их профилактика


1. Инфекционные заболевания, основные понятия и определния


По отношению к человеку и животным микробы делятся на две основные группы: сапрфитов, живущих и размножающихся во внешней среде, питающихся мертвыми органическими материалами, и не способных обычно вызывать заболевания, и паразитов, при проникновении в организм размножающихся и выбрасывающих яды (токсины).

Инфекционныезаболевания это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов, таких как:

  • патогенные бактерии;

  • вирусы мельчайшие формы, фильтрующиеся через мелкопористые фильтры и видимые только под электронным микроскопом;

  • риккетсии промежуточная форма между бактериями и вирусами;

  • некоторые простейшие одноклеточные животные организмы.

На организм человека действует как сам возбудитель (бактерия, вирус, риккетсия, простейшие, грибок), так и токсины, которые выделяются либо при жизни микроорганизма (экзотоксины), либо в результате его гибели (эндотоксины).

Для того, чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулетностью, то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие.

Пути передачи инфекции:

  1. Контактный путь – это передача инфекции через наружные покровы тела (кожу). При этом возбудитель инфекции передается посредством прикосновения больного со здоровым человеком. Контакт может быть прямым и непрямым (через предметы обихода).

  2. Фекально-оральный способ передачи: возбудитель выделяется вместе с фекалиями зараженного человека, а передача здоровому человеку происходит через рот.

  3. Водныймеханизмпередачи происходит через грязную воду.

  4. Воздушный путь имеет место при инфекциях, в основном, дыхательных путей, который может быть: