Файл: Методическое пособие курс лекций Правила оказания первой помощипо дисциплинам Безопасность жизнедеятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 479
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правила оказания первой помощи
Перечень состояний для оказания первой помощи:
Алгоритм оказания первой помощи:
Определение признаков жизни и смерти:
Что делать нельзя, при оказании первой помощи:
Порядок сообщения при вызове скорой помощи (спасателей):
Что нельзя делать при обмороке:
Первая помощь поперхнувшемуся ребенку
Общие правила оказания первой помощи при отравлениях
Отравление лекарственными препаратами
Отравление кислотами и щелочами
Отравление летучими веществами
Ошибки при оказании первой помощи при отравлениях
Термическое поражение кипятком
Химические поражения: кислотами, щелочами, перекисью водорода
2. Первая помощь при обморожениях
Что запрещено делать при обморожении:
2. Первая помощь при укусах змей
Признаками укуса змеи могут быть:
Что нельзя делать при укусе ядовитой змеи
3. Первая помощь при укусе животных (собаки)
Определение и виды кровотечений
Первая помощь при кровотечениях
Общие мероприятия оказания первой помощи при кровотечениях:
Первая помощь при артериальном кровотечении
Первая помощь при венозном кровотечении
Первая помощь при капиллярном кровотечении
Первая помощь при внутреннем кровотечении
Используемый материал для повязок:
2.2. Общие правила наложения бинтовых повязок.
2.3 Типы и назначение бинтовых повязок
Определение и виды механических травм
Первая помощь при механических травмах
3. Первая помощь при переломах
1. Состояние пострадавшего и сердечно-легочная реанимация
Действия перед оказанием сердечно-легочной реанимации
5. Особенности реанимационных мероприятий у детей
1. Инфекционные заболевания, основные понятия и определния
Сердечно-легочная реанимация
-
Порядок проведения прекардиального удара
В случае внезапной смерти (особенно после поражения электрическим током) первое, с чего нужно начинать помощь, – нанести удар по груди пострадавшего.
-
Прикрыть двумя пальцами мечевидный отросток. В случае удара по мечевидному отростку он может отломиться от грудной кости и травмировать печень. -
Нанести удар кулаком выше своих пальцев, прикрывающих мечевидный отросток. -
После удара проверить пульс на сонной артерии. Если после удара пульс не восстановлен, приступить к СЛР.
-
Правила проведения закрытого массажа сердца
-
Расположить ладонь выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец был направлен на подбородок или живот пострадавшего. -
Переместить центр тяжести на грудную клетку пострадавшего и проводить непрямой массаж сердца прямыми руками. -
Надавить на грудную клетку и продавливать ее на 3-4 см с частотой не реже 60 раз в минуту. Каждое следующее нажатие начинайте только после того, как грудная клетка вернется в исходное положение.
-
Открытие дыхательных путей:
-
Поместить ладонь своей руки на лоб пострадавшего. -
Запрокиньте его голову назад, разогнув ее в шейном отделе позвоночника (этот прием нельзя делать, если есть подозрение на повреждение позвоночника). -
Подложить валик под шею. -
Разместить пальцы другой руки под подбородком и выдвиньте нижнюю челюсть вверх. -
Очистить полость рта.
Рисунок – 10.2. Открытие дыхательных путей.
лбу.
-
Правила проведения ИВЛ:
-
Откройте дыхательные пути потерпевшего. -
Зажмите ноздри пострадавшего пальцами своей руки, находящейся на его
-
Плотно прижмитесь своим ртом ко рту потерпевшего и сделайте свой
обычный выдох. Сделайте 2 таких искусственных вдоха, следя за подъемом грудной клетки.
-
После 2 вдохов немедленно начните ЗМС. -
Повторяйте циклы «30 компрессий – 2 вдоха» до окончания реанимационных мероприятий.
Рисунок – 10.3. Проведение искусственного дыхания
4. Алгоритм базовых реанимационных мероприятий у взрослых
Базовые реанимационные мероприятия (БРМ) – это комплекс действий, который может осуществить оказывающий помощь человек без применения лекарственных средств и специального медицинского оборудования.
Он состоит из следующей последовательности действий:
-
Убедитесь в отсутствии опасности в месте оказания помощи. -
Определите наличие сознания у потерпевшего. Для этого прикоснитесь к нему и громко спросите, все ли с ним в порядке.
-
Если пациент как-то реагирует на обращение, вызовите скорую помощь. -
Если пациент без сознания, поверните его на спину, откройте его дыхательные пути и оцените наличие нормального дыхания. -
При отсутствии нормального дыхания (не нужно путать его с редкими агональными вздохами) начните ЗМС с частотой 100–120 компрессий в минуту. -
Если вы умеете делать ИВЛ, проводите реанимационные мероприятия в сочетании «30 компрессий – 2 вдоха».
Рисунок – 10.4. Базовые реанимационные мероприятия
5. Особенности реанимационных мероприятий у детей
Последовательность данной реанимации у детей имеет небольшие отличия, которые объясняются особенностями причин развития остановки сердца у этой возрастной группы.
В отличие от взрослых
, у которых внезапная остановка сердца чаще всего связана с сердечной патологией, у детей самыми распространенными причинами клинической смерти являются проблемы с дыханием.
Основные отличия детской реанимации от взрослой:
-
После выявления ребенка с признаками клинической смерти (без сознания, не дышит, нет пульса на сонных артериях) реанимационные мероприятия нужно начинать с 5 искусственных вдохов. -
Соотношение компрессий к искусственной вентиляции легких при проведении реанимации у детей составляет 15 к 2. -
Если помощь оказывает 1 человек, скорую помощь нужно вызывать после выполнения реанимационных мероприятий в течение 1 минуты.
Рисунок – 10.5. Проведение ЗМС у ребенка
Лекция 11. Инфекционные заболевания и их профилактика
1. Инфекционные заболевания, основные понятия и определния
По отношению к человеку и животным микробы делятся на две основные группы: сапрфитов, живущих и размножающихся во внешней среде, питающихся мертвыми органическими материалами, и не способных обычно вызывать заболевания, и паразитов, при проникновении в организм размножающихся и выбрасывающих яды (токсины).
Инфекционныезаболевания– это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов, таких как:
-
патогенные бактерии; -
вирусы – мельчайшие формы, фильтрующиеся через мелкопористые фильтры и видимые только под электронным микроскопом; -
риккетсии – промежуточная форма между бактериями и вирусами; -
некоторые простейшие одноклеточные животные организмы.
На организм человека действует как сам возбудитель (бактерия, вирус, риккетсия, простейшие, грибок), так и токсины, которые выделяются либо при жизни микроорганизма (экзотоксины), либо в результате его гибели (эндотоксины).
Для того, чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулетностью, то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие.
Пути передачи инфекции:
-
Контактный путь – это передача инфекции через наружные покровы тела (кожу). При этом возбудитель инфекции передается посредством прикосновения больного со здоровым человеком. Контакт может быть прямым и непрямым (через предметы обихода). -
Фекально-оральный способ передачи: возбудитель выделяется вместе с фекалиями зараженного человека, а передача здоровому человеку происходит через рот. -
Водныймеханизмпередачи происходит через грязную воду. -
Воздушный путь имеет место при инфекциях, в основном, дыхательных путей, который может быть: