ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно таблице 2.2, значительное влияние на достижение учащимися академической успеваемости оказывают такие личностные характеристики учителя как руководство, понимание и помощь [31].
Таким образом, на формирование положительных отношений между учителем и учеником и академической успеваемостью учащихся оказывают следующие качества педагога. Во-первых, это проявление учителем свойств руководителя: с каким энтузиазмом он говорит о своем предмете, ясно излагает мысли, удерживает внимание учащихся, знает все, что происходит в классе и в случае конфликта действует уверенно. Во-вторых, способность учителя понимать учащегося: школьники доверяют учителю и рассказывают ему обо всех своих разногласиях в классе, он способен терпеливо выслушать и объяснить в случае непонимания. И, наконец, ученики уважают учителей, которые оказывают им помощь при выполнении задания, повторяют в случае не понимания материала и отвечают на вопросы, связанные с усвоением пройденного [31].
Для большинства учащихся первое место по степени влияния на интерес к изучаемому предмету занимает манера поведения и стиль общения преподавателя. Второе место занимает такая составляющая имиджа преподавателя как «особенности речи». Третье место отведено внешнему виду преподавателя. На четвертом месте - стиль одежды преподавателя. Особенности мимики и пантомимики преподавателя, по мнению учащихся, наименее значим в аспекте влияния на мотивацию к изучению предмета.
Существенное влияние на успех в обучении школьников оказывает определенный набор личностных характеристик и типов поведения преподавателей. Учащиеся благодарны, когда учителя их активно слушают, демонстрируют заботу, всегда готовы оказать необходимую помощь, поощряют на достижения в обучении, хвалят, проявляют терпение, позволяют принимать решения в классе и уважают их мнение.
Заключение
В стать были рассмотрены сущность и подходы В.В. Бойко, С.Д. Якушевой, В.А. Барановой, В.М. Шепель и др. к пониманию «имиджа», «имиджа учителя». Основываясь на данных дефинициях дано определение собственно выработанных понятий – «имидж» и «педагогический имидж».
Имидж – это образ человека или организации, призванный оказать эмоциональное, психологическое и интеллектуальное воздействие с целью популяризации субъекта (человека или организации)
Педагогический имидж – это символический и динамично изменяющийся образ педагога или организации, создаваемый в сознании обучаемого, коллег, массовом сознании в процессе профессиональной и информационной деятельности.
Анализ данных слагаемых позволяет сделать вывод, что имидж преподавателя является важнейшим компонентом педагогического мастерства. Он обеспечивает процесс профессиональной социализации через образ как представление о себе – к образному представлению себя обществу; от понимания и самопознания себя – к сущностной самоидентификации, далее через процесс самосовершенствования и развития – к самопредъявлению себя обществу.
Итак, образ личности педагога многократно усиливает ее воздействие как на самого имидженосителя, повышая ватерпас педагога-мастера, так и на его потребителя (учащегося, студента, коллегу, родителей), значительно повышая тем самым эффективность взаимодействия.
Подготовка педагогических кадров требует включения и внедрения новых знаний в массив знаний и компетенций будущих педагогов. Особую роль в повышении статуса педагога будет играть новый феномен – педагогический имидж. Кроме того, педагогический имидж выполняет социально-информационную, профессиональную, воспитательную функции, что создает новый потенциал для образовательной деятельности.
Целью педагогического исследования, ход и результаты которого были приведены во второй части данной курсовой работы, являлось определение возможной зависимости влияния имиджа педагога на успешность обучения учащихся.
Для большинства учащихся первое место по степени влияния на интерес к изучаемому предмету занимает манера поведения и стиль общения преподавателя. Второе место занимает такая составляющая имиджа преподавателя как «особенности речи». Третье место отведено внешнему виду преподавателя. На четвертом месте - стиль одежды преподавателя. Особенности мимики и пантомимики преподавателя, по мнению учащихся, наименее значим в аспекте влияния на мотивацию к изучению предмета.
Существенное влияние на успех в обучении школьников оказывает определенный набор личностных характеристик и типов поведения преподавателей. Учащиеся благодарны, когда учителя их активно слушают, демонстрируют заботу, всегда готовы оказать необходимую помощь, поощряют на достижения в обучении, хвалят, проявляют терпение, позволяют принимать решения в классе и уважают их мнение.
Список использованной литературы
-
Аверченко Л.К. Имидж и личностный рост: уч. пос. – Новосибирск, 2009. – 146 с. -
Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2015. - 301, [1] с. -
Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 264 с. -
Астраханцева Е.В. Имидж преподавателя как фактор мотивации учащихся // https://docviewer.yandex.ru/view/0/ -
Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с. -
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. — 472 с. -
Васильчук Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека // Мировая экономика и международные отношения. – М., 1997. – №9. – С. 74-86. -
Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 456 с. -
Гришунина Е.В. Психологические технологии как средство формирования имиджа организации: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. психол. наук: 19.00.13. – М., 1995. – 21 с. -
Исенко С.П. Имидж современного педагога (Программа курса повышения квалификации работников образования) // Методист. – 2016. - №8. – С. 24-31. -
Калюжный, А.А. Педагогическая имиджелогия: учеб. пособие для вузов. – Алматы: Ғылым, 2014. – 199 с. -
Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя.- М.: Владос, 2014. – 394 с. -
Квиллиам С. Тайный язык жеста и взгляда. – М.: Ниола – Пресс, 1998. – 144 с. -
Криксунова И. Создай свой имидж. – СПб.: Лань, 2017. – 315 с. -
Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена: практ. пособие. – М.: Ось-89, 2017. – 304 с.: ил. -
Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2012. – 511 с. -
Кусаметова Г.К. Педагогические особенности формирования имиджа преподавателя в вузе: автореф. дис.... канд. пед. наук: защищена 02.10.10 / [науч. рук. А. А. Калюжный]. – Атырау, 2010. – 25 c. -
Мантыбаева А.К., Жаманкулова А. Имидж учителя и преподавателя вуза: сравнительный аспект // Весник КазНУ. Серия «Педагогические науки». - 2012. - №2. – С. 63-75. -
Манякина Е.И. Политический лидер – процесс формирования имиджа: автореф. дис. ... к. полит. н. – М., 1994. – 24 с. -
Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 2016. – 320 с. -
Ромашкина Р. Ф.Формирование и функционирование имиджа политического лидера: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 1995. -
Усова А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся // Советская педагогика. - 1980. - № 12. - С. 45-48. -
Федоров И.А. Имидж как социально-управленческое программирование: автореф. дис. ... к.с.н. – М.: МГУ, 1996. – 44 c. -
Черепанова В.Н. Курс лекций по имидже-логии: уч. пос. – Тюмень, 2002. – 202 с. -
Черепанова В.Н. Введение в педагогическую имиджелогию. Учебное пособие. / Под ред. Макарени А.А., Самойловой М.И. - 2006. – 194 с. -
Черепанова В.Н. Имидж педагога в реализации гуманистической концепции образования. Культурологические традиции российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия. – Тюмень: ТГУ, 1997. -
Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2012. – 576 с. -
Шерьязданова Х.Т. Программа повышения квалификации педагогов. – Алматы: КазГос-ЖенПУ, 2012. -
Якушева С.Д. Педагогический имидж современного преподавателя высшей школы // Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. (23 ноября 2011 г.). Ч. I. – Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2011. – 112 c. – С. 71-82. -
Birch S.H., Ladd G.W. Children’s interpersonal behaviors and the teacher-child relationship // Develop-mental Psychology, 1986. Pp. 934-946. -
Britt J.E. Teacher-student relationships and student achievement in grades six and seven mathematics. VA, Lynchburg: Liberty University, 2013. 287 p. -
Cornelius-White J. Learner-centered teacher-student relationships are effective: a meta-analysis // Review of Educational Research. 2007. №77. P. 113-143. -
Knoell Christopher M. The role of the student-teacher relationship in the lives of fifth graders: a mixed methods analysis. Lincoln, Nebraska. 2012. 53. Pp. 163-193. -
Parsley K., Corcoran C.A. The classroom teacher's role in preventing school failure // Kappa Delta Pi. 2003. 39(2). Pp. 84-87. -
Pianta R.C., Nimetz, S., Bennett E. Mother-child relationships, teacher-child relationships, and school outcomes in preschool and kindergarten // Early Childhood Research Quarterly, 1997. 12. Pp. 263-280.