ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– эффект нимба, т.е. биоточечное свечение людям, передача им своей эмоциональной и умственной энергии посредством улыбки, манеры двигаться или говорить, жестов, модуляции голоса;
– риторические приемы – логика изложения, сила аргументации, эффект пауз, эмоциональность, выразительность;
– техника флирта, понимаемая как развитие в себе и в других самоуважения путем установления теплых доверительных взаимоотношений [20, с. 211].
Цель коммуникативной механики и флюидного излучения — помочь настроить воспринимающего на позитивное принятие имиджа и установить положительные отношения между людьми.
Имидж не следует отождествлять с педагогическим авторитетом. Педагогический авторитет – это общепризнанное значение педагога в профессиональной деятельности и общественной жизни, основанное на глубоких знаниях, компетенциях, достижениях. Педагогический имидж и авторитет – динамические системы, требующие постоянного развития и подтверждения. Авторитет характеризуется творческой индивидуальностью педагога, его профессиональным почерком. Авторитет подпитывает имидж педагога, а конструирование имиджа способствует завоеванию авторитета. На наш взгляд, авторитет ближе к реальности, имеет более реальные очертания, а имидж – все же создаваемый образ, он может иметь и реальные характеристики, а также содержать легенды.
Все перечисленные выше имидж-технологии смыкаются, по утверждению Н.А. Моревой, на интеллигентности, которая является собирательной характеристикой педагога и выражается в его духовности и благородной мотивации поступков. В слагаемые интеллигентности входят всесторонняя образованность, человеколюбие, разумность поведения. База интеллигентности – гуманитарная культура личности [20, с. 215].
Имидж педагога по С.Д. Якушевой – это интегративное качество личности, синтез интеллектуальной, габитарной, кинетической, речевой, средовой и артистической культуры (таблица 1.3). Слагаемыми имиджа педагога являются:
– интеллектуальная культура – это гибкость мышления, рефлексия и самосознание, связанная с развитием творческого начала и ростом профессионального мастерства личности педагога;
– габитарная (лат. habitus– внешность) культура – это культура личности, включающая в себя индивидуальность, которая определяет цветовую гамму, физические и психофизиологические особенности; стиль
(романтический, спортивный, драматический), устанавливающий индивидуальную креативную характеристику в соответствии с требованиями профессии; моду, отражающую тенденции развития и помогающую педагогу быть современным и признанным в среде коллег и обучающихся;
– речевая культура – личностная культура, развивающаяся на основе принципа объективно существующих связей между языком и познавательными процессами, предполагающая чувство стиля, развитый вкус и эрудицию;
– средовая культура – материальная и социальная (окружение и аксессуары);
– артистическая культура – интегрированное качество личности, осуществляющее единство общей культуры и артистизма, аксиологического и эстетико-этического начала в разнообразных видах профессиональной деятельности и общения
Анализ данных слагаемых позволяет сделать вывод, что имидж является важнейшим компонентом педагогического мастерства. Он обеспечивает процесс профессиональной социализации через образ как представление о себе – к образному представлению себя обществу; от понимания и самопознания себя – к сущностной самоидентификации, далее через процесс самосовершенствования и развития – к самопредъявлению себя обществу [29, с. 77].
Итак, образ личности педагога многократно усиливает ее воздействие как на самого имидженосителя, повышая ватерпас педагога-мастера, так и на его потребителя (учащегося, студента, коллегу, родителей), значительно повышая тем самым эффективность взаимодействия.
Модель имиджа педагога по С.Д. Якушевой – это структурированная совокупность взаимосвязанных компонентов: внутреннего (знания, умения, способности, установки, ценности, самооценка, Я-концепция), внешнего (габитарный, вербальный, кинетический, средовой и овеществленный элементы) и процессуального (стиль руководства и стиль общения), проявляющихся во взаимодополняющих друг друга функциях (коммуникативная, информативная, когнитивная, конативная, эмотивная, мотивационная, организационная, дисциплинарная, избирательная, компенсаторная, представительская, креативная, воспитательная, адаптивная, здоровье сберегающая).
В связи с этим для подачи имиджа и создания благоприятного первого впечатления от него особую значимость приобретают:
– концепция ясности при общении. Она реализуется через чистоту, ясность, понятность речи, хорошую речевую грамматику, искренность, юмор, энтузиазм. Манера публичного выступления очень важна, поскольку речь является средством межличностных отношений и показателем того, насколько предъявитель имиджа знает свой предмет;
– умение одеться соответственно случаю;
– язык тела. Бытует мнение, что наше тело является выразителем нашего ума. Величина экспрессии находится в прямой зависимости от потребности отождествления себя с другими людьми и отстаивания своей индивидуальности. Она также является показателем того, в какой степени вы хотите получить ответную реакцию других людей или дистанцироваться от них;
– голос как второе лицо человека – весьма важное средство презентации, так как он может рассказать о самочувствии, образовании, о степени напряжения, т. е. нарисует своеобразную психологическую картину вашего «Я»;
– владение техникой активного слушания.
Наше видение структурных компонентов педагогического имиджа представим следующим образом:
• Ядро педагогического имиджа:
- Я-концепция;
- Внутренний образ - аксиологический (ценностный) образ, ценностные ориентации, личностные качества;
- Харизма;
- Профессионализм и педагогическая компетентность (профессиональные качества; мастерство; авторитет; профессиональные карьерные амбиции и реальное положение в карьерной лестнице, готовность к самообразованию и саморазвитию; успешность, награды и др.);
• Внешней образ:
- визуальный образ - походка; костюм; прическа; пластика; макияж; аксессуары; парфюм;
- вербальное поведение: голос; настроение;
- невербальное поведение: манера; жесты; мимика;
- информационный образ.
Невербальное поведения человека по В.П. Лабунской включает следующие составляющие: акустическую, оптическую, тактильно-кинетическую, ольфакторную .
Следует отметить, что педагогическая имиджелогия как область педагогического знания находится на первом этапе развития – описательно-эмпирическом.
Однако уже сейчас необходимо включить данную дисциплину в образовательный процесс подготовки педагогических кадров для профилактики профессиональных деформаций и стимулирования профессионального роста педагога в течение всей жизни. Кроме того, педагогическая имиджелогия заслуживает активного изучения самими педагогами в качестве самообразовательной дисциплины.
Влияние имиджа преподавателя на учебный процесс
Начинающие педагоги обычно испытывают трудности при первом контакте с учащимися. В этой ситуации учителю важно грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении, чтобы у детей о нем сформировалось позитивное первое впечатление. Этот феномен в большинстве случаев предопределяет динамику взаимодействия между классом и преподавателем в дальнейшем. От того, насколько преподаватель самодостаточен, толерантен и уверен в себе, зависит стиль его деятельности. При этом важно обеспечить единство всех элементов своего имиджа, каждый из которых порождает эффект восприятия педагога глазами современных учеников.
Имидж учителя складывается из:
• вербальной и кинетической составляющей – черты стиля общения и руководства, характеризующие педагога как личность;
• средовой и овеществленной – позволяют сделать предположение о ценностях преподавателя;
• габитарной – дает представление о личностных характеристиках, жизненных установках.
Если проанализировать и обобщить данные источников о профессиональной и психофизиологической природе имиджа, можно выделить три вида внешнего образа педагога. Он может быть позитивным, допустимым и негативным, который характеризуется изменениями качественных показателей. Чтобы узнать, как выглядит образ учителя в глазах современных учеников, следует обратиться к результатам школьных социологических исследований. Многие из них были проведены в разное время, но, несмотря на это, ответы учеников не имели принципиальных отличий.
Если обобщить все полученные результаты, то идеальными педагогами учащиеся считают учителей, которые:
• проявляют уважение и тактичность к собеседнику;
• понимают учеников, умеют слышать и слушать их;
• общительны и искренни;
• используют творческий подход в работе, находчивы и изобретательны;
• владеют основами детской психологии;
• умеют сдерживать негативные эмоции;
• являются всесторонне развитыми личностями;
• обладают тонким чувством юмора; любят детей; выглядят современно и стильно.
Имидж преподавателя как фактор мотивации учащихся
Цель эмпирического исследования проводимого Е.В. Астраханцевым - выявить особенности имиджа преподавателя, определяющие положительное отношение учащихся к изучаемому предмету [4].
Для реализации данной цели на основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения собственного педагогического опыта нами определены составляющие имиджа преподавателя и разработаны их характеристики (таблица 1.1).
Таблица 1.1. «Составляющие имиджа преподавателя»
| Составляющие имиджа | Характеристика | ||
1. Внешний вид | - привлекательная внешность | Правильные черты лица, пропорциональное телосложение, здоровая кожа, отсутствие грубых дефектов внешности | ||
- опрятность в одежде | Одежда преподавателя чистая, выглаженная, присутствуют все необходимые элементы (пуговицы, замки, застежки и т.д.) | |||
- «вкус» в одежде | Сочетание отдельных элементов по цвету, стилю, соответствие внешним данным и возрасту | |||
- оригинальность в одежде | Наличие ярких, необычных запоминающихся элементов (часы, украшения и т.д.) | |||
2. Стиль одежды | Классический | Классический деловой костюм строгого покроя | ||
Спортивный | Удобная одежда, например спортивные брюки, трикотажные футболки, юбки, пуловеры и т.д. | |||
Романтический | Кружево, рюши и воланы, длинные многослойные юбки, рубашки с манжетами и кружевным жабо | |||
Авангардный | Джинсы, свитера, сарафаны, нестандартные комплекты, например, платье плюс брюки. Этнические элементы: бахрома, бисер и т.д. | |||
Демократический | Уместное сочетание стилей: например классический пиджак или рубашка плюс джинсы, трикотажный свитер плюс брюки классического покроя | |||
3. Особенности жестикуляции | символизирующие «открытость» | Развернутые навстречу собеседнику руки, демонстрация раскрытых ладоней, часто сопровождается поднятием плеч, доброжелательный приветливый взгляд, улыбка | ||
символизирующие «уверенность» | Прямая осанка, плечи расправлены, пальцы рук соединены наподобие купола, подбородок приподнят, строгий, решительный взгляд, энергичная походка | |||
Символизирующие «внимание, заинтересованность, одобрение» | Наклон головы набок, сосредоточенное выражение лица, взгляд направлен на собеседника, кивок в знак согласия, | |||
4. Личностные качества и манера поведения | Демонстрирующие уважение преподавателя к себе | Стремление к личностному саморазвитию, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций, поведение соответствует убеждениям. | ||
Демонстрирующие профессиональные знания и отношение к преподаваемому предмету | «Знание» своего предмета, эмоциональное изложение материала, множество примеров, практических, творческих заданий, дополнительная информация, стремление к профессиональному саморазвитию | |||
Демонстрирующие уважение преподавателя к учащимся | Умение устанавливать и поддерживать контакт со студентами, демократический стиль общения, владение навыками конструктивного общения, внимательность, вежливость, терпимость к мнению, уважение личности учащегося, педагогический такт | |||
5. Манера речи | Выразительность | Эмоциональная окраска речи, темп, интонация, паузы | ||
Точность | Соответствие выбора слов смыслу высказывания | |||
Логичность | Последовательность в изложении материала | |||
Образность | Использование примеров, ярких образов, метафор | |||
Доступность | Соответствие особенностям аудитории, ее возможностям понимания | |||
Разнообразие | Разнообразие используемых языковых средств повтор, риторические вопросы, диалог и т.д. | |||
Простота | Отсутствие вычурности, естественность речи | |||
Сжатость | Отсутствие лишних слов, слов-паразитов междометий | |||
Чистота | Отсутствие нелитературных, жаргонных слов | |||
Правильность | Ударение, выбор грамматических форм и конструкций |
Для большинства учащихся первое место по степени влияния на интерес к изучаемому предмету занимает манера поведения и стиль общения преподавателя. Второе место занимает такая составляющая имиджа преподавателя как «особенности речи». Третье место отведено внешнему виду преподавателя. На четвертом месте - стиль одежды преподавателя. Особенности мимики и пантомимики преподавателя, по мнению учащихся, наименее значим в аспекте влияния на мотивацию к изучению предмета.
Влияние личностных особенностей учителей на улучшение успеваемости учащихся
В течение последних двух десятилетий значительно увеличилось количество исследований, направленных на изучение роли и влияния личностных характеристик преподавателя на улучшение успеваемости учащихся в школе.
Так, данные ряда мета-анализов (M. Allen, Witt & Wheeless, 2006; Cornelius-White, 2007) свидетельствуют о влиянии поведения учителей на успеваемость учащихся. Согласно распространенной точке зрения, чуткие учителя могут выступать в качестве надежной базы, мотивирующей учащихся на их вовлечение в процесс обучения [30; 34; 35].
В результате мета-анализа, выполненного Корнелиус-Уайт (Cornelius-White, 2007), была выявлена значительная связь между личностными характеристиками учителей, связанных с эмоциональной сферой (сопереживание, теплота), а также со сферой профессиональной деятельности (мотивация обучения и стимулирование мыслительных способностей учащихся) и когнитивными результатами школьников (см. рис. 2.1).
Рис. 1.1. Статистическая взаимосвязь между личностными характеристиками учителей и положительными когнитивными результатами школьников
Так, из рисунка 1.1 видно, что высокая корреляция отмечается при проявлении таких личностных характеристик учителя как забота (r = .36), доброжелательность (r = .35), сопереживание (r = .32), теплота (r = .32) и стимулирование мыслительных способностей учащихся (r = .29). Мотивация обучения (r = .23) и искренность (r = .14) почти никакого отношения к положительным результатам учащихся, согласно полученным данным, не имеют [32].
Обращают на себя внимание и результаты исследования Джулии Бритт (Britt, 2013), направленного на изучение взаимосвязи между личностными характеристиками учителей, влияющих на формирование положительных отношений в системе «учитель-ученик» и академической успеваемостью учащихся, которая оценивалась с помощью итогового теста по математике (SOL) в шестых и седьмых классах средней школы [31]. Респондентам предлагалось ответить на вопросы анкеты относительно своих учителей по математике. В результате было выявлено восемь категорий, характеризующих личностные свойства учителей (см. таблицу 2.2).