Файл: Аннотация статьи Актуальность темы исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– эффект нимба, т.е. биоточечное свечение людям, передача им своей эмоциональной и умственной энергии посредством улыбки, манеры двигаться или говорить, жестов, модуляции голоса;

– риторические приемы – логика изложения, сила аргументации, эффект пауз, эмоциональность, выразительность;

– техника флирта, понимаемая как развитие в себе и в других самоуважения путем установления теплых доверительных взаимоотношений [20, с. 211].

Цель коммуникативной механики и флюидного излучения — помочь настроить воспринимающего на позитивное принятие имиджа и установить положительные отношения между людьми.

Имидж не следует отождествлять с педагогическим авторитетом. Педагогический авторитет – это общепризнанное значение педагога в профессиональной деятельности и общественной жизни, основанное на глубоких знаниях, компетенциях, достижениях. Педагогический имидж и авторитет – динамические системы, требующие постоянного развития и подтверждения. Авторитет характеризуется творческой индивидуальностью педагога, его профессиональным почерком. Авторитет подпитывает имидж педагога, а конструирование имиджа способствует завоеванию авторитета. На наш взгляд, авторитет ближе к реальности, имеет более реальные очертания, а имидж – все же создаваемый образ, он может иметь и реальные характеристики, а также содержать легенды.

Все перечисленные выше имидж-технологии смыкаются, по утверждению Н.А. Моревой, на интеллигентности, которая является собирательной характеристикой педагога и выражается в его духовности и благородной мотивации поступков. В слагаемые интеллигентности входят всесторонняя образованность, человеколюбие, разумность поведения. База интеллигентности – гуманитарная культура личности [20, с. 215].

Имидж педагога по С.Д. Якушевой – это интегративное качество личности, синтез интеллектуальной, габитарной, кинетической, речевой, средовой и артистической культуры (таблица 1.3). Слагаемыми имиджа педагога являются:

интеллектуальная культура – это гибкость мышления, рефлексия и самосознание, связанная с развитием творческого начала и ростом профессионального мастерства личности педагога;

габитарная (лат. habitus– внешность) культура – это культура личности, включающая в себя индивидуальность, которая определяет цветовую гамму, физические и психофизиологические особенности; стиль
(романтический, спортивный, драматический), устанавливающий индивидуальную креативную характеристику в соответствии с требованиями профессии; моду, отражающую тенденции развития и помогающую педагогу быть современным и признанным в среде коллег и обучающихся;

речевая культура – личностная культура, развивающаяся на основе принципа объективно существующих связей между языком и познавательными процессами, предполагающая чувство стиля, развитый вкус и эрудицию;

средовая культура – материальная и социальная (окружение и аксессуары);

артистическая культура – интегрированное качество личности, осуществляющее единство общей культуры и артистизма, аксиологического и эстетико-этического начала в разнообразных видах профессиональной деятельности и общения

Анализ данных слагаемых позволяет сделать вывод, что имидж является важнейшим компонентом педагогического мастерства. Он обеспечивает процесс профессиональной социализации через образ как представление о себе – к образному представлению себя обществу; от понимания и самопознания себя – к сущностной самоидентификации, далее через процесс самосовершенствования и развития – к самопредъявлению себя обществу [29, с. 77].

Итак, образ личности педагога многократно усиливает ее воздействие как на самого имидженосителя, повышая ватерпас педагога-мастера, так и на его потребителя (учащегося, студента, коллегу, родителей), значительно повышая тем самым эффективность взаимодействия.

Модель имиджа педагога по С.Д. Якушевой – это структурированная совокупность взаимосвязанных компонентов: внутреннего (знания, умения, способности, установки, ценности, самооценка, Я-концепция), внешнего (габитарный, вербальный, кинетический, средовой и овеществленный элементы) и процессуального (стиль руководства и стиль общения), проявляющихся во взаимодополняющих друг друга функциях (коммуникативная, информативная, когнитивная, конативная, эмотивная, мотивационная, организационная, дисциплинарная, избирательная, компенсаторная, представительская, креативная, воспитательная, адаптивная, здоровье сберегающая).

В связи с этим для подачи имиджа и создания благоприятного первого впечатления от него особую значимость приобретают:

концепция ясности при общении. Она реализуется через чистоту, ясность, понятность речи, хорошую речевую грамматику, искренность, юмор, энтузиазм. Манера публичного выступления очень важна, поскольку речь является средством межличностных отношений и показателем того, насколько предъявитель имиджа знает свой предмет;



умение одеться соответственно случаю;

язык тела. Бытует мнение, что наше тело является выразителем нашего ума. Величина экспрессии находится в прямой зависимости от потребности отождествления себя с другими людьми и отстаивания своей индивидуальности. Она также является показателем того, в какой степени вы хотите получить ответную реакцию других людей или дистанцироваться от них;

голос как второе лицо человека – весьма важное средство презентации, так как он может рассказать о самочувствии, образовании, о степени напряжения, т. е. нарисует своеобразную психологическую картину вашего «Я»;

владение техникой активного слушания.

Наше видение структурных компонентов педагогического имиджа представим следующим образом:

Ядро педагогического имиджа:

- Я-концепция;

- Внутренний образ - аксиологический (ценностный) образ, ценностные ориентации, личностные качества;

- Харизма;

- Профессионализм и педагогическая компетентность (профессиональные качества; мастерство; авторитет; профессиональные карьерные амбиции и реальное положение в карьерной лестнице, готовность к самообразованию и саморазвитию; успешность, награды и др.);

Внешней образ:

- визуальный образ - походка; костюм; прическа; пластика; макияж; аксессуары; парфюм;

- вербальное поведение: голос; настроение;

- невербальное поведение: манера; жесты; мимика;

- информационный образ.

Невербальное поведения человека по В.П. Лабунской включает следующие составляющие: акустическую, оптическую, тактильно-кинетическую, ольфакторную .

Следует отметить, что педагогическая имиджелогия как область педагогического знания находится на первом этапе развития – описательно-эмпирическом.

Однако уже сейчас необходимо включить данную дисциплину в образовательный процесс подготовки педагогических кадров для профилактики профессиональных деформаций и стимулирования профессионального роста педагога в течение всей жизни. Кроме того, педагогическая имиджелогия заслуживает активного изучения самими педагогами в качестве самообразовательной дисциплины.

Влияние имиджа преподавателя на учебный процесс

Начинающие педагоги обычно испытывают трудности при первом контакте с учащимися. В этой ситуации учителю важно грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении, чтобы у детей о нем сформировалось позитивное первое впечатление. Этот феномен в большинстве случаев предопределяет динамику взаимодействия между классом и преподавателем в дальнейшем. От того, насколько преподаватель самодостаточен, толерантен и уверен в себе, зависит стиль его деятельности. При этом важно обеспечить единство всех элементов своего имиджа, каждый из которых порождает эффект восприятия педагога глазами современных учеников.


Имидж учителя складывается из:

• вербальной и кинетической составляющей – черты стиля общения и руководства, характеризующие педагога как личность;

• средовой и овеществленной – позволяют сделать предположение о ценностях преподавателя;

• габитарной – дает представление о личностных характеристиках, жизненных установках.

Если проанализировать и обобщить данные источников о профессиональной и психофизиологической природе имиджа, можно выделить три вида внешнего образа педагога. Он может быть позитивным, допустимым и негативным, который характеризуется изменениями качественных показателей. Чтобы узнать, как выглядит образ учителя в глазах современных учеников, следует обратиться к результатам школьных социологических исследований. Многие из них были проведены в разное время, но, несмотря на это, ответы учеников не имели принципиальных отличий.

Если обобщить все полученные результаты, то идеальными педагогами учащиеся считают учителей, которые:

• проявляют уважение и тактичность к собеседнику;

• понимают учеников, умеют слышать и слушать их;

• общительны и искренни;

• используют творческий подход в работе, находчивы и изобретательны;

• владеют основами детской психологии;

• умеют сдерживать негативные эмоции;

• являются всесторонне развитыми личностями;

• обладают тонким чувством юмора; любят детей; выглядят современно и стильно.

Имидж преподавателя как фактор мотивации учащихся

Цель эмпирического исследования проводимого Е.В. Астраханцевым - выявить особенности имиджа преподавателя, определяющие положительное отношение учащихся к изучаемому предмету [4].

Для реализации данной цели на основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения собственного педагогического опыта нами определены составляющие имиджа преподавателя и разработаны их характеристики (таблица 1.1).

Таблица 1.1. «Составляющие имиджа преподавателя»




Составляющие имиджа

Характеристика

1. Внешний вид


- привлекательная внешность

Правильные черты лица, пропорциональное телосложение, здоровая кожа, отсутствие грубых дефектов внешности

- опрятность в одежде

Одежда преподавателя чистая, выглаженная, присутствуют все необходимые элементы (пуговицы, замки, застежки и т.д.)

- «вкус» в одежде

Сочетание отдельных элементов по цвету, стилю, соответствие внешним данным и возрасту

- оригинальность в одежде

Наличие ярких, необычных запоминающихся элементов (часы, украшения и т.д.)

2. Стиль одежды


Классический

Классический деловой костюм строгого покроя

Спортивный

Удобная одежда, например спортивные брюки, трикотажные футболки, юбки, пуловеры и т.д.

Романтический

Кружево, рюши и воланы, длинные многослойные юбки, рубашки с манжетами и кружевным жабо

Авангардный

Джинсы, свитера, сарафаны, нестандартные комплекты, например, платье плюс брюки. Этнические элементы: бахрома, бисер и т.д.

Демократический

Уместное сочетание стилей: например классический пиджак или рубашка плюс джинсы, трикотажный свитер плюс брюки классического покроя

3. Особенности жестикуляции

символизирующие «открытость»

Развернутые навстречу собеседнику руки, демонстрация раскрытых ладоней, часто сопровождается поднятием плеч, доброжелательный приветливый взгляд, улыбка

символизирующие «уверенность»

Прямая осанка, плечи расправлены, пальцы рук соединены наподобие купола, подбородок приподнят, строгий, решительный взгляд, энергичная походка

Символизирующие «внимание, заинтересованность, одобрение»

Наклон головы набок, сосредоточенное выражение лица, взгляд направлен на собеседника, кивок в знак согласия,

4. Личностные качества и манера поведения

Демонстрирующие

уважение преподавателя к себе

Стремление к личностному саморазвитию, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций, поведение соответствует убеждениям.

Демонстрирующие профессиональные знания и отношение к преподаваемому предмету

«Знание» своего предмета, эмоциональное изложение материала, множество примеров, практических, творческих заданий, дополнительная информация, стремление к профессиональному саморазвитию

Демонстрирующие

уважение преподавателя к учащимся

Умение устанавливать и поддерживать контакт со студентами, демократический стиль общения, владение навыками конструктивного общения, внимательность, вежливость, терпимость к мнению, уважение личности учащегося, педагогический такт

5. Манера речи


Выразительность

Эмоциональная окраска речи, темп, интонация, паузы

Точность

Соответствие выбора слов смыслу высказывания

Логичность

Последовательность в изложении материала

Образность

Использование примеров, ярких образов, метафор

Доступность

Соответствие особенностям аудитории, ее возможностям понимания

Разнообразие

Разнообразие используемых языковых средств повтор, риторические вопросы, диалог и т.д.

Простота

Отсутствие вычурности, естественность речи

Сжатость

Отсутствие лишних слов, слов-паразитов междометий

Чистота

Отсутствие нелитературных, жаргонных слов

Правильность

Ударение, выбор грамматических форм и конструкций


Для большинства учащихся первое место по степени влияния на интерес к изучаемому предмету занимает манера поведения и стиль общения преподавателя. Второе место занимает такая составляющая имиджа преподавателя как «особенности речи». Третье место отведено внешнему виду преподавателя. На четвертом месте - стиль одежды преподавателя. Особенности мимики и пантомимики преподавателя, по мнению учащихся, наименее значим в аспекте влияния на мотивацию к изучению предмета.

Влияние личностных особенностей учителей на улучшение успеваемости учащихся


В течение последних двух десятилетий значительно увеличилось количество исследований, направленных на изучение роли и влияния личностных характеристик преподавателя на улучшение успеваемости учащихся в школе.

Так, данные ряда мета-анализов (M. Allen, Witt & Wheeless, 2006; Cornelius-White, 2007) свидетельствуют о влиянии поведения учителей на успеваемость учащихся. Согласно распространенной точке зрения, чуткие учителя могут выступать в качестве надежной базы, мотивирующей учащихся на их вовлечение в процесс обучения [30; 34; 35].

В результате мета-анализа, выполненного Корнелиус-Уайт (Cornelius-White, 2007), была выявлена значительная связь между личностными характеристиками учителей, связанных с эмоциональной сферой (сопереживание, теплота), а также со сферой профессиональной деятельности (мотивация обучения и стимулирование мыслительных способностей учащихся) и когнитивными результатами школьников (см. рис. 2.1).



Рис. 1.1. Статистическая взаимосвязь между личностными характеристиками учителей и положительными когнитивными результатами школьников

Так, из рисунка 1.1 видно, что высокая корреляция отмечается при проявлении таких личностных характеристик учителя как забота (r = .36), доброжелательность (r = .35), сопереживание (r = .32), теплота (r = .32) и стимулирование мыслительных способностей учащихся (r = .29). Мотивация обучения (r = .23) и искренность (r = .14) почти никакого отношения к положительным результатам учащихся, согласно полученным данным, не имеют [32].

Обращают на себя внимание и результаты исследования Джулии Бритт (Britt, 2013), направленного на изучение взаимосвязи между личностными характеристиками учителей, влияющих на формирование положительных отношений в системе «учитель-ученик» и академической успеваемостью учащихся, которая оценивалась с помощью итогового теста по математике (SOL) в шестых и седьмых классах средней школы [31]. Респондентам предлагалось ответить на вопросы анкеты относительно своих учителей по математике. В результате было выявлено восемь категорий, характеризующих личностные свойства учителей (см. таблицу 2.2).