Файл: Аннотация статьи Актуальность темы исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аннотация статьи

Актуальность темы исследования. Учитель – ключевая фигура культуры, отношение к которой определяет духовный облик эпохи. Сегодня отношение к учителю в российской культуре вызывает тревогу, как самих учителей, так и общественности. Отсутствие уважения к учителю – существенная сторона его имиджа и болезненная проблема современной культуры.

Учитывая важность имиджа учителя как источника знаний, умений и навыков в подготовке будущих специалистов, передачи им культурно-исторического опыта, ценностных установок и формирования условий для развития личности, ее готовности к выполнению определенных социальных ролей в конкретном обществе и культуре, а также значительную его трансформацию в современной России, необходимо обратиться в научном исследовании именно к данной проблематике.

Степень научной разработанности проблемы. Фундаментальными трудами для анализа проблем, связанных с имиджем, явились работы отечественных ученых: В.Л. Леви, А.Ю. Панасюка, Г.Г. Почепцова, Е.Б. Перелыгиной, В.М. Шепеля. Различные аспекты имиджа рассмотрены в публикациях Л.К. Аверченко, П. Берд, Ф. Девис, Д. Карнеги, Н.А. Литвинцева, В.П. Симонова.

В российской науке анализу имиджа уделяли внимание такие ученые, как Г.М. Андреева, П.С. Гуревич, А.Н. Жмыриков, Г.Г. Почепцов, Е.Б. Перелыгина, Е.А. Петрова, В.М. Шепель и др.

Следует отметить, что до настоящего времени в науке не сложилось единого мнения в определении термина «имидж». В.М. Шепель означивает его как «визуальный образ», Г.Г. Почепцов - как стереотип массового сознания; Е.Б. Перелыгина - как символический образ субъекта, А.Ю. Панасюк - как «мнение» об объекте или субъекте, Е.А. Петрова - «как категория, применимая к любому объекту», В.Я. Белобрагин и Д.В. Журавлев - как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием.

Что касается непосредственно имиджа учителя, то научные разработки в этом направлении не многочисленны. Косвенно с этой проблемой связаны работы Б.А. Вяткина, занимающегося проблемами психологии стресса и управления им в зависимости от личностных особенностей; Т.М. Хрусталевой и Э.А. Голубевой, изучающих вопросы психологии способностей, структуры индивидуальности, психофизиологических основ индивидуальных различий; В.И. Лебедева, анализирующего проблемы индивидуальной и групповой психологии; А.Р. Фонарева, исследующего вопросы профессионализма, становления профессионалов и совершенствования системы подготовки квалифицированных кадров.


Непосредственно имиджу учителя посвящена работа Е.А. Петровой и Н.М. Шкурко «Имидж учителя в современной России», в которой анализируется понятие «профессиональный имидж», исследованы половозрастные особенности восприятия современного учителя учениками, его внешний облик, выявлены сигналы, искажающие образ, даны рекомендации по развитию невербальной выразительности и формированию делового имиджа в одежде учителя-женщины.

Анализ психологической и педагогической литературы выявил немногочисленность исследований об имидже учителя, его роли в образовательном процессе.

Объект статьи – имидж учителя.

Предмет – роль имиджа преподавателя в образовательном процессе.

Цель – анализ роли имиджа преподавателя в образовательном процессе

Методологическая основа исследования определяется многоаспектностью понятия «имидж», что требует междисциплинарного подхода в его исследовании, в связи, с чем культурологический подход, интегрирующий знания ряда наук (философии, социологии, психологии, семиотики, антропологии и др.), является в исследовании ведущим. Кроме того, в работе использовались психодиагностические методики, позволившие исследовать характеристики индивидуума, являющиеся основой имиджа, его ядром.

Лопатин Павел Владиславович,

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района г. Кемерово

pawellopatin@yandex.ru

ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Анализ содержания определений

понятий «имидж», «педагогический имидж»


В английском языке слово «image» имеет минимум пять значений («образ», «статуя (идол)», «подобие», «метафора», «икона»); при этом чаще в английской речи слово «image» употребляется в значении «образ».

В социальной психологии имидж рассматривается как разновидность образа, возникающего в результате социального познания. Под образом понимается результат психического отражения или представления того или иного объективного явления. В психолого-педагогических источниках под имиджем понимается стиль и форма поведения человека, причем преимущественно внешняя сторона поведения в обществе.

Проанализировав определения понятий, мы предлагаем следующее определение: имидж – это образ человека или организации,

призванный оказать эмоциональное, психологическое и интеллектуальное воздействие с целью популяризации субъекта (человека или организации).

Как пишет С. Квиллиам, появление учителя в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии. В общепризнанном представлении имидж учителя – экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании [13, C. 77].

На основе анализа Мантыбаева А.К. и Жаманкулова А. вывели следующее определение: педагогический имидж – это символический и динамично изменяющийся образ педагога или организации, создаваемый в сознании обучаемого, коллег, массовом сознании в процессе профессиональной и информационной деятельности [18, с. 67]. Следует отметить, что для распространения имиджа не обязательно активное взаимодействие с субъектом, то есть взаимодействие в педагогическом процессе между носителем имиджа и обучаемым. Имидж больше информационная оболочка, некий информационный ореол, который необходим педагогу в условиях информационного общества. Именно информационной оболочке преподавателя, коей являются педагогический имидж, реноме педагога, педагогический авторитет, закономерно в век информатизации уделяется важное внимание. Имидж может формироваться стихийно или целенаправленно.

Функции педагогического имиджа

Прежде чем обозначить функции педагогического имиджа, следует ответить на вопрос: зачем необходим имидж современному человеку?

Имидж несет две важные составляющие. Необходимость работы личности над своим имиджем – это объективная реальность. Это веление современного информационного общества, где активизированы коммуникационные взаимодействия и почти каждый человек, профессионал должен уметь представлять себя перед другими людьми. По Ю. Васильчуку в информационном обществе более значимым для человека становится не реальный мир, а мир виртуальный, мир фантазий и идей человека [7, с. 76]. Информационный век требует создания вокруг человека его явной информационной оболочки. Поэтому имидж – это продолжение человека в информационном формате.

Второй фактор, имидж способствует самореализации личности, реализации его внутренних потребностей быть признанным в обществе и профессии, потребности развития личности.


Выделяют следующие функции педагогического имиджа:

– социально-информационная функция – информирование общества, педагогической общественности о личности педагога или организации образования;

– воспитательная функция. Как известно ведущим методом воспитания является личный пример педагога, поэтому педагог, имея позитивный имидж, способствует воспитанию школьника, студента, взрослого;

– профессиональная функция – позитивный педагогический имидж способствует развитию профессии и совершенствованию профессиональной подготовки кадров, созданию позитивного образа профессии в обществе. Работа над педагогическим имиджем расширяет горизонты профессии, продвигает к новым достижениям, расширяет профессиональную культуру, заставляет педагога совершенствовать и создавать новые знания, искать новые области применения профессиональных знаний;

– мотивационная функция – мотивирует педагога к саморазвитию и самореализации. В то же время высоко оцениваемый педагогический имидж обеспечивает материальный достаток, позволяет требовать от работодателей хорошей заработной платы, условий и др.;

– развивающая функция – непосредственно способствует развитию и самореализации личности; развитию самооценки личности, рефлексии; формированию его новых компетентностей, повышению педагогического мастерства педагога, получению новых достижений и наград.

Структура имиджа и этапы его формирования

Рассмотрим литературу по структуре имиджа и этапах его формирования. Представим идеи В.В. Бойко, С.Д. Якушевой, В.А. Барановой, В.М. Шепель и др.

Имидж состоит как бы из трех частей: собственного воображаемого имиджа; проецируемого, т.е. такого, который соответствует тому, как вас воспринимают окружающие; получаемого имиджа, который, выражая представления о том, как вас видят на самом деле другие, не должен расходиться с проецируемым.

В.В. Бойко отмечает сложность структуры имиджа и предлагает рассматривать имидж как целостность, в которую входят следующие компоненты:

1. Аудио-визуальная культура личности: насколько грамотна и приятна речь, какова манера держаться, во что и как одет человек, какая у него прическа и т.д. Но напомним, что внешний облик должен соответствовать ожиданиям большинства или определенной группы людей.

2. Стиль поведения, т.е. разные аспекты поведения личности: профессиональный, интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, коммуникативный, этический, эстетический.


3. Внутренняя философия, система ценностей человека: что он думает о жизни, о выполняемом деле, о людях, с которыми имеет дело, каковы его нравственные принципы.

4. Атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности – мебель в офисе, машина, домашние животные и т. п.

5. Психогигиенический «Я-образ»: притягательный психогигиенический образ партнера, то есть человек внешне и внутренне спокоен, активен, в хорошем настроении, доброжелателен, оптимистичен, миролюбив [6, с. 311].

Признаком эмоционального здоровья личности является то, что ее психогигиенический «Я-образ» меняется адекватно внешним и внутренним воздействиям и при этом сохраняется в коммуникабельных диапазонах [1, с. 77].

В то же время отдельно взятые отзывы определенных учеников, коллег и родителей могут нарисовать иную картину – воспринимаемого или текущего имиджа. И, конечно же, специалист может иметь представление о самом себе. Этот образ своего «я» называют зеркальным имиджем или самоимиджем.

Основными структурными компонентами имиджа педагога являются:

– внешняя привлекательность (состояние здоровья, харизма, персональные характеристики и индивидуальные особенности, стиль одежды, цветовая гамма, макияж, прическа);

– профессионализм (уровень образования, стиль деловых отношений); вер бальные характеристики (речь и ее особенности; коммуникативные навыки; ораторские приемы, модель поведения);

– невербальные характеристики: мимика, жесты, поза;

– визуальная привлекательность;

– стиль общения;

– пространство жизнедеятельности: образ жизни, биография, семейные отношения, результаты деятельности, сформированная среда [10, с. 25].

Создание имиджа – дело тонкое.

Можно сказать, что имидж – это искусство очаровывать. Поэтому одна из основных технологий создания имиджа основана на технике создания личного обаяния [20, с. 209].

Технология создания имиджа основана на технологии создания личного обаяния, где составляющими являются, по В.М. Шепелю: визуальный эффект, коммуникативная механика, флюидное излучение [27, с. 311].

Визуальный эффект достигается за счет строительства внешности: фейсбилдинга (умение строить лицо), физиогномики (умения читать лицо), кинесики (постановки манер и жестов). Коммуникативная механика строится на развитии эмпатии, интуиции, речевого этикета. Флюидное излучение – это своеобразная биоэнергетика коммуникативного воздействия. Выделяются системы флюидного излучения: