Файл: Дипломная работа Роль профилактического консультирования пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска их развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 922

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— санитарное просвещение контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.

Успех профилактических осмотров в значительной степени за­висит от отношения к ним населения и готовности в них участ­вовать. Для привлечения населения на медицинские профилакти­ческие осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную, массированную ин­формацию о целях, задачах и практической значимости посещения и наблюдения в поликлиниках.

Это обеспечивается:

—агитационно-информационным санитарно-просветительным воздействием наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), представлять по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;

— разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки).Чтением лекций, разъясняющих значимость медицинских осмотров населения; демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов и т. д.

Цель данной гигиеническо- просветительной работы — выработать у населения обслуживае­мой территории адекватное отношение к профилактическим ме­роприятиям и готовность активно в них участвовать.

Применение методики аккордного санитарно-просветительного воздействия в ряде поликлиник с целью привлечения населения на профилактические осмотры повысило на 60% участие в них населения.

Методика санитарно-просветительной работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкреп­ленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприят­ных для здоровья факторов, а также проведение групповой бе­седы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапев­та в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую уста­новку на необходимость коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия.

Санитарное просвещение имеет цель выработать у населения навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего предотвращение появления какого-либо заболевания.


Основными направлениями гигиенического образования и воспитания населения являются:

1. пропаганда здорового образа жизни;

2. разработка, реализация и оценка эффективности программ гигиенического обучения и воспитания для различных групп населения;

3. координация деятельности различных государственных органов, учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленной на поддержку политики укрепления здоровья и формирования ЗОЖ.

Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связаны с образом жизни и окружающей среды, то необходимо:

1. Формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в области жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умение и навыки ЗОЖ и предупреждение заболеваний.

2. Создавать природную и социальную окружающую среду по принципу «делать более здоровый выбор, более легким выбором».

В этом случае основными задачами гигиенического обучения и воспитания являются:

1. снижение распространенности курения и употребления табака;

2. улучшение качества питания;

3. увеличение физической активности;

4. смягчение влияния повреждающих психо-социальных факторов и повышения качества жизни,

5. соблюдение населением мер личной и общественной профилактики;

6. снижение потребления алкоголя;

7. профилактика употребления наркотиков;

8. улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.

Гигиеническое воспитание населения, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения. Здесь приходится перевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно-просветительная работа должна строиться таким образом, чтобы была возможность прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог взять на себя определенные обязательства по изменению своего гигиенического поведения, а медицинский работник - контролировать выполнение этих обязательств.



Несомненно, значительный объем санитарно-просветительной информации население обслуживаемой территории получает че­рез радио, кино, телевидение, прессу. В поликлинике должна быть сконцентрирована значительная часть профилакти­ческой, в том числе санитарно-просветительной, работы.

Для надлежащего проведения санитарно-просветительной ра­боты с населением, учреждение здравоохранения долж­но иметь необходимое санитарно-просветительное оборудование и набор санитарно-гигиенических средств.

В целях методической подготовки медицинских работников поликлиники по вопросам гигиенического воспитания населения и оказания им организационной помощи в ее осуществлении в отделениях профилактики поликлиник нужно создать кабинет пропа­ганды здорового образа жизни. Основными задачами кабинета яв­ляются:

— организация и проведение комплекса мероприятий, направ­ленных на санитарно-гигиеническое воспитание и формирова­ние здорового образа жизни;

— оказание организационной помощи врачам поликлиники в проведении санитарно-просветительных мероприятий;

— комплектование материалов для пропаганды гигиенического воспитания;

— методическая помощь среднему медицинскому персоналу и са­нитарному активу в проведении санитарно-просветительной работы с населением.

В задачи кабинета пропаганды здорового образа жизни, должно входить осуществление проведения работы по повышению квалификации сотруд­ников поликлиники и гигиеническому воспитанию населения.

Также санитарное просвещение должно быть по вопросам охраны здоровья матери и ребенка.

Са­нитарное просвещение направлено на формирование у населения гигиенических навыков, необходимых для создания оптимальных условий развития ребенка и охраны его здоровья (при этом осо­бое внимание должно обращаться на оздоровление организма де­вочки); для охраны генеративной функции мужчины и женщины и оздоровления их организма еще до наступления беременности и охраны здоровья беременных и матерей. Санитарное просвеще­ние должно способствовать принятию супругами грамотных с ме­дицинской точки зрения решений в отношении деторождения.

В группе женщин репродуктивного возраста программа инфор­мации включает пропаганду здорового образа жизни и материн­ства; планирование семьи и медико-генетические знания в целях предупреждения врожденных и наследственных заболеваний; про­филактику гинекологических заболеваний и предупреждение не планируемой беременности; разъяснение вреда аборта для ор­ганизма женщины, важности регулярного посещения гинеколога и необходимости ранней явки к врачу при наступлении беремен­ности.


Санитарно-просветительная работа осуществляется в виде ин­дивидуальных и групповых бесед с использованием наглядных средств пропаганды. В целях закрепления полученной информа­ции выдается печатная продукция (листовки, памятки, буклеты), с которой женщина может ознакомить членов семьи, в первую очередь мужа. В основе гигиенического воспитания населения по вопросам охраны здоровья детей лежит преемственность в деятельности женских и детских лечебно-профилактических учреждений. В про­грамме школ материнства женских консультаций предусмотрено занятие педиатра, на котором женщины получают необходимые сведения по рациональному вскармливанию и уходу за новорож­денным. Программа санитарно-просветительной информации должна также освещать роль регулярных профилактических осмотров в охране здоровья ребенка, необходимость выполнения всех вра­чебных назначений, в том числе строгого соблюдения сроков вак­цинации. Гигиеническое воспитание семей, имеющих детей с повышен­ным риском возникновения заболеваний и больных, осуществля­ется аналогично работе с этими контингентами в условиях поли­клиник



Заключение



В профилактической работе с пациентами главную роль играет медицинская сестра. После проведения исследования в виде анкетирования в разных аспектах профилактики с пациентами можно сказать, что медицинская сестра выполняет свои обязанности не в полную силу. Ведь чем раньше приобщить пациентов следить за своим здоровьем, можно избежать серьезных заболеваний.

При полученных данных исследования можно сделать следующие выводы:

 поликлинику посещают мужчины и женщины, 45% респондентов составил возраст 60-74 года опрошенных и 67% женщин;

 большая часть пациентов проходит диспансеризацию для получения прав;  половина опрошенных нами респондентов проходят диспансеризацию регулярно и следят за своим здоровьем;

 информацию о медицинских осмотрах 63% респондентов получали от медицинских работников;

 87% пациентов проходят флюорографию в соответствии с установленными сроками;  большую половину респондентов стараются поддерживать здоровый образ жизни;

 респонденты, проходящие иммунизацию, каждый год составило 53%;

 о школах здоровья знают 43% пациентов;

 центры здоровья посещают 47% респондентов для наблюдения за своим здоровьем;

Исходя из выводов можно сделать для медицинских сестер следующие рекомендации:

1.Проявлять интерес к работе, устанавливать коммуникативные партнерские отношения и уметь слушать пациентов.

2. Обучать пациентов в активном и динамическом наблюдении за своим здоровьем.

3. Необходимо проводить санитарно просветительскую работу с населением, чтобы повысить знания в области медицины.

4. Использовать современные методы оповещения для приглашения на диспансеризацию и медицинские осмотры.

5. Проводить мероприятия для сохранения и укрепления здоровья пациента и его окружающей среде.

6. Следует проводить активные беседы на счет иммунизации.

Список литературы



1. Жук Е.Г. Гигиеническая концепция здорового образа жизни. / Гигиена и санитария. -№5. - 2018.-С. 68.