Файл: Методические рекомендации мчс россии по оказанию органами государственной власти и органами местного.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения

1. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по оказанию поддержки добровольной пожарной охране и добровольным пожарным

1.1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций

1.2. Полномочия органов местного самоуправления по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций

2. Источники формирования имущества общественных объединений пожарной охраны

3. Критерии отнесения общественных объединений к получателям экономической поддержки

II. Формы и механизм оказания поддержки добровольной пожарной охраны

4. Финансовая поддержка добровольной пожарной охраны

5. Предоставление налоговых льгот

6. Имущественная поддержка ДПО

6. Разработка целевых программ по развитию ДПО

6.1. Структура и содержание региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

6.2. Направления реализации региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

7. Информационная и консультационная поддержка ДПО

8. Личное страхование добровольных пожарных и предоставление добровольным пожарным иных выплат компенсационного характера

9. Предоставление добровольным пожарным "безденежных" социальных гарантий

10. Иные социальные гарантии добровольным пожарным

"О добровольной пожарной охране" и соответствующие следующим критериям:

1) общественные объединения созданы и осуществляют деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона "О добровольной пожарной охране";

2) в уставах этих общественных объединениях предусмотрено участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

3) общественные объединения включены в соответствующие реестры общественных объединений пожарной охраной охраны.

4) общественные объединения зарегистрированы в качестве юридических лиц в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации, соответствующих налоговых органах.

Необходимо учитывать, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено, что получателями государственной поддержки могут являться не общественные объединения пожарной охраны, а организации, в которых созданы эти подразделения.

II. Формы и механизм оказания поддержки добровольной пожарной охраны




4. Финансовая поддержка добровольной пожарной охраны



Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться путем предоставления субсидий за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации либо за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Финансовая поддержка осуществляется путем предоставления на конкурсной основе субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.

Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям - общественным объединениям пожарной охраны является единственным мероприятием, на которое может быть использовано софинансирование из федерального бюджета.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" (далее - постановление Правительства Российской Федерации "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям") утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Данным постановлением Правительства Российской Федерации деятельность общественных объединений пожарной охраны не отнесена к приоритетным направлениям деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, по которым осуществляется поддержка в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" предусмотрено, что приоритетными направлениями поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций могут являться иные направления деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, мероприятия по которым осуществляются субъектом Российской Федерации в соответствии с утвержденной им программой поддержки (п.п. е п. 3).

Таким образом, целесообразно отнесение законодательными актами субъектов Российской Федерации деятельности общественных объединений пожарной охраны к видам деятельности, которым оказывается поддержка за счет бюджета субъекта Российской Федерации в рамках оказания поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Пример: Законом Санкт-Петербурга от 30 сентября 2011 г. N 565-108 "О добровольной пожарной охране в Санкт-Петербурге" внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга от 23 марта 2011 года N 153-41 "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге", в соответствии с которыми деятельность общественных объединений пожарной охраны отнесена к видам деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, которым в Санкт-Петербурге оказывается поддержка.

В качестве приоритетных направлений оказания финансовой поддержки общественным объединениям пожарной охраны рекомендуются:

а) осуществление профилактики пожаров;

б) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;



в) организация и обеспечение деятельности подразделений добровольной пожарной охраны;

г) материальное стимулирование участия добровольцев в обеспечении пожарной безопасности.

Могут быть определены иные приоритетные направления оказания финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям - общественным объединениям пожарной охраны с учетом особенностей субъекта Российской Федерации, а также пунктов 1 и 2 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

В число таких направлений могут быть включены, в том числе:

социальная поддержка и защита граждан, принимающих участие в деятельности добровольной пожарной охраны;

пропаганда пожарно-технических знаний и пожаробезопасного поведения;

охрана окружающей среды от пожаров и их вторичных проявлений;

подготовка населения к преодолению последствий пожаров;

оказание правовой поддержки гражданам по вопросам обеспечения пожарной безопасности на безвозмездной основе и др.

Постановлением Правительства Российской Федерации "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" Министерство экономического развития Российской Федерации определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Приказом Минэкономразвития России от 08.09.2011 N 465 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" утвержден порядок конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Наряду с выделением субсидий, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут реализовывать иные формы оказания финансовой поддержки общественных объединений пожарной охраны.

В частности, органы местного самоуправления в рамках полномочий по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, а также в рамках полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности вправе заключать с общественными объединениями пожарной охраны
, зарегистрированными в качестве юридических лиц, соглашения о компенсации затрат на участие подразделений в тушении пожаров, в которых предусматривать компенсацию затрат подразделений ДПО на ГСМ, средства на единовременные компенсационные выплаты добровольным пожарным, участвующим в тушении пожаров и т.д.

5. Предоставление налоговых льгот



В соответствии со ст. ст. 356 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации при установлении транспортного налога и налога на имущество организаций могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В связи с этим, рекомендуется инициировать разработку законов субъектов Российской Федерации, предусматривающих освобождение общественных объединений пожарной охраны от транспортного налога в отношении пожарных машин и налога на имущество общественных объединений пожарной охраны в отношении имущества, используемого ими в соответствии с уставными задачами.

Примеры: Законом Нижегородской области от 30 августа 2011 года N 116-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О пожарной безопасности" и в статью 7 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге" предусмотрено освобождение общественных объединений пожарной охраны от уплаты транспортного налога на используемые для профилактики и (или) тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ автомобили.

Законом Новгородской области от 30 сентября 2008 г. N 384-ОЗ "О налоге на имущество организаций" имущество организаций, действующих в сфере пожарной безопасности, используемое для осуществления своих функций, в доле получения бюджетных ассигнований из областного бюджета и (или) местных бюджетов деятельности, освобождено от транспортного налога.

Наряду с общественными объединениями пожарной охраны, налоговые льготы по уплате транспортного налога могут быть предоставлены также добровольным пожарным.

Пример: Законом Владимирской области от 13 декабря 2011 г. N 115-ОЗ "О внесении изменений в статью 7 Закона Владимирской области "О введении на территории Владимирской области транспортного налога" и Закон Владимирской области "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области" внесены изменения в Закон Владимирской области от 27 ноября 2002 г. N 119-ОЗ "О введении на территории Владимирской области транспортного налога", в соответствии с которыми добровольные пожарные - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя не более 150 л.с. (110,33 кВт) - освобождаются от уплаты налога на одно транспортное средство в размере 50 процентов от суммы налога, исчисленного по ставкам, установленным
статьей 6 настоящего Закона.

Согласно ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Данное полномочие предполагает издание муниципальных правовых актов, предусматривающих освобождение от земельного налога как общественные объединения пожарной охраны, так и добровольных пожарных.

Ст. 4 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать налоговые льготы по налогам на имущество физических лиц, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.

Пример: Постановлением Муниципального образования Коровинского сельского совета Павловского района Нижегородской области от 10.10.2011 N 67 определено предоставить добровольным пожарным, принимающим непосредственное участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования Коровинский сельсовет, освобождение от налога на имущество физических лиц и освобождение от земельного налога в следующем порядке:

- при наличии зарегистрированного в установленном порядке за добровольным пожарным земельного участка до 25 квадратных метров - полное освобождение от уплаты земельного налога;

- при наличии зарегистрированного в установленном порядке за добровольным пожарным земельного участка площадью от 25 квадратных метров и более - частичное освобождение от уплаты земельного налога.

6. Имущественная поддержка ДПО



Ст. 12 Федерального закона "О добровольной пожарной охране" предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе в порядке оказания поддержки передавать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны. Имущество, полученное общественными объединениями пожарной охраны за счет средств поддержки, оказанной органами государственной власти и органами местного самоуправления, подлежит раздельному учету.