Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 504
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7
В качестве меры пресечения может быть применено требование оставаться на месте до прибытия сотрудников полиции, или доставить в отделение полиции для составления протокола. В соответствии с п. 20 ст. 11 Федерального закона РФ «О полиции» органам полиции предоставлено право производить по решению начальника ОВД или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений, организаций».
Особое значение среди мер пресечения играет применение специальных средств в практике охраны общественного порядка и общественной безопасности. Сотрудники полиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении полиции в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 21 Закона «О полиции».
Цель их применения — прекращение «действительного» преступного или административно наказуемого посягательства. Их применение имеет вынужденный характер, так как предполагает прямое физическое воздействие на виновных8.
Во время проведения массовых мероприятий и других публичных акций его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта России или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел, соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия. В случае нарушения этих требований в качестве мер принуждения к ним могут быть применены меры административной ответственности, предусмотренные КоАП РФ.
К административным правонарушениям, нарушающим порядок проведения массовых мероприятий, относятся составы, предусмотренные статьей 20.2.2 КоАП РФ9. Ответственность по ст. 20.2.2 КоАП РФ наступает за организацию массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, а также за публичные призывы к таким действиям либо участие в них, в результате которых происходит нарушение общественного порядка, санитарных норм и правил, функционирование и сохранность объектов жизнеобеспечения или связи.
Также может быть выявлен факт причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу и др. Таким образом, органами внутренних дел применяются в большинстве случаев правоприменительные формы управления. В качестве методов воздействия используются меры административного убеждения и принуждения. Среди мер принуждения при проведении массовых мероприятий применяются меры административного пресечения, предупреждения, а также меры административной ответственности.
2.1. Взаимодействие органов внутренних дел с государственными органами и общественными объединениями при проведении массовых мероприятий
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан10:
- документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
- довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона; в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;
- довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной наполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
- обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
- информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
- при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.
В случае если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводить до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке, По предложению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Назначение указанного представителя оформляется распоряжением начальника органа внутренних дел.
Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право11:
1) требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы наполняемости территории (помещения);
2) требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;
3) по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.
В свою очередь, уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан:
1) оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции;
2) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
Закон о собраниях содержит ряд ограничений в отношении места и времени проведения публичных мероприятий. По правилу, установленному ч. 1 ст. 8 Закона о собраниях, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия, Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Часть 2 ст. 8 Закона о собраниях к таким местам относит12:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода, железных дорог, нефте -, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
4) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
5) пограничные зоны, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на это пограничных органов.
Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан:
1) оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции;
2) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
В целях соблюдения прав и свобод граждан, обеспечения правопорядка и безопасности при проведении публичного мероприятия органы исполнительной власти, рассматривающие соответствующие уведомления, информируют о предстоящем публичном мероприятии иные органы исполнительной власти.
В Республике Северная Осетия-Алания при МВД по РСО-Алания существует Управление организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Структура УОООП и ВОИВС РФ и ОМС МВД по РСО-Алания13:
- Отдел организации охраны общественного порядка на улицах и при проведении массовых мероприятий;
- Отдел организации охраны, конвоирования и содержания подозреваемых, обвиняемых и лиц, подвергнутых административному аресту;
- Отдел организации применения административного законодательства;
- Отделение по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Основные задачи отдела:
Организация охраны правопорядка и общественной безопасности граждан на улицах и при проведении массовых мероприятий, руководство оперативно-служебной деятельностью подчиненных подразделений МВД по РСО-Алания.
Принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики в установленной области деятельности.
Организационно-методическое руководство подразделениями охраны общественного порядка УМВД, ОМВД России по районам РСО-Алания, кроме подразделений ГИБДД и вневедомственной охраны.
Координация мер по обеспечению охраны общественного порядка, в том числе при чрезвычайных ситуациях и в особый период.
Организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, раскрытия преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений.
Сбор, обобщение информации об оперативной обстановке в приграничной зоне РСО - Алания, доклад руководству МВД и в установленные инстанции, участие в обеспечении координации действий сил и средств органов внутренних дел при возникновения кризисных ситуаций в приграничной зоне РСО - Алания.
Основные функции отдела:
- Подготовка организационных мер и разработка методических материалов по совершенствованию деятельности подразделений органов внутренних дел по исполнению административного законодательства.
- Обобщение результатов деятельности по осуществлению административной практики, анализ ее состояния и прогнозирование ситуации для выработки управленческих решений и иных мер в интересах предупреждения преступлений и административных правонарушений.
В качестве меры пресечения может быть применено требование оставаться на месте до прибытия сотрудников полиции, или доставить в отделение полиции для составления протокола. В соответствии с п. 20 ст. 11 Федерального закона РФ «О полиции» органам полиции предоставлено право производить по решению начальника ОВД или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений, организаций».
Особое значение среди мер пресечения играет применение специальных средств в практике охраны общественного порядка и общественной безопасности. Сотрудники полиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении полиции в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 21 Закона «О полиции».
Цель их применения — прекращение «действительного» преступного или административно наказуемого посягательства. Их применение имеет вынужденный характер, так как предполагает прямое физическое воздействие на виновных8.
Во время проведения массовых мероприятий и других публичных акций его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта России или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел, соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия. В случае нарушения этих требований в качестве мер принуждения к ним могут быть применены меры административной ответственности, предусмотренные КоАП РФ.
К административным правонарушениям, нарушающим порядок проведения массовых мероприятий, относятся составы, предусмотренные статьей 20.2.2 КоАП РФ9. Ответственность по ст. 20.2.2 КоАП РФ наступает за организацию массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, а также за публичные призывы к таким действиям либо участие в них, в результате которых происходит нарушение общественного порядка, санитарных норм и правил, функционирование и сохранность объектов жизнеобеспечения или связи.
Также может быть выявлен факт причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу и др. Таким образом, органами внутренних дел применяются в большинстве случаев правоприменительные формы управления. В качестве методов воздействия используются меры административного убеждения и принуждения. Среди мер принуждения при проведении массовых мероприятий применяются меры административного пресечения, предупреждения, а также меры административной ответственности.
Глава 2. Организация охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий
2.1. Взаимодействие органов внутренних дел с государственными органами и общественными объединениями при проведении массовых мероприятий
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан10:
- документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
- довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона; в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;
- довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной наполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
- обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
- информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
- при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.
В случае если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводить до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке, По предложению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Назначение указанного представителя оформляется распоряжением начальника органа внутренних дел.
Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право11:
1) требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы наполняемости территории (помещения);
2) требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;
3) по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.
В свою очередь, уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан:
1) оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции;
2) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
Закон о собраниях содержит ряд ограничений в отношении места и времени проведения публичных мероприятий. По правилу, установленному ч. 1 ст. 8 Закона о собраниях, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия, Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Часть 2 ст. 8 Закона о собраниях к таким местам относит12:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода, железных дорог, нефте -, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
4) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
5) пограничные зоны, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на это пограничных органов.
Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан:
1) оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции;
2) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
В целях соблюдения прав и свобод граждан, обеспечения правопорядка и безопасности при проведении публичного мероприятия органы исполнительной власти, рассматривающие соответствующие уведомления, информируют о предстоящем публичном мероприятии иные органы исполнительной власти.
2.2. Обеспечение охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий МВД РСО-Алания
В Республике Северная Осетия-Алания при МВД по РСО-Алания существует Управление организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Структура УОООП и ВОИВС РФ и ОМС МВД по РСО-Алания13:
- Отдел организации охраны общественного порядка на улицах и при проведении массовых мероприятий;
- Отдел организации охраны, конвоирования и содержания подозреваемых, обвиняемых и лиц, подвергнутых административному аресту;
- Отдел организации применения административного законодательства;
- Отделение по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Основные задачи отдела:
Организация охраны правопорядка и общественной безопасности граждан на улицах и при проведении массовых мероприятий, руководство оперативно-служебной деятельностью подчиненных подразделений МВД по РСО-Алания.
Принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики в установленной области деятельности.
Организационно-методическое руководство подразделениями охраны общественного порядка УМВД, ОМВД России по районам РСО-Алания, кроме подразделений ГИБДД и вневедомственной охраны.
Координация мер по обеспечению охраны общественного порядка, в том числе при чрезвычайных ситуациях и в особый период.
Организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, раскрытия преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений.
Сбор, обобщение информации об оперативной обстановке в приграничной зоне РСО - Алания, доклад руководству МВД и в установленные инстанции, участие в обеспечении координации действий сил и средств органов внутренних дел при возникновения кризисных ситуаций в приграничной зоне РСО - Алания.
Основные функции отдела:
- Подготовка организационных мер и разработка методических материалов по совершенствованию деятельности подразделений органов внутренних дел по исполнению административного законодательства.
- Обобщение результатов деятельности по осуществлению административной практики, анализ ее состояния и прогнозирование ситуации для выработки управленческих решений и иных мер в интересах предупреждения преступлений и административных правонарушений.