Файл: Белоусова Юлия Александровна ( фио обучающегося ) выпускная квалификационная работа магистерская диссертация.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 282
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Требования к составу сбрасываемых в канализацию сточных вод диктуют необходимость разработки новых схем очистки, интенсификации работы существующих очистных сооружений. Последняя может быть обеспечена как путем совершенствования существующих конструкций, так и дополнительным включением в схему очистки новых эффективных узлов, обеспечивающих требуемую степень очистки.
Цель работы – исследование сточных вод молочного предприятия и выбор оптимальной технологической схемы очистки.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
-
Изучить существующее положение по очистке сточных вод предприятий молочной промышленности. -
Провести исследование состава сточных вод молочного предприятия по существующим методикам на примере одного из молокоперерабатывающих заводов Архангельской области. -
Смоделировать процесс очистки сточных вод в лабораторных условиях. -
Выбрать оптимальную технологическую схему очистки сточных вод, обеспечивающую качество очищенной воды установленным природоохранным законодательством требований.
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
-
Законодательство в сфере очистки сточных вод
Основные принципы государственной политики в области контроля качества воды в нашей стране закреплены соответствующими статьями Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации от 10.01.02 №7 - ФЗ «Об охране окружающей среды». Большое значение имеет также Закон № 416 - ФЗ от 07.12.11 «О водоснабжении и водоотведении».
Проектирование вновь строящихся и реконструируемых систем наружной канализации постоянного назначения для населенных пунктов и объектов народного хозяйства основывается на СНиП 2.04.03-85.
Условия приема СВ и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации от предприятий разрабатываются водопроводно-канализационным предприятием либо по его поручению проектными, наладочными или другими организациями согласно Правилам приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов. Правила приема содержат требования к количеству и составу производственных сточных вод, которые могут быть сброшены промышленными предприятиями в системы канализации населенных пунктов для совместного отведения и очистки со сточными водами населенных пунктов, а также нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ, содержащихся в производственных сточных водах. Устанавливаемые правила направлены на обеспечение охраны водоемов от загрязнения недостаточно очищенными городскими сточными водами, предотвращения нарушений в работе сетей и сооружений канализации населенных пунктов, повышения эффективности работы этих сооружений и безопасности их эксплуатации за счет правильной организации приема производственных сточных вод в сеть канализации населенного пункта.
Нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».
Согласно ст. 44 Водного кодекса РФ «Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды». Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы (ст. 56 Водного кодекса РФ). Поскольку все водные объекты относятся к водным объектам рыбохозяйственного значения (Приказ Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству № 96 от 28.04.1999 г.), качество воды оценивается в соответствии с «Перечнем рыбохозяйственных нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение». Нормативы также отражены в СанПиН 2.1.5.980-00, СанПиН 3.2.569-96, ГН 2.1.5.689-98, ГН 2.1.5.690-98.
При сбросе сточных вод в общегородскую канализацию руководствуются нормами, установленными в Постановлении № 644 об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты правительства РФ от 29 июля 2013 г. Устанавливаемые нормативы приведены в Приложении А и Б.
Следует обратить внимание на очень жесткие требования, предъявляемые в России, к содержанию различных веществ в сточных водах. Так, например, ПДК по многим контролируемым показателям, в частности нефтепродуктам, в несколько, а то и в десятки раз меньше, чем в других странах. Нормы сброса в городской коллектор часто ниже содержания контролируемых веществ в питьевой воде. Если в прежние годы содержание загрязняющих веществ в ливневых сточных водах промышленных предприятий контролировали по нескольким основным показателям (нефтепродукты, взвешенные вещества, БПК), то сегодня предъявляются требования в отношении содержания 15-20 соединений.
Для своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов (Водный кодекс РФ ст. 30) производится контроль качества воды водоемов. Правила
контроля качества воды водоемов и водотоков, включая устьевые участки рек, по физическим, химическим и гидробиологическим показателям отражены в ГОСТ 17.1.3.07-82. Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов установлено постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов».
Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность и возмещают причиненный вред добровольно или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (Водный кодекс РФ ст. 68, 69).
Нормативно-правовая база России в области очистки сточных вод направлена на поддержание развития водохозяйственного комплекса страны, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водоресурсной сфере.
-
Характеристика и проблемы очистки сточных вод
Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития России.
Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной «распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р», к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.
В соответствии с «Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной «распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 1235-р», развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которой должно быть осуществлено за счет реализации мероприятий федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011-2017годы.
По оценкам Организации Объединенных Наций, 1,1 млрд. человек на земле не имеют достаточного доступа к чистой питьевой воде, а 2,6 млрд. человек не имеют достаточного доступа к воде для средств гигиены. Прогнозируется, что к 2020 году использование воды увеличится на 40 % и к 2025 году 2 человека из 3 будут испытывать нехватку воды.
Отсутствие чистой воды и систем канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и системам канализации приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий. Выраженный недостаток фтора в поверхностных водных источниках является основной причиной высокой заболеваемости населения Российской Федерации кариесом. Развитие исследований по выявлению риска для здоровья населения в связи с химическим и биологическим загрязнением поверхностных и подземных вод подтверждает необходимость целенаправленных действий для сокращения заболеваемости, связанной с антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений.
1.3 Положение на предприятиях молочной промышленности
На предприятиях молочной промышленности в процессе переработки молока и мойки технологического оборудования, трубопроводов, тары и производственных помещений образуются высококонцентрированные СВ, содержащие нерастворимые хлопья белковых веществ, частицы жира, растворимый молочный сахар, растворы белковых веществ, моющих и дезинфицирующих средств.
Наибольшая доля в загрязнениях стоков на молокоперерабатывающих предприятиях приходится на молочную сыворотку. ХПК сыворотки, в зависимости от качества молока, может достигать 60000 мгО2/дм3, что существенно затрудняет очистку сточных вод.
Качественные и количественные характеристики сточных вод зависят от мощности молокоперерабатывающего предприятия и ассортимента выпускаемой продукции, при этом расход свежей воды составляет в среднем 3-12 м3/тонну молока.
При проектировании и эксплуатации систем водоснабжении и водоотведении предприятий молочной промышленности необходимо, кроме общегосударственного законодательства, обеспечивать требования следующих нормативных документов: