Файл: Тема 12. Механизмы межличностного восприятия.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 12. Механизмы межличностного восприятия

Обычно выделяют ряд психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и отношение к другому человеку и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке и прогнозу.
  • Восприятие других людей ( стереотипия )
  • Познание и понимание людьми друг друга ( идентификация, эмпатия, аттракция )
  • Познание самого себя ( рефлексия ) в процессе общения
  • Прогнозирование поведения партнёра по взаимодействию ( каузальная атрибуция)
Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому человеку она проявляется в форме отклика одного человека на переживание других. Эмпатическое переживание может быть с любым знаком эмоционального состояния субъекта ( положительными – радость; отрицательными – печаль ) Западные психологи особо выделяют 2 момента эмпатии: 1) Положительное отношение к другому означает признание личности этого человека в его целостности (не исключает негативной реакции на то, что его партнер переживает и чувствует в данный момент). 2) испытывая эмпатию субъект может оставаться эмоционально нейтральным. Однако проведённые российскими учёными эксперименты доказали, что испытуемые всегда в той или иной мере проявляют эмоциональное отношение к оцениваемому человеку.
  • Чем теснее связь между людьми ( друзьями, супругами ), тем большая эмпатия между ними.

Эмпатия

  • Эмоциональная
  • Когнитивная
  • Поведенческая
Аттракция – это познание другого человека, основанное на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнёра возникает благодаря проявлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно – личностного отношения Рефлексия – механизм самопознания в процессе межличностного восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается его партнёром. Это не просто знание или понимание, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Каузальная атрибуция ( стремление к выяснению причин поведения субъекта ) – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.

  • Эффект ореола («гало-эффект») – тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера: переносить благоприятное (или негативное) впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.

  • Установка – предварительная готовность, предрасположенность субъекта воспринимать другого человека на основании заранее полученной информации.
« Излюбленные » схемы объяснения чужого поведения: 1) люди с личной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку; 2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства , не утруждая себя поисками конкретного виновника; 3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направленно действие( ваза упала потому, что плохо стояла ) или в самом пострадавшем ( сам виноват, что попал под машину ).

Виды и содержание рефлексии

  • Вид рефлексии
  • Базовые процессы
  • Содержание отношения
  • Эгоцентризм
  • Центрация, проекция
  • Все аспекты другого «я».
  • Эмотивное рефлексирование
  • Когнитивная эмпатия
  • Причины эмоциональных состояний и возможные эмоциональные реакции другого «я ».
  • Нормативно – ролевое рефлексирование
  • Принятие роли
  • Ролевое поведение
  • «другого» человека, нормы и экспектации к роли, оценка статусной позиции
  • Предметное рефлексирование
  • Децентрация
  • Отражение предмета совместной деятельности в сознании другого человека.
На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких – либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
  • Стереотипные механизмы воздействия людей
Стереотип есть «сокращённое », упрощённое и ценностно окрашенное представление о действительности, функционирующее в общественном сознании. Оно возникает в сознании члена данной социальной группы как результат многократно повторяемой связи определённых символов с определённой категорией явлений, а также на основе восприятия не связанного с прямым опытом: «Нам говорят об окружающем мире до того, как мы его увидим и оценим».

Многие стереотипы возникают стихийно и спонтанно из – за неизбежной потребности экономии внимания в процессе усвоения опыта других людей и предшествующих поколений, опыта, закреплённых в виде привычных представлений. Стереотипы преимущественно не точные образы реальности: они могут быть основаны на « ошибке », на привычке понимать предвзятость как истину. Стереотип однозначен: « знакомое » становится синонимом « хорошего », « незнакомое » - « плохого ». Стереотип наиболее распространен при характеристике представителей социальных групп, прежде всего национальных и этнических. Наиболее известные этнические стереотипы – образы определённых наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера ( о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, холодности немцев ).

Стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.

  • Упражнение «Анализ национальных стереотипов
  • В описании русского человека вычеркните свойства, не соответствующие стереотипу (должно остаться 5-7 свойств): замкнутый, умный, добрый, наивный, жадный, эгоистичный, педантичный, утонченный, музыкальный, щеголь, фанатик, честный, обаятельный, терпеливый, безалаберный, ленивый, самовлюбленный, предприимчивый, патриот, с юмором, широта души, честолюбивый, хитрый, трудолюбивый.
  • Какие стереотипные механизмы воздействия людей друг на друга проявляются в повседневных ситуациях общения? Письменно обоснуйте ответ
  • 1. Служащий узнает, что его начальник терпеть не может наполненную мусорную корзинку, и именно поэтому она всегда переполнена.
  • 2. Если завтра контрольная работа по математике, школьник, чьи успехи в ней весьма посредственны, жалуется на жар, тошноту и боли в животе.
  • 3. Если в нашей машине пустячная поломка, а вам срочно надо ехать в деревню за сыном перед 1 сентября, то автослесарь наверняка будет морщиться, удрученно качать головой, задумчиво тереть лоб и обязательно предложит вам оставить машину на ремонт недели на две.
  • 4. Когда на ужин приезжает теща, у Игоря всегда совещание, из-за которого он вынужден допоздна задержаться на работе.
  • 5. Если покупательница в магазине колеблется, купить или не купить дорогие и не очень-то нужные ей сейчас туфли, то продавщица по секрету говорит ей, что эта пара – последняя.
  • 6. Если у вас подтекает кран на кухне, у сантехника никогда нет нужной прокладки или гайки подходящего размера.