ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 12. Механизмы межличностного восприятия
Обычно выделяют ряд психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и отношение к другому человеку и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке и прогнозу.- Восприятие других людей ( стереотипия )
- Познание и понимание людьми друг друга ( идентификация, эмпатия, аттракция )
- Познание самого себя ( рефлексия ) в процессе общения
- Прогнозирование поведения партнёра по взаимодействию ( каузальная атрибуция)
- Чем теснее связь между людьми ( друзьями, супругами ), тем большая эмпатия между ними.
Эмпатия
- Эмоциональная
- Когнитивная
- Поведенческая
Каузальная атрибуция ( стремление к выяснению причин поведения субъекта ) – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.
- Эффект ореола («гало-эффект») – тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера: переносить благоприятное (или негативное) впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.
- Установка – предварительная готовность, предрасположенность субъекта воспринимать другого человека на основании заранее полученной информации.
Виды и содержание рефлексии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Стереотипные механизмы воздействия людей
Многие стереотипы возникают стихийно и спонтанно из – за неизбежной потребности экономии внимания в процессе усвоения опыта других людей и предшествующих поколений, опыта, закреплённых в виде привычных представлений. Стереотипы преимущественно не точные образы реальности: они могут быть основаны на « ошибке », на привычке понимать предвзятость как истину. Стереотип однозначен: « знакомое » становится синонимом « хорошего », « незнакомое » - « плохого ». Стереотип наиболее распространен при характеристике представителей социальных групп, прежде всего национальных и этнических. Наиболее известные этнические стереотипы – образы определённых наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера ( о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, холодности немцев ).
Стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.
- Упражнение «Анализ национальных стереотипов
- В описании русского человека вычеркните свойства, не соответствующие стереотипу (должно остаться 5-7 свойств): замкнутый, умный, добрый, наивный, жадный, эгоистичный, педантичный, утонченный, музыкальный, щеголь, фанатик, честный, обаятельный, терпеливый, безалаберный, ленивый, самовлюбленный, предприимчивый, патриот, с юмором, широта души, честолюбивый, хитрый, трудолюбивый.
- Какие стереотипные механизмы воздействия людей друг на друга проявляются в повседневных ситуациях общения? Письменно обоснуйте ответ
- 1. Служащий узнает, что его начальник терпеть не может наполненную мусорную корзинку, и именно поэтому она всегда переполнена.
- 2. Если завтра контрольная работа по математике, школьник, чьи успехи в ней весьма посредственны, жалуется на жар, тошноту и боли в животе.
- 3. Если в нашей машине пустячная поломка, а вам срочно надо ехать в деревню за сыном перед 1 сентября, то автослесарь наверняка будет морщиться, удрученно качать головой, задумчиво тереть лоб и обязательно предложит вам оставить машину на ремонт недели на две.
- 4. Когда на ужин приезжает теща, у Игоря всегда совещание, из-за которого он вынужден допоздна задержаться на работе.
- 5. Если покупательница в магазине колеблется, купить или не купить дорогие и не очень-то нужные ей сейчас туфли, то продавщица по секрету говорит ей, что эта пара – последняя.
- 6. Если у вас подтекает кран на кухне, у сантехника никогда нет нужной прокладки или гайки подходящего размера.