Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Проблемы устойчивого развития Вариант 13 (при наличии).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М инистерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тольяттинский государственный университет»

____________________________________________________________

(институт)

____________________________________________________________

(кафедра)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Проблемы устойчивого развития»
Вариант 13 (при наличии)


Студент

Новокшонов Н.А.

(И.О. Фамилия)




Группа

ЭРТбп-1801а

(И.О. Фамилия)




Ассистент

(И.О. Фамилия)




Преподаватель

Шевченко Ю.Н.

(И.О. Фамилия)




Тольятти 2021

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА ЗЕМЛИ 6

1.1 Понятие климата 6

1.2 Факторы естественного изменения климата 8

1.3. Антропогенное изменение климата 20

1.4. Климатические реконструкции 22

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА 31

2.1 Причины современного изменения климата 31

2.2 Последствия изменения климата на окружающую среду и человека 36

2.2.1 Позитивные последствия 36

2.2.2 Негативные последствия 37

2.3 Анализ климатических изменений и примерные пути выхода из сложившейся климатической ситуации 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79

ПРИЛОЖЕНИЯ 82


ВВЕДЕНИЕ



Когда мы говорим о климате Земли, всегда хочется отметить важность этого ведущего фактора и подчеркнуть его глобальность в масштабах всей планеты. Ведь далеко не секрет, что климат подвержен изменениям.

Климат Земли, как известно, всегда интересовал жителей всех стран. Было давно замечено, что климат подвержен изменениям
, подчас серьезным. Эти изменения климата во времени могут быть как естественными (природными), так и антропогенными. За ходом этих изменений пристально следят ученые не только ведущих стран мира, но и большинства других.

Изучение климата получило мощный импульс благодаря усилению интереса общественности к проблеме его изменения. И это легко объяснимо, поскольку климат является одной из важнейших составляющих системы жизнеобеспечения на планете. Общество ждет от учёных точных прогнозов, причем не только на ближайшее будущее, но и на весь XXI век [15].

Почему данная проблема актуальна для современного мира и для России в том числе? Рассмотрим основные современные тренды.

В конце ХХ века большой общественный резонанс вызвала проблема глобального потепления. Можно констатировать, что поток газетных публикаций и сообщений других СМИ последних лет рисует весьма противоречивую картину. Поэтому у многих складывается ощущение, что уровень знаний по указанной проблематике недостаточный, следовательно, наука не может предоставить строгих доказательств предстоящих климатических изменений. При этом, стоит подчеркнуть, сам факт значительного увеличения средней температуры воздуха у поверхности Земли не вызывает сомнения. Многолетние регулярные наблюдения обширной сети метеорологических станций подтверждают изменение средней температуры. Академик В.М. Котляков и другие ученые приводят значение 0,74оС за 100 лет.

Точность измерений и статистическая достоверность результатов не оставляют сомнений в самом факте глобального потепления. Однако, говоря об актуальности проблемы, важно понять, как антропогенные факторы соотносятся с природными процессами [14].

Так, извержения вулканов - чрезвычайно мощные природные явления, перед которыми человечество было и остается бессильным. В масштабе нескольких лет извержения вулканов могут играть главную роль в похолодании климата. Механизм этого воздействия на климат достаточно хорошо известен. При извержении выбрасываются огромные массы аэрозолей - взвешенных частиц, которые разносятся тропосферными и стратосферными ветрами и поглощают часть солнечной радиации, и в этом заключается главный эффект вулканизма в рассматриваемом контексте [27].

Исходя из вышесказанного, следует добавить, что вопрос, который поднимается в дипломной работе - актуален и потому требует подробного анализа. Значительную часть работы составляют рассмотрение как естественных, так и антропогенных факторов, которые влияют на климат планеты. Также важное место в работе занимает изучение климата с точки зрения методики, как в школьной географии актуализируется данный вопрос и в каких классах данная тема может быть рассмотрена.



Целью исследования является изучение и анализ современного изменения климата Земли и причины этого изменения.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть основные факторы естественного (природного) и антропогенного изменения климата;

2. Проанализировать причины современного изменения климата;

3.Установить последствия (позитивные и негативные) изменения климата;

4. Проанализировать климатические изменения и назвать возможные пути выхода из сложившейся климатической ситуации;

Объект исследования: климат.

Предмет исследования: современное изменение климата.

Методы исследования: теоретический (анализ проблемы путём изучения различной методической и научной литературы по данной теме); исторический метод (позволяет понять, каким был климат в разные периоды существования планеты); метод идеализации (позволяет выделить конкретную цель в предотвращении климатической катастрофы).

Представленная курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые содержат параграфы, и заключения; включает список источников и литературы, пять приложений.


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА ЗЕМЛИ




1.1 Понятие климата



Когда мы говорим о климате, всегда обращаем внимание на определение этого понятия. Ученые многих стран мира раскрывают данный термин по-своему, делая акцент на многих факторах, прежде чем дать ёмкое, лаконичное и достаточно раскрывающее определение понятию «климат».

В течение нескольких периодов становления географии как науки, многие ученые стали уделять особое внимание климатологии, которая начала испытывать наибольший эффект экологизации и методического перевооружения. Само определение климата к середине ХХ века претерпело существенное изменение. Академик Ю.А. Израэль определил климат как статистический режим состояния климатической системы (включающей в себя атмосферу, океан, поверхность суши, криосферу и биоту), описанной в терминах средних значений физических величин, характеризующих изменчивость погоды в масштабе времени от нескольких месяцев до тысячи и более лет. Сравним приведенное определение Ю.А. Израэля с традиционным: климатом называют многолетний режим погоды в данной местности [5].

Опираясь на определения понятию климата, следует отметить, что оно дано в контексте определенного региона планеты. Хочется сделать акцент на современной научной формулировке понятия глобального климата Земли, которое подразумевает под собой так называемый «ансамбль» состояний, который проходит климатическая система Земли за период в несколько десятилетий (под состоянием в данном случае понимается погода, а под ансамблем состояний - набор погод).

Почему мы говорим о климате? Климат является одной из важнейших составляющих жизнеобеспечения на планете. Он меняется с течением времени, эти изменения могут быть ограниченными и медленными. К сожалению, человек изменяет климат гораздо стремительнее, чем сама климатическая система (см. Приложение 1, рис.1) может к этому приспособиться.

За время существования нашей планеты благодаря различным климатическим трансформациям были сформированы растительный облик и животный мир Земли, в том числе и приспособление человека к этим природным и климатическим условиям. Насколько климат благоприятный, настолько человек правильно и организованно осуществляет свою жизнедеятельность в различных отраслях экономики и промышленности. От климата, безусловно, зависят многие условия проживания человека, его потребность в комфорте температурных значений в жилых конструкциях и, собственно, в тех ресурсах (топливных и энергетических), без которых в современном мире невозможно существовать [9].


На современном этапе развития человечества человек стал активно влиять на климатическую систему. Большое внимание уделяется воздействию человека на климат: глобальному потеплению, проблеме кислотных дождей, катастрофе в Чернобыле, влиянию города на климат и т. д. Одной из первых климатология стала изучать проблемы глобальных изменений окружающей среды [7].

Климатология получила мощный импульс благодаря усилению интереса общественности к проблеме климатических изменений (или, более обще - проблеме климата). И это легко объяснимо, поскольку климат является одной из важнейших составляющих системы жизнеобеспечения на планете. И, как это ни парадоксально, общество ждет от ученых точных прогнозов, причем не только на ближайшее будущее, но и на весь XXI век [11].

1.2 Факторы естественного изменения климата



На протяжении многих периодов жизни планеты климат претерпевал определенные изменения. Они происходили и происходят из-за активности разных естественных причин, которые подвержены переменам, к ним относятся:

  • материковый дрейф и влияние океана (океанические течения);

  • солнечная активность;

  • смещение орбиты Земли;

  • вулканическая активность, которая изменяет состав атмосферы и

ее прозрачность;

  • альбедо Земли;

  • тепло, хранящееся в глубинах океана.

Анализируя факторы естественного изменения климата, хочется обратить внимание на следующий факт, который был отмечен выше в тексте работы: в конце ХХ века большой общественный резонанс вызвала проблема глобального потепления. В этом контексте важно понять, как соотносятся антропогенные факторы с природными процессами. Но сперва рассмотрим естественные факторы изменения климата [27].

Главным природным явлением, которое является естественным загрязнителем атмосферы - извержения вулканов - колоссальные по мощности явления природы, перед которыми человечество на протяжении долгого времени было и остается бессильным. В масштабе нескольких лет извержения вулканов могут играть главную роль в похолодании климата. Механизм этого воздействия на климат достаточно хорошо известен. При извержении выбрасываются огромные массы аэрозолей - взвешенных частиц, которые разносятся тропосферными и стратосферными ветрами и поглощают часть солнечной радиации, и в этом заключается главный эффект вулканизма в рассматриваемом контексте [20].