Файл: 1 Принципы формирование кредитного портфеля коммерческого банка, и оценка имущества заемщика 9.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В международной практике для оценки качества кредитного портфеля применяют рейтинг, основанный на агрегатных показателях и характеристиках, который дает возможность ранжировать банки по качеству их кредитных портфелей и месту среди других кредитных институтов.

Рейтинг устанавливается в результате:

  • собственного анализа качества кредитного портфеля;

  • независимой экспертизы специализированными банковскими рейтинговыми агентствами, например, «Standard & Poor’s», «Fitch IBCA», «Moody’s»;

  • оценке надзорных органов, которая более объективна, чем прочие оценки.

Основными методами построения рейтинга качества кредитного портфеля, применяемыми в международной практике, являются номерная и балльная системы.

Номерная система заключается в том, что по каждой группе рисков определяется ограниченный перечень показателей, на основании которых происходит отнесение к ней каждого конкретного элемента кредитного портфеля. Номерная система строится на экспертном мнении, которое очень сложно выразить количественно. Именно это и является ее главным недостатком. Широта и возможная противоположность экспертной оценки не позволяют обеспечить единый подход к классификации элементов кредитного портфеля.

Чем более субъективна данная система, тем больше ошибок будет возникать при определении качества кредитного портфеля. Наряду с номерной системой в международной практике широкое распространение получила и балльная система оценки качества кредитного портфеля коммерческого банка. Она сводится к одному общему числовому значению, определение которого регламентировано.

Качество каждой ссуды, входящей в кредитный портфель, оценивается сначала по каждому из показателей, а затем дается сводная балльная оценка. Рейтинг качества кредитов устанавливается на основе набранных баллов.

  1. наилучшие - 163 - 140;

  2. высокое качество - 139 - 118;

  3. удовлетворительные - 117 - 85;

  4. предельный - 84 - 65;

  5. хуже предельного - 64 и ниже.

Наиболее часто балльная система используется при оценки кредитного портфеля физических лиц.

Отличительной особенностью балльной системы является то, что она носит индивидуальный характер и должна разрабатываться исходя из особенностей, присущих банку, его клиентуре, учитывать специфику законодательства различных стран.


Положительными сторонами балльной системы оценки качества кредитного портфеля являются: простота использования, быстродействие системы, малая доля субъективизма при принятии решений. К отрицательным сторонам можно отнести: плохую адаптируемость к отдельным категориям ссуд и заемщикам, недостаточный диапазон оцениваемых аспектов, сложность проверки достоверности информации, получаемой от заемщика.

На практике, учитывая все положительные и отрицательные стороны номерной и балльной систем, целесообразно использовать их сочетание, что будет являться основой более совершенной и точной системы оценки качества кредитного портфеля.

Базельский комитет по банковскому надзору регулярно пересматривает надзорные требования к кредитным портфелям коммерческих банков, к оценке кредитных рисков и к размеру создаваемых резервов, к объему крупных кредитов, предоставленных клиентам, акционерам, инсайдерам, связанным с банком лицам, к размеру выданных гарантий и обязательств и другие показатели. Соответствующие финансовые показатели определены в директивах Базельского комитета по банковскому надзору. Эти требования с небольшими изменениями учитываются в экономических нормативах деятельности российских кредитных организаций.

В отечественной банковской практике чаще всего проводиться лишь собственный анализ качества кредитного портфеля, основанный на определении совокупности финансовых коэффициентов, оказывающих на него непосредственное влияние. Данные коэффициенты рассматриваются в динамике и в сопоставлении друг с другом. Эти коэффициенты характеризуют:

  1. качество кредитного портфеля банка;

  2. деловую активность и оборачиваемость;

  3. доходность кредитного портфеля банка.

Для сводной оценки качества кредитного портфеля банк должен выбрать систему показателей из перечисленных и обозначить их значимость (вес в процентах).

Далее по каждой группе финансовых коэффициентов рассчитывается групповой балл путем взвешивания балльных оценок показателей данной группы, причем сумма весов по каждой группе должна составлять 100 %. Три балла, представляющие собой интегральные оценки трех групп показателей, в свою очередь, взвешиваются с учетом роли каждой группы показателей в интегральном балле, их веса в сумме также должны составлять 100 %.





2 Общая характеристика ПАО КБ Центр- Инвест




2.1 Общие сведения о банке



Банк ПАО «Центр-Инвест» был создан в 1992 году руководителями первых приватизированных предприятий Юга России: “Сантари”, “Электросвязь”, “Сулинский металургический завод”, “Донской Табак”, “Торговая дружина”, “Ростов–Цум”; инвестиционными и консалтинговыми фирмами: ИФК “Ростов–Инвест”, ТОО “ДИАНА”, “Центр экономического содействия”. и командой преподавателей вузов г. Ростова-на-Дону и с момента создания развивался как универсальный финансовый институт, увеличивая ресурсную базу и активы, расширяя филиальную сеть, оказывая содействие своим клиентам на всех этапах российских реформ, постоянно внедряя лучшую мировую практику в своей работе. В дальнейшем в число акционеров банка вошли: “Ростовэнерго”, “Ростовгоргаз”, “Таганрогмежрайгаз”, “Южтрубопроводстрой”, “Новочеркаский электронный завод”, “Ростовгазоаппарат”, “Аксайкардандеталь”, “Фондовый Дом”, “Cельмашинвест”.

26 января 1993 г. банк «Центр-Инвест»получил лицензию Центрального банка РФ на совершение банковских операций и с 1 февраля приступил к работе на финансовом рынке. Благодаря постоянному внедрению новых технологий банк “ Центр–Инвест” по праву называют лабораторией реформ Юга России:

1992г.–обслуживание процессов приватизации;

1993г.–становление донского рынка ценных бумаг;

1994г.–внедрение вексельного обращения;

1995г –начало формирования рынка инвестиционных проектов;

1996г.–разработка программ поддержки малых предприятий Дона, первый аудит по международным стандартам;

1998г.–новые технологии работы банка в условиях кризиса;

1999г.–агрессивный маркетинг;

2000г.–начало сотрудничества с международными финансовыми организациями, начало выпуска собственных пластиковых карт международного образца;

2001г.–участие в международных программах перевода российских банков на международные стандарты:

2002г.–реализация соглашения с Агенством по международному развитию США (USAID), Международной Финансовой Корпорацией (IFC), крупнейшей немецкой государственной страховой компанией HERMES.


2004г. – ЕБРР становится акционером банка.

2005г. – независимым директором банка «Центр- Инвест « стал экс-председатель Deutsche Bundesbank Эрнст Вельтеке, гарантировав клиентам, сотрудникам и акционерам банка прозрачность деятельности и обеспечивая принятие независимых решений. В это

2006г. – «Центр- Инвест «реализует стратегию «South of Russia+», направленную на развитие филиальной сети на Юге России, услуг, продуктов и операций банка «Центр- Инвест « на базе SAP for Banking.

2010г. –банк «Центр- Инвест « успешно реализовал Стратегию «South of Russia+» и программу «Юг России против глобального кризиса».

2011г. –Совет директоров банка «Центр- Инвест « утвердил новую Стратегию развития банка на 2011-2015 гг «Посткризисное развитие Юга России». Стратегия была досрочно реализована в 2013 году.

2013г. – В ноябре Советом директоров была утверждена Стратегия Банка на 2014–2017 гг.  «Глобальная конкурентоспособность клиентов банка «Центр-Инвест», которая стала ответом на вызовы волатильности глобальных рынков и стагнации российской экономики на основе бизнес-модели устойчивого банкинга, предусматривающей экологическую, социальную ответственность и операционную эффективность управления региональными рисками, на базе современных технологий.

2014г. – В апреле банк «Центр-Инвест» в партнерстве с Южным федеральным университетом открыл Центр финансовой грамотности, где каждый может получить бесплатные консультации и финансовые знания. На регулярной основе специалисты банка «Центр- Инвест « обучают группы студентов для волонтерской работы в Центре.

2015г. - В начале года банковские услуги и сервисы для населения (вклады, кредиты, карты и платежи) банка «Центр-Инвест» признаны лучшими в России и удостоены почетным золотым знаком «Отличник качества». Победа во Всероссийском конкурсе подтверждает высокий профессиональный уровень работников банка «Центр-Инвест» и статус лидера на банковском рынке.

В 2018 году Совет директоров банка «Центр-инвест» утвердил стратегию развития банка на 2019-2021 гг. «ESG-диджитализация экосистемы банка «Центр-инвест», которая включает в себя структурные перемены и диджитализацию банковских продуктов для населения и сервисов для малого бизнеса на фоне устойчивого роста ключевых финансовых показателей. Банк «Центр-инвест» уже много лет успешно реализует принципы ESG на Юге России. Эти принципы подтвердили свою жизнеспособность в условиях волатильности российской экономики. Банк «Центр-инвест» первым среди российских банков получил ESG — рейтинг Vigeo Eiris и занял 17 место среди 76 банков Европы. А в феврале 2019 года «Центр-инвест» закрепил свой статус на рынке социальных инвестиций и стал первым российским банком в Global Alliance for Banking on Values, который объединяет 54 банка по всему миру, цель которых использовать финансы для обеспечения устойчивого экономического, социального и экологического развития.